Иркутская областная детская школа искусств — не просто учреждение дополнительного образования, но и бренд. Школа славится высоким уровнем образования. На протяжении всей своей истории она становилась победителем национального проекта «Детские школы искусств — достояние Российского государства», входила в число ста лучших детских школ искусств России. Среди выпускников областной школы искусств — заслуженные артисты, работники культуры, солисты филармоний, оперных и музыкальных театров, художники, архитекторы, скульпторы, композиторы, дирижёры, преподаватели музыкальных и художественных школ, колледжей и консерваторий. Более 80 учащихся становились стипендиатами Президента России, министерства культуры и Фонда культуры Российской Федерации. Как добиться таких высоких результатов, в чем миссия преподавателей школы искусств, каким образом нацпроект «Культура» помогает развивать таланты учащихся — об этом мы поговорили с директором учреждения Арсением Володиным.
Екатерина САНЖИЕВА
Ансамбли, хоры, оркестры
— Арсений Вячеславович, расскажите о вашей школе, направлениях подготовки, творческих коллективах.
— Наша школа — старейшее учреждение дополнительного образования в Иркутской области, основанное в 1923 году. Основные направления работы — дополнительное образование детей в области музыкального и изобразительного искусства. Это единственное в регионе учреждение дополнительного образования, подведомственное министерству культуры Иркутской области. В соответствии с этим статусом мы ведём деятельность, направленную на работу с детьми Иркутской области. Раньше это была в основном методическая работа, а с 2016 года у нас сформирован отдел по работе с одарёнными детьми, который занимается организацией конкурсов для учащихся школ искусств Приангарья. Кроме того, мы ведём активную работу по организации летних творческих смен, участию делегаций от Иркутской области в различных всероссийских мероприятиях, таких как Детский культурный форум, Хор России в Кремле и других, а также ведём организационную работу по формированию сводного духового оркестра Иркутской области.
Что касается творческих коллективов, наша школа является лидером среди других учреждений дополнительного образования. У нас три концертных хора, оркестр русских народных инструментов «Байкальский экспресс», духовой оркестр «Золотой звук», джазовый оркестр имени В. В. Романенко — легендарный коллектив, существующий с 1985года (создатель коллектива — известный джазовый педагог, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Владимир Романенко — Е.С.), фольклорный ансамбль «Метелица» — победитель многочисленных конкурсов, известный и за пределами нашего региона, ансамбль преподавателей русских народных инструментов «Камертон». А в 2022 году мы создали камерный оркестр струнно-смычковых инструментов. Среди наших коллективов четыре имеют звание «образцовый».
Свою основную задачу мы видим в создании условий для формирования новых творческих коллективов и дальнейшего развития уже имеющихся. В период с 2017 года в школе открыты отделы «Инструменты эстрадного оркестра» и «Музыкальный фольклор», набираем на инструменты труба, тромбон, валторна, фагот, бас-гитара, ударная установка. У нас существуют многочисленные инструментальные ансамбли по всем направлениям, студия «Основы изобразительного искусства». На художественном отделении выстроена система обучения детей от 6 до 17 лет. Это «Основы изобразительного искусства» 6 – 8 лет, студия «Творчество» 9 – 12 лет, ДПП «Живопись» 10 – 17 лет, ДОП «Художественное творчество» 12 – 16 лет.
— Как преобразилась ваша школа после капитального ремонта, который выполнен благодаря финансированию в рамках нацпроекта «Культура»? Как, например, изменился концертный зал, прилегающая к школе территория?
— По благоустройству прилегающей территории проект выполнен, экспертиза проведена. Работы планируем начать в следующем году. По внутреннему ремонту здания заменены все инженерные системы, электрика, отопление. Установлен автоматический тепловой узел, появилась вентиляция, соответствующая всем современным требованиям. Ремонт концертного зала пока еще не закончен. Старая обшивка стен полностью заменена на акустические панели. Они дают возможность контролировать степень отражения звука: где нужно, он будет заглушен, в других моментах усилен. Прежний зал был, говоря простым языком, «суховат»: учащимся, выступающим с сольной программой, было сложно «озвучить» пространство, звук, поглощаемый стенами, не летел. После ремонта акустика поменяется, звуковая волна станет более длинной, определенные частоты будут заретушированы, а другие — высветлены.
В музыкальных кабинетах ситуация иная. Там установлены перфорированные панели, поглощающие звук, позволяя снижать отражение, — эффект холла. Ученик может слышать более точное звучание своего инструмента, малейшие огрехи исполнения станут заметны. Занятия в данных условиях позволяют более качественно прорабатывать голосоведение, чистоту звукоизвлечения и добиться более красивого звучания на концертной площадке. На концертах и конкурсах это даст положительный эффект.
Визуально помещение зала тоже изменится: появится третий сектор, будет установлен современный светодиодный экран и сценическое освещение, появится кабинет звукооператора со всем необходимым современным оборудованием. В обновленном зале можно будет не только проводить концерты, но и конференции, сопровождать конкурсы и выступления дополнительной визуальной информацией.
— А дополнительные рекреационные зоны для детей появились?
— Мы увеличили пространство холла за счет удаления некоторых элементов интерьера. Коридоры тоже немного расширили, убрав мебель с методическим фондом художественного отделения. Поставили диванчики, чтобы дети могли отдыхать в перерывах между занятиями. В библиотеке хотим установить два стола с компьютерами, чтобы ребята могли делать уроки и слушать музыку. Скоро откроется столовая для учащихся, преподавателей, конкурсантов. Благодаря этому во время больших мероприятий, конкурсов мы сможем организовывать небольшую кофейную зону для участников.
— Какое современное музыкальное оборудование и инструменты появились в школе в последнее время? И какие в связи с этим вы видите перспективы деятельности: новые направления обучения, новые дисциплины, увеличение контингента учащихся?
— В честь столетнего юбилея школы мы получили в подарок маримбу. Остальные инструменты регулярно приобретаем за счет бюджетного финансирования или внебюджетных средств. А по нацпроекту «Культура» пять лет назад мы купили духовые, ударные и народные инструменты для наших коллективов. Благодаря этому расширились тембральные, художественные возможности наших оркестров, по другому зазвучал и наш ансамбль звуковысотных ударных инструментов, занявший на городском конкурсе ансамблей в 2022 году 1 место.
Комфортная среда для преподавателей и детей
— Насколько востребовано у детей и родителей обучение в областной школе искусств? На каких направлениях самый высокий конкурс?
— Самые востребованные направления — это «Живопись», «Фортепиано» и «Гитара». В этом году очень хороший набор был на отделение струнно-смычковых инструментов. В этом плане мы провели большую профориентационную работу. Когда я только пришел в школу, в 2017 году, набор на струнные составлял лишь два человека. В этом году мы набрали 13 человек. Это является результатом последовательной кадровой работы по развитию данного направления, целью которой является создание детского симфонического оркестра.
— С чем связан такой всплеск интереса к обучению на струнных инструментах?
— Мы в прошлом году провели профориентационную работу в школах и детских садах по трем направлениям — народному, струнно-смычковому и духовому. Максимальный результат получился по струнным инструментам. По другим направлениям будем корректировать данную работу с целью увеличения КПД.
— Какие, на ваш взгляд, новые возможности для развития детских талантов даёт участие школ искусств в нацпроекте «Культура»?
— Участие в нацпроектах даёт возможность формирования необходимой материальной базы для обучения, комфортной среды для преподавателей и детей. Предоставляет учащимся более широкий выбор направлений. Если ребёнок играет на тромбоне, то при необходимости он может также овладеть и тубой, и сузафоном. А приобретены эти инструменты были как раз за счёт финансирования в рамках нацпроекта. У нас есть разные саксофоны: баритоны, тенора, сопрано, которые мы можем включить в ансамбль или в оркестр. Это позволяет ученикам пробовать играть на разных инструментах.
— Слышала такое мнение: в учебном процессе всё зависит от личности педагога, от его таланта, любви к предмету, умению интересно преподнести материал. Ваша школа славится своими преподавателями. Вы каким-то образом отбираете претендентов, существует ли какой-то конкурсный отбор?
— На сегодняшний день в нашей сфере острая нехватка специалистов, и в этой связи никакого конкурсного отбора у нас нет. Мы плотно сотрудничаем с Иркутским областным музыкальным колледжем им. Ф Шопена. С радостью принимаем на работу выпускников этого учреждения, которые отличаются активностью, ответственностью и твёрдым желанием улучшить ситуацию на вверенном им участке работы. Двое молодых специалистов, вчерашних выпускников колледжа, являются заведующими отделами музыкального отделения нашей школы. В последнее время к нам переходят учителя из других иркутских ДШИ, что улучшает нашу ситуацию, но в каком-то смысле ухудшает положение в других школах.
— Почему многие хотят работать именно в вашей школе?
— Люди идут к нам из-за благоприятной, деловой атмосферы. Сложился хороший профессиональный коллектив. Средний уровень зарплат у нас чуть выше, чем в остальных школах. Но, думаю, атмосфера, в которой вы проводите большую часть своего дня и своей жизни, куда важнее. Если вас устраивает среда, окружение, коллеги, руководство, вы будете полнее реализовываться, будете работать с большей отдачей. Одна из задач руководителя — создать хорошие условия для работы преподавателей. Тогда можно будет спрашивать с учителей и учеников за результаты работы.
Зерно ответственности и трудолюбия
— Ваша школа имеет столетнюю историю. За эти годы учреждение выпустило много ярких музыкантов и художников. Какие успехи ваших выпускников вы хотели бы отметить?
— Мы выпустили большую плеяду художников, музыкантов, которые в своей сфере добились высоких результатов. Это народный артист России Денис Мацуев, солист Мариинского и Большого театров, оперный певец, лауреат конкурса П. И. Чайковского Глеб Перязев, заслуженный работник культуры Михаил Клейн, скульптор Илья Ставский, органистка Яна Юденкова, руководитель ансамбля «Доктор Джаз» и организатор фестиваля «Джаз на Байкале» Александр Филиппов и другие. Многие наши выпускники окончили консерватории, являются профессорами московской консерватории, выдающимися композиторами. Есть выпускники, которые стали преподавателями школ искусств, руководителями учреждений культуры. Есть и такие, кто связал свою жизнь с другими профессиями, став врачами, юристами, инженерами, программистами. Школа заронила в них зерно дисциплины, ответственности, трудолюбия.
— «Работа педагога должна быть штучной, он работает на индивидуальность» — это мнение экспертов дополнительного образования. Всегда ли этого можно добиться? Ведь у преподавателя много учеников, подчас большая нагрузка.
— Количество учеников никак не сказывается на качестве работы. Основное время дополнительного образования занимают именно индивидуальные занятия. Что такое групповые дисциплины, такие как оркестр, ансамбль или хор? Это механизм, состоящий из разных деталей. А разные детали невозможно смазывать одним маслом. Так и дети. Одному достаточно взгляда — и он все поймёт. Другому надо спеть музыкальную фразу. Третьему требуются долгие объяснения. Если преподаватель хочет получить результат, то он будет работать с каждым индивидуально. Если у педагога нет такой задачи, значит, он будет механически начитывать материал. Но с детьми такое отношение, как правило, не срабатывает. У каждого ребёнка своя нервная организация, мышление, скорость обработки информации.
— А как оценивается результативность работы учителя в школе искусств, по каким критериям?
— Показатель мастерства педагога — это его ученики. Есть три показателя: победы на конкурсах, знание теоретических дисциплин и качество сдачи экзаменов при поступлении в училище или колледж. Показателем может быть и такой, казалось бы, субъективный момент — ребёнок полюбил музыку или живопись. Может, этот мальчик не станет лауреатом конкурсов, зато будет всесторонне развитой личностью. Нет у нас такой задачи, чтобы все выпускники шли работать в сферу искусства. Ребёнок должен быть счастлив. У нас есть труднообучаемые ребята, но мы и с ними занимаемся. Есть социальные категории — дети-сироты, которых воспитывают дедушки и бабушки. И мы прилагаем все силы к тому, чтобы они научились играть на скрипке или рисовать натюрморты. Нет в нашей работе единого мерила успеха.
— В одном интервью прочитала мнение директора школы искусств о миссии педагогов — подарить ребенку счастье. Вы с этим согласны?
— Что такое счастье? Радость от занятий, когда учитель ребёнка по голове гладит?.. Бывает, что ребёнок плачет на уроках. Дома говорит маме: «Не хочу больше ходить в школу, мне сложно, у меня не получается!». Но после долгих занятий и преодолений этот ученик на конкурсе занимает первое место. Вот это счастье! Наша миссия — дать детям знания, набор умений и навыков. Развивать в них художественную грамотность и вкус. При желании выпускник продолжит обучение в этой сфере или просто станет гармонично развитой личностью со своим пониманием искусства, чувством прекрасного, умением отличать эстетичное от безобразного, плохое от хорошего.
— Что в работе для вас является самым сложным, а что приносит наибольшее удовлетворение?
— Самое сложное — работать с людьми, которые не являются профессионалами в своей сфере и не несут ответственность за свои действия. А самое приятное — видеть результат своей работы. А это и ремонт помещения, и закупка новых инструментов, и развитие музыкальных коллективов. Поступление наших выпускников в музыкальные и художественные колледжи тоже меня очень радует. Ведь это значит, что молодому человеку настолько понравилось у нас учиться, что он решил связать свою жизнь с искусством. Значит, мы его мотивировали, зажгли в нём искру, дали ему направление в жизни.