Ледокол «Ангара»

Ледокол «Ангара» — единственное сохранившееся судно своего типа в России. Его называют оставшейся частичкой живой истории работавшей на озере Байкал железнодорожной паромной переправы, в которую входил кроме него паром-ледокол «Байкал». За долгие годы ледокол «Ангара» выполнял разные задачи. Он перевозил людей и грузы, был частью железнодорожной переправы — история тесно связана с развитием Байкала и Транссибирской магистрали.

Сегодня ледокол является одним из отделов Иркутского областного краеведческого музея им. Н. Н. Муравьева-Амурского. Находится в микрорайоне Солнечный города Иркутска.

  • Является музеем и символом Иркутска
  • Ежегодно привлекает около 30 000 посетителей
  • Участвовал в важных исторических событиях начала XX века
Фото: Иркутский краеведческий музей

История и предназначение

Уникальное судно было построено в 1900 году и служило на озере Байкал более 60 лет.

В 1895 году в Ньюкасле (Англия) был заключен контракт на изготовление парома-ледокола стоимостью 79 890 фунтов стерлингов. Этот контракт был подписан с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К°». Судно доставили в разобранном виде в село Лиственничное, на сборку потребовался год: с 18 июля 1899 года и по 25 июля 1900 года. «Ангара» была спущена на воду 25 июля 1900 года, став одним из первых ледоколов в мире.

Вместе с ледоколом «Байкал» они составляли основу Байкальской переправы. Хотя «Ангара» была меньше, она успешно перевозила грузы и людей, пробивая лёд на Байкале. Ледокол «Ангара» был важен для Транссибирской магистрали, он помог обеспечить железную дорогу через Байкал. До 1905 года совершалось два ежедневных рейса через озеро. Маршрут пролегал между пристанями Байкал и Мысовая, а в 1903 году ледокольная пристань была переведена в Танхой.

После постройки Кругобайкальской железной дороги в 1905 году «Ангара» изменила роль. Она была переоборудована для перевозки пассажиров и продолжала работать до 1962 года. После списания в 1962 году судно несколько раз затапливалось, горело в 1983 году. Однако ледокол был восстановлен. Капитальный ремонт провели 1989 – 1990 годах.

В 1990 году «Ангара» получила новую жизнь как музей. Сегодня это плавучий памятник.

Ледокол как музей

Сегодня «Ангара» — обновленный музей на воде. Реставрация включала обшивку рубки деревянными полотнами, на шлюпочной палубе заменили железный настил на деревянный, воссоздав исторический облик. В каютах создали тематические экспозиции. В рубке установили навигационные приборы XIX – XX веков.

Фото: Иркутский краеведческий музей

В 2015 году ледокол «Ангара» вошёл в состав Иркутского краеведческого музея, где можно узнать историю судоходства на Байкале и о развитии Сибири. В рабочем состоянии сохранился двигатель и машинное отделение ледокола, можно изучить реальное судно, сыгравшее ключевую роль в истории региона. Ледокол перевозил 10 вагонов и 160 пассажиров. Он помогал в развитии Транссибирской магистрали, участвовал в военных действиях и даже был лидером флотилии.

Реставрация продолжалась и в последующие годы. В 2021 году на ремонт было выделено 6,1 млн рублей. В сентября 2024 года открылась новая интерактивная экспозиция: в девяти инсталляциях, часть из которых посвящена судьбам капитанов и членов экипажа, голограммы рассказывают об участии ледокола в войнах, о времени, когда он находился в бесхозном состоянии, а также о его восстановлении.

Экспозицию разместили в верхней и нижней каютах. Она занимает 264 м². Посетители увидят фотографии, личные вещи экипажа и историю судна. На борту более 50 экспонатов, среди них модели кораблей XVII века.

Ледокол — не только памятник. Это место для образовательных программ. Включает детскую морскую школу и военно-патриотические проекты.

Читать также:

Другие культурные бренды