Борис Лебединский

Борис Иванович Лебединский — известный сибирский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР. Он родился в Санкт-Петербургской губернии, но жизнь его неразрывно связана с Иркутском. В этот город он переехал в 1917 году, стал председателем Иркутского общества художников и организатором первой сибирской выставки в Иркутске. Его талант многогранен: график и живописец, историк и знаток Сибирского края, мастер книжной иллюстрации.

Борис Иванович Лебединский
Источник: Иркутский областной художественный музей

Имевший активную жизненную позицию и участвовавший в жизни города и края, Борис Лебединский был членом Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества, инструктором общества охраны памятников старины и искусства, хранителем Иркутской картинной галереи (1925–1928), председателем Иркутского общества художников, педагогом Иркутского художественного училища (1944–1949).

Борис Иванович Лебединский родился 17 октября 1891 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии в семье потомственного диакона. Он мог бы пойти по стопам отца и уже поступил в духовную семинарию. Но принял решение стать художником. По семейному преданию, это произошло благодаря судьбоносной встрече с самим Иваном Ивановичем Шишкиным, дача в имении Дубки которого находилась недалеко от дома Лебединских. Случайно встретив великого мастера пейзажа в лесу на этюдах, мальчик долго наблюдал за его работой как за настоящим чудом. Этот случай из детства определил дальнейшую жизнь Лебединского в искусстве. А Иван Шишкин стал его кумиром на всю жизнь.

Работа Бориса Лебединского
Источник: Иркутский областной художественный музей

Борис Лебединский поступил в Петербурге в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в 1907 году. Спустя некоторое время в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проходил обучение с 1908 по 1913 годы. Его преподавателями были И. Я. Билибин, Ф. В. Дмоховский, А. Ф. Писемский, А. А. Рылов, Н. К. Рерих.

Офортом и гравюрой художник занимался в мастерской знаменитого преподавателя Василия Матэ, действительного члена Академии художеств и академика гравирования, под руководством которого учились такие знаменитые художники, как Илья Репин и Валентин Серов. Для Бориса Лебединского Матэ стал главным учителем.

Весной 1914 года на Международной выставке печатной графики и офорта в Лейпциге работа Лебединского «Новгородские стены» получила серебряную медаль. Когда началась Первая мировая война, Бориса Лебединского признали непригодным к строевой службе из-за болезни легких. Зато он в качестве рисовальщика принял участие в нескольких экспедициях. Сначала — в Карелию и Финляндию, а затем — в Красноярск, Минусинск и на Байкал. Именно тогда и состоялось знакомство Бориса Лебединского с Восточной Сибирью.

После окончания учёбы Лебединский в 1917 году путешествовал по Сибири. Конечным пунктом маршрута стали Иркутск и Байкал. Художник оказался навсегда покорён мощью и красотой этих мест и принял решение переехать в Иркутск, чтобы жить и работать. Вернувшись в революционный Петроград, он уговорил жену переехать в спокойный и благополучный Иркутск. В 1918 году он становится членом Иркутского общества художников, а с 1920-го — его председателем. Здесь автор погружается в историю города.

Работа Бориса Лебединского
Источник: Иркутский областной художественный музей

При этом художник был с юности увлечен палеогеологией. В его жизни присутствовали экспедиции в дальние уголки Родины. Он стал активным членом Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества, по его линии работал в Комитете Севера, принимал участие в создании Сибирской советской энциклопедии.

В 1932 году Борис Иванович уехал в Ленинград. Сам Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский, выдающийся географ, пригласил его научным сотрудником в свое любимое детище — Центральный географический музей.

Весной 1932 года Борис Лебединский становится научным сотрудником Государственного Центрального Географического Музея, где участвует в создании видовых картин и панно, панорамных макетов, рельефных карт, географических моделей. Специально для музея он создает большие полотна — «Степь Колыванская», «Байкал. Хмурый день» и другие.

После того как он соглашается сохранить книги репрессированного друга, ему предъявляют обвинение в «хранении контрреволюционной литературы». 5 апреля 1933 года Лебединского осудили к заключению в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на пять лет. Однако ходатайства о помиловании и помощь оставшихся на воле друзей сделали свое дело. Пробыв в заключении около года, 15 апреля 1934 года автор был условно досрочно освобожден. После этих событий Лебединские переехали в Старую Руссу. Здесь художник вновь создал изостудию, и уже через пару лет его ученики участвовали в выставках в Ленинграде и Москве.

Работа Бориса Лебединского
Источник: Иркутский областной художественный музей

В 1944 году Борис Лебединский вернулся в Иркутск по приглашению ИЗО-педтехникума. И сразу с головой окунулся в работу. Он преподавал в художественном училище, работал художником Иркутского отделения Художественного фонда СССР, активно участвовал в послевоенных областных, республиканских, всесоюзных выставках. Борис Лебединский также ярко проявил себя и на общественном поприще: он возглавлял Иркутскую комиссию по охране памятников старины и искусства.

В Иркутске творчество художника обрело необыкновенную популярность и востребованность. Большими тиражами издавались его альбомы графики и живописи — с видами старого и нового Иркутска, природы Байкала. Достаточно сказать, что альбомы Лебединского о Байкале способствовали возникновению в 1960-х годах в СССР общественного движения в защиту уникального озера.

В творчестве Лебединского выделяют несколько главных тем: иркутская старина (старинная городская архитектура), пейзажи сибирской природы (красота и мощь тайги, сибирских рек и гор), а также пейзажи Байкала.

Работа Бориса Лебединского
Источник: Иркутский областной художественный музей

Борис Иванович стал родоначальником иркутской школы печатной графики. Он воспитал несколько поколений учеников, многие из которых стали известными художниками. В том числе — заслуженный художник России Александр Шипицын, который впоследствии сам воспитал в Иркутске целую плеяду молодых талантливых графиков.

— Я начал учиться у Бориса Ивановича Лебединского, когда был еще третьеклассником, — рассказал Александр Шипицын. — Это произошло благодаря случаю — мой папа познакомился с ним в Аршане. Как два интеллигентных человека, они сразу нашли общий язык. Папа привел меня к художнику в мастерскую, и я стал ему помогать, потом рисовать, а позднее поступил в училище, где он преподавал. То, чему я научился, будучи ребенком, легло в меня, Лебединский навсегда влюбил меня в графику.

В гравюре Лебединский добивался невероятной, почти ювелирной филигранности оттиска. Борис Иванович верил в абсолютные достоинства графики как особого вида искусства: тонкого, интеллектуального, требующего серьезного уровня подготовленности зрителя. Он говорил: «Графика должна вытеснить подделки под искусство, до сих пор, к сожалению, украшающие наши общественные здания и квартиры. Красиво изданная книга с гравюрами, эстамп, так органично вписывающийся в современный интерьер, несут людям настоящую эстетическую радость. Во имя этого и работать радостно!».

Работа Бориса Лебединского
Источник: Иркутский областной художественный музей

В Музее байкальской фауны ИГУ есть монументальные пейзажи Байкала. Борис Лебединский и ученый Михаил Кожов дружили и часто вместе путешествовали по озеру, и эти работы были написаны художником специально для Музея байкальской фауны.

Тема исторического Иркутска была одной из центральных для Бориса Лебединского. В числе его работ есть графические листы «Иркутск — город древний», «Последний рейс ледокола «Ангара». Благодаря офортам Бориса Лебединского в Иркутске в 2011 году восстановили памятник архитектуры — Московские ворота. Когда он узнал, что их будут сносить, специально сделал очень точные зарисовки, чтобы в будущем воспроизвести их в своих гравюрах.

В печатной графике художник работал сериями, воплощенными в альбомах гравюр. Будучи виртуозным графиком, Лебединский до конца жизни не оставлял занятия живописью. И в графике, и в живописи преобладающим жанром для него был пейзаж. Живописные произведения о Сибири и Байкале отличает эпичность, монументальность, величественность образов природы.

Альбомы графики Бориса Лебединского давно стали библиографической редкостью и высоко ценятся коллекционерами. Произведения художника находятся в собраниях центральных музеев страны: Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а также в крупных коллекциях сибирских городов. Есть его произведения и в собрании картинной галереи Старорусского филиала Новгородского музея-заповедника: офорты, линогравюры, автолитографии новгородской, старорусской и сибирской тематики, переданные семьёй художника.

Работа Бориса Лебединского
Источник: Иркутский областной художественный музей
Другие культурные бренды