Выберите город или район:



Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальскую железную дорогу называют шедевром инженерного искусства. Это уникальное сооружение, представляющее собой памятник архитектуры и инженерного мастерства XIX–XX веков, в котором отражены все технические прогрессивные достижения того времени.

КБЖД — это главная рукотворная достопримечательность Байкала. Железнодорожная артерия стала значимым этапом в развитии строительства Транссибирской магистрали — важнейшего пути в истории Сибири.

«Кругобайкалка» это тупиковая заповедная ветка Транссиба, от станции «Байкал» до станции «Слюдянка II» (протяженность дороги составляет около девяноста километров). Известно, что первый поезд к берегу озера Байкал пришел 21 октября (2 ноября) 1898 г., а запуск дороги в эксплуатацию состоялся 13 октября 1905 года.

Кругобайкальскую железную дорогу называют «золотой пряжкой» стального пояса России. «Пряжка» она потому, что соединила разделенную Байкалом Транссибирскую магистраль, «золотая» — из-за высокой стоимости строительства, которая превзошла расходы на строительство всех существующих железных дорог в России. Это сооружение создавали архитекторы и инженеры из России, Италии, Латвии, Польши и Албании в течении девяти лет (в период с 1896 по 1905 год).

Изначально дорога имела одну колею, но когда в 1914 году был построен второй путь, то пропускная способность Кругобайкальской железной дороги увеличилась до 48 пар поездов в сутки. Участок вдоль Байкала называют «тупиковой веткой», потому что в 1950 году началось строительство Иркутской ГЭС и в результате часть Транссибирской магистрали от Иркутска до посёлка Байкал, идущая вдоль реки Ангары (не относящаяся к КБЖД), была разобрана, а затем затоплена при строительстве Иркутского водохранилища. В итоге сформировался современный «тупиковый» маршрут КБЖД (Слюдянка II — порт Байкал). Магистраль потеряла своё стратегическое значение, а число поездов на дороге резко сократилось. Поскольку первый путь КБЖД стал ненужным, его разобрали.

В начале двадцатого века по дороге ходило до 48 пар поездов в сутки
Источник: пресс-служба ВСЖД

Кругобайкальская железная дорога является уникальным памятником железнодорожного инженерного искусства под открытым небом. Кругобайкалка состоит из 39 тоннелей, 16 каменных переходов и 248 мостов и виадуков. Самый длинный тоннель проходит через мыс Половинный и имеет длину 777,5 метра. Дорога была проложена по склонам Приморского хребта, где вдоль всего побережья тянутся бесконечные полосы отвесных вертикальных скал, глубоко погруженных в озеро.

Железнодорожные тоннели и каменные переходы удивительны тем, что строились без типового проекта, сохраняя оригинальные идеи архитекторов и инженеров начала XX века. «Кругобайкалка», в сравнении с другими железнодорожными путями России, уникальна и по насыщенности инженерными сооружениями. По количеству различных видов работ на километр пути и сложности их выполнения Кругобайкальская железная дорога превосходит все построенные в мире железные дороги.

У «Кругобайкалки» богатейшая история, в которой много удивительных фактов. В частности, во время строительства КБЖД была создана и действовала так называемая Байкальская железнодорожная переправа. Для того чтобы установить сквозное железнодорожное сообщение до окончания строительства КБЖД, было решено соединить берега озера железнодорожной паромной переправой. В теплое время года по озеру ходили знаменитые ледоколы «Байкал» и «Ангара». В апреле 1900 года паром-ледокол «Байкал» совершил свой первый рабочий рейс. На его борту было 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза.

Затем, после завершения навигации «Байкала» и «Ангары», прямо по льду озера была проложена железная дорога. Вагоны по ней двигались поштучно на гужевой тяге. Параллельно железнодорожной ветке шло ледовое шоссе, по которому лошади перевозили людей на санях. Железнодорожная дорога прокладывалась каждую зиму до открытия Кругобайкальской железной дороги в 1905 году.

21 декабря 1982 года было принято решение о превращении участка КБЖД «Байкал — Култук» в архитектурно-ландшафтный заповедник и обеспечении его государственной защитой. С начала 1980-х годов началось постепенное развитие туристического потенциала КБЖД. Сегодня на «Кругобайкалке» работают различные туристические базы, а также развивается «дикий» туризм.

Походы по Кругобайкалке привлекают многочисленных туристов. Путь по КБЖД оборудован местами для кемпинга, палаток, с многочисленными столиками, беседками и лавочками
Источник: пресс-служба ВСЖД

Гениальное сооружение инженерной мысли можно назвать яркой культурной достопримечательностью Иркутской области. Помимо интересных мест и объектов, связанных с железной дорогой, туристов на КБЖД привлекают разнообразные природные достопримечательности: скалистые обнажения (например, «Белая выемка»), каменные выступы и др. В поселках вдоль КБЖД, особенно в Маритуе, можно увидеть ряд деревянных зданий, построенных в стиле модерн в начале XX века. Примечательно, что на КБЖД также расположена Научно-исследовательская экспериментальная база Центра сохранения историко-культурного наследия (на 80-м километре)

Станция Маритуй — самый большой населенный пункт в центральной части КБЖД 
Источник: пресс-служба ВСЖД

Осенью 2005 года «Кругобайкалке» исполнилось 100 лет. К этой дате был отремонтирован вокзал на станции Байкал, открыта музейная экспозиция, посвященная КБЖД, а также восстановлен вокзальный комплекс станции Слюдянка.

Кругобайкальская железная дорога — это одно из самых живописных мест на Байкале, любимых как иркутянами, так и гостями города. Красота «Кругобайкалки» вдохновляет творческих людей на создание произведений, связанных с этим уникальным рукотворным памятником. Например, байкальская магистраль нашла своё отражение в творчестве художника Владимира Томиловского, фотохудожников Игоря Бержинского, Галины Коробовой и других. Зимние пейзажи «Кругобайкалки» мелькают и в художественном фильме «Адмиралъ» (2008 г.). О строительстве Кругобайкальской железной дороги рассказал в своем романе «Байкал — море священное» (1989 г.) известный сибирский писатель Ким Балков. Поэты также неоднократно обращались к «золотой пряжке Транссиба». Прекрасные романтические строчки о Кругобайкалке есть и в стихотворении знаменитого поэта Юрия Левитанского:

И вот расступаются горы,
Уходят гряда за грядой,
Зелёный глазок семафора —
Над синей Байкальской водой.

Дежурный, давай отправление!
Пусть ветер свистит и поёт —
Нам по сердцу скорость движенья,
Сквозного движения вперёд.

По материалам открытых источников в Интернете: https://www.rzd.ru, https://ru.wikipedia.org и др.