Есть здания, которые выделяются из общей застройки и являются украшением города, его визитной карточкой. Об этих необычных объектах и людях, которые вложили в них свой талант и свои идеи, порталу «Культура 38» рассказала академик РААСН, вице-президент Союза архитекторов России, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный архитектор России Елена Григорьева.
Екатерина САНЖИЕВА
Вписаны в историю города и страны
Почти у каждого из иконических зданий, а именно так называют архитекторы необычные, выдающиеся, уникальные объекты, есть своя история, связанная не только с процессом их создания, но и с историей города, а иногда и с историей страны. Примером такого объекта может служить здание музыкального театра.
В Иркутске, городе с высокой музыкальной культурой и традициями, театр музкомедии когда-то размещался в приспособленном помещении Общественного собрания на улице Ленина. В 1960-е годы встал вопрос о проектировании специального здания для музыкального театра. Тогда же среди дефицитов, как выражаются современные урбанисты, в списке насущно необходимых городу новых зданий числились областная библиотека и ЗАГС. Для театра было выбрано место — квартал за Крестовоздвиженской церковью в границах улиц Седова, Коммунаров, Парковой и 1-й Советской.
Началось проектирование Культурного центра. Занималась этим мегапроектом большая группа архитекторов института Иркутскгражданпроект. Это учреждение было тогда практически монополистом по всему гражданскому строительству и градостроительному проектированию. В нем работали около тысячи человек. Оттуда вышла целая когорта архитекторов, которые потом возглавляли ведущие проектные институты и мастерские Иркутска.
Градостроитель Вячеслав Воронежский, занимаясь схемой связей Культурного центра с его окружением, между делом сгенерировал, прорисовал главную ось правобережного Иркутска — Байкальский луч, идущий от места основания города через Культурный центр до самого жилого района Солнечный и дальше.
Из четырех запланированных объектов в конце 1960-х – начале 1970-х был построен ЦНТИ (Центр научно-технической информации), начаты Дворец гражданских обрядов (ЗАГС) и музыкальный театр. Проект театра, выполненный в специализированном столичном институте, был разработан к 1970 году и по образу совпал с видением Вячеслава Воронежского.
Музыка, запечатленная в камне
Авторы проекта музыкального театра – московские зодчие Лурье, Стужин и Кудрявцев. Александр Кудрявцев тогда был младшим соавтором, сейчас — народный архитектор России, академик, в недавнем прошлом Президент РААСН и ректор МАРХИ. Александр Петрович позже написал в одном из журналов, что их коллектив тогда бредил архитектурой Финляндии, а именно работами Алваро Аалто — ведущего представителя модернизма в Северной Европе, крупнейшей фигуры в архитектуре Финляндии. Также на архитектуру нашего театра оказал влияние структурализм великого Луиса Кана — американского архитектора, творчество которого оказало существенное влияние на формирование лица американской архитектуры середины ХХ века.
Проектирование, не ориентированное на эти феномены, авторам представлялось не только невежественным, но и профессионально безнравственным. Надо понимать, что несмотря на «железный занавес» и отсутствие интернета, советские архитекторы-шестидесятники были в курсе прогрессивных тенденций международного стиля.
По замыслу архитекторов, своим образом здание должно было ассоциироваться с музыкой, застывшей в камне, — с всплесками и кульминацией, как в нотной партитуре. Таковы были общие представления, которые в процессе проектирования уточнялись и корректировались.
Когда авторы приехали в Иркутск, то были приятно удивлены отношением к их проекту. Здесь не было соперничества, ревнивого отношения к «варягам», которым порой характеризуется нынешняя архитектурная реальность. Взаимопониманию помогло и то, что Николай Стужин был однокурсником Виктора Шматкова, который в то время был главным архитектором Иркутска.
Александр Петрович в уже упомянутой статье вспоминает: «Будучи очарованным историческим Иркутском, его барочными храмами, его деревянной застройкой с изумительной резьбой, авторы не пытались внести в архитектуру элементы или художественные ассоциации с этими мотивами». Они стремились к тому, чтобы театр не помешал уникальному силуэту храма, средовой деревянной застройке. Но были убежденными модернистами. И сейчас Александр Кудрявцев уверен в том, что здание несет в себе всё лучшее, что накопила архитектура, и честно отражает дух своего времени.
Проект был полностью готов и согласован со всеми инстанциями, но тут в процесс реализации вмешались события государственного масштаба. Накануне Олимпиады 1980 года вышло постановление Совета министров, и в целях концентрации финансов на олимпийских объектах было заморожено строительство административных зданий и объектов культуры по всей стране. Музыкальный театр и строящееся здание горкома и горисполкома («Дом на ногах», как его называли в народе) надолго застыли в недостроенном виде. Но театру повезло больше: в конце 1980-х вернулись к строительству и ввели объект в эксплуатацию.
Здание театра с его крупными формами, облицованное редким в советской палитре отделочным материалом — травертином, заняло достойное место среди доминант правобережья Иркутска наряду с Крестовоздвиженской церковью. Интересный факт: в начале нулевых кто-то из преподавателей архитектурного факультета Политеха запустил среди студентов опросный лист, какое здание современной архитектуры вам нравится больше всего. Первое место в студенческом рейтинге занял музыкальный театр.
Необычные, прекрасные, знаковые
Архитектура Иркутска разнообразна: есть и уникальное деревянное зодчество, и сибирское барокко, и неоклассицизм, и модерн. Представлены практически все стилистические направления трёх столетий, и каждый стиль имеет свои знаковые, выдающиеся образцы.
Белый дом на бульваре Гагарина — здание в стиле классицизма. Существует гипотеза исследователей архитектуры, что проект этот принадлежит Джакомо Кваренги или его ученикам. Это всем известный архитектор, итальянец по рождению, но профессионально реализовавшийся в Петербурге. Рядом, на углу бульвара Гагарина и улицы Карла Маркса, находится Краеведческий музей. Здание, выполненное в мавританском стиле, принадлежало Восточно-Сибирскому отделу Императорского русского географического общества, на его фасаде можно увидеть имена ученых — исследователей Сибири. Великие имена не только на фасаде, но и в списке гостей дома: сюда приходили для знакомства с коллекцией Чехов, цесаревич Николай Александрович, адмирал Колчак. Так что памятник федерального значения, кроме архитектурных достоинств, имеет интересную историю.
Один из ярких представителей стиля модерн — Русско-Азиатский банк (ныне — поликлиника № 2) на углу Ленина и Карла Маркса. Его автор Вадим Коляновский являлся одним из ведущих архитекторов Иркутска перед революцией, по его проектам также построены дом купцов Замятиных (ул. Литвинова, 15), иркутского отделения товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (1913) по улице Большой (ныне — музыкальный колледж им. Ф. Шопена). В советское время работал в отделе главного архитектора города.
В числе своеобразных и запоминающихся зданий дом Файнберга с шестиконечной звездой над главным входом на улице Халтурина. В этом же ряду — Общественное собрание на Ленина, 26, где сегодня размещается иркутский ТЮЗ. Напротив него расположен нерядовой объект советского модернизма, творение заслуженного архитектора РФ Виктора Шматкова — Дворец спорта. И пусть язык архитектуры новейшего периода не для всех понятен, но профессионалам ясно, что это здание уникальное. Стоит отметить, что среди проектов Шматкова также первый генплан академических институтов в Иркутске, сквер площади им. Кирова, западная трибуна стадиона «Труд», Лимнологический институт на Байкале, благоустройство площади перед Дворцом спорта с фонтаном.
Иконические здания расположены не только в историческом центре Иркутска. Вдоль Байкальского луча можно увидеть сразу несколько замечательных зданий архитектора Владимира Павлова: «Дом-корабль» на проспекте маршала Жукова, «Дома с бочками» — здания с полукруглыми эркерами, построенные в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Эти объекты тоже получили народные названия, прозвища. Так бывает со зданиями, которые обращают на себя особое внимание: имя собственное, данное народом, свидетельствует о том, что эти строения запоминающиеся, необычные, отличающиеся от окружающей застройки. Архитектура Павлова и его сподвижников — настоящий феномен, признанный отечественным и мировым профессиональным сообществом. Но это уже отдельная история.
Стиль необрутализм, в котором выполнены здание музыкального театра и «Дом-корабль», отличают отказ от декора и украшательств. Архитекторы, работающие в этом стиле, большое внимание уделяют планировке, считая, что проектировать здание нужно комплексно, продумывая прежде всего функциональность пространства. Изощренной архитектуре современности они противопоставляют простейшие подходы конструирования, грубую выразительность фактуры камня, неоштукатуренного кирпича, дерева.
Материал подготовлен при содействии иркутского отделения Союза архитекторов России