Александр Михайлович Сибиряков

Александр Михайлович Сибиряков — иркутский купец I гильдии, золотопромышленник, крупный меценат, исследователь Сибири, гласный Иркутской городской думы, потомственный почётный гражданин столицы Приангарья. Для описания широкого круга интересов этой личности может потребоваться не один том биографии, но, на счастье, в Иркутске есть нечто более звучное: дом, а точнее, дома, здания, где располагается Музей истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова и где хранят память о человеке, посвятившем себя поискам короткой дороги из Сибири в зарубежные страны по Северному Ледовитому океану.

Купец

Александр Михайлович Сибиряков. 1880-е гг.
Источник: Музей истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова

Родился Александр Михайлович 26 сентября (8 октября) 1849 года в Иркутске, в семье Сибиряковых, принадлежащих к старинному купеческому роду.

Его отец, Михаил Сибиряков, был купцом I гильдии, совладельцем винокуренных заводов, богатых золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства. Принадлежность к I купеческой гильдии давала право на международную торговлю и владение морскими и речными судами, освобождение от воинской повинности и телесных наказаний а также паспортную льготу — возможность свободно перемещаться по стране. Для причисления к этой группе необходимо было обладать капиталом в 50 000 рублей (от 50 до 63 млн по современным меркам — в зависимости от того, был ли капитал в серебре или ассигнациях).

Такое состояние позволило А. М. Сибирякову после окончания Иркутской мужской гимназии (теперь на её месте располагается главное здание Иркутского художественного музея) учиться в Швейцарии в Цюрихском политехникуме. Поскольку Александр Михайлович был старшим сыном в семье с шестью детьми, после смерти отца в 1874 году он успешно продолжил его предпринимательскую деятельность, получив право на участие в нескольких золотопромышленных компаниях, а также в «Компании Ленско-Витимского пароходства» — наиболее крупного пароходного предприятия в системе Лены. Также он приобрёл Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику, в 1885 году создал буксирное пароходство на Ангаре, а в 1894 году — Амурское общество пароходства и торговли.

Для дальнейшего развития бизнеса были нужны дороги гораздо более быстрые, чем существовавший в то время Московский (Сибирский) тракт, по которому перемещались исключительно благодаря лошадиной силе — в прямом смысле. Тогда Александр Сибиряков поставил перед собой цель создать эффективную транспортную систему Сибири.

Исследователь

Портрет Александра Михайловича Сибирякова. А. И. Корзухин. 1885 г.
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Хочешь сделать хорошо — сделай это сам. Александр Сибиряков не стал дожидаться решения транспортного вопроса от других. Благодаря ему состоялось по крайней мере пять крупных экспедиций, отвечающих его главной цели.

Так, в 1876 году он пожертвовал больше 20 тысяч марок, чтобы Общество немецких северополярных путешествий из Бремена изучило, помимо прочего, судоходность и климатические условия устья Оби. В том же году капитан Джозеф Уиггинс благодаря средствам русских купцов, в том числе Александра и Константина Сибиряковых, доказал, что торговое пароходство Северным морским путём может существовать. В 1878 – 1880 гг. А. М. Сибиряков спонсировал первую экспедицию по Северному морю, возглавляемую шведским исследователем Арктики Адольфом Эриком Норденшельдом, а после — спасение его парохода «Вега», который замёрз во льдах у берегов Сибири. Александр Сибиряков и сам принял участие в этом спасении на другом корабле, но по дороге тоже вмёрз в лёд, впрочем, сумев выбраться самостоятельно. А за поддержку экспедиции на Российский Север под предводительством Шарля Рабо, которая состоялась в 1890 году, французское правительство наградило Сибирякова орденом Академической пальмовой ветви.

Поняв, что в море часто мёрзнут лодки и большие корабли, Александр Сибиряков начал искать возможность проложить дорогу из Сибири в Европу по рекам и — с помощью волока — по суше. Он самостоятельно принимал участие в построении маршрутов и прохождении по ним, строительстве амбаров для животных, домов для рабочих и пристани.

После возникновения Сибиряковского тракта продукты в близлежащих к нему районах стали стоить в 2–3 раза дешевле. Также этот путь сократил стоимость сибирских товаров в Европе благодаря меньшим затратам на дорогу.

Меценат

Заявление А. М. Сибирякова с предложением устройства памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Иркутске. 1899 г.
Источник: Государственный архив Иркутской области

Но Александр Сибиряков известен не только как купец и исследователь, но и как меценат в сфере культуры.

Благодаря ему появился первый университет в Сибири (сегодня — Национальный исследовательский Томский государственный университет), которому он после подарил библиотеку В. А. Жуковского и передал ботанические и зоологические экспонаты, собранные в экспедиции Норденшельда.

В Иркутске благодаря Александу Сибирякову появились четыре начальных училища имени А. М. Кладищевой, Высшее техническое училище, типография газеты «Сибирь», а также проводилось строительство церквей.

Он также передал капитал в размере 10 тысяч рублей в Академию наук, проценты от которого должны были использоваться на премию за лучшее историческое сочинение о Сибири.

В начале ХХ в. Александр Михайлович передал управление предпринимательством наследникам и уехал из Иркутска, в конце концов оказавшись в Ницце. 2 ноября 1933 года он был похоронен на русском кладбище там же.

Память

Александр Михайлович Сибиряков. 1915 г.
Источник: Музей истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова

В 1893 году Александру Михайловичу Сибирякову было присвоено звание почётного гражданина Иркутска, в 1904 году он стал почётным членом Томского университета.

Имя Сибирякова носит Музей истории города Иркутска. Также его именем названы острова в Карском и Японском морях, гидрографическое судно и два ледокола, один из которых в 1932 году совершил первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

В разные годы он получил Орден Святого Владимира III степени, Крест командора 1-го класса ордена Полярной звезды от короля Швеции за помощь в организации экспедиции Норденшельда, Пальмовую ветвь от правительства Франции за содействие экспедиции Де Лонга и серебряную медаль Императорского Русского географического общества.

Также снят документальный фильм «На благо Сибири. Александр Сибиряков» (реж. Юлия Иванова), в которой выдающийся иркутянин показан глазами зарубежных историков и экспертов. 

По материалам Русского географического общества и Томского государственного университета.

Другие культурные бренды