Выберите город или район:



Люди, придумавшие Иркутск

Если попросить горожан назвать имена иркутских архитекторов и их знаковые проекты, большинство пожмут плечами. Ведь гуляя по улицам и глядя на давно знакомые здания, мы обычно не задумываемся, кто их создал, почему этот объект находится именно здесь и выглядит именно так. А между тем все пространство и «декорации» города, его улицы, парки, дома созданы архитекторами. Они придумывают города, как писатель книгу. О мастерах первой половины ХХ века и их творениях мы говорим с архитектором, профессором кафедры архитектурного проектирования Иркутского национального исследовательского технического университета, советником РААСН Инной Дружининой.

Екатерина САНЖИЕВА

Уважать прошлое, заглядывать в будущее

— Начнем с фундаментального вопроса: кто такой архитектор и зачем эта профессия нужна?
— Архитектора можно охарактеризовать с разных сторон, но больше всего мне нравится такое определение: это государственник. Это человек, который решает глобальные задачи государства на разных уровнях. В первую очередь, он создает городскую среду. А среда – это всё, что нас окружает: улицы, здания, мосты. Одним словом, город. Если говорить об Иркутске, это уникальный ландшафт. Иркутск еще называют воротами Байкала. Он расположен на слиянии трех рек (Ангары, Иркута и Ушаковки), а это редкий случай. Живописно и окружение — сопки, тайга, близость Саян. Здесь невероятно красивая природа. Что касается культурных традиций, Иркутск — место слияния разных национальностей, культур, религий. Это сочетание уникальной природы и богатой истории делает наш город таким своеобразным.

— Получается, архитектор должен не испортить эту уникальную среду, а попытаться ее дополнить, украсить?
— Архитектор созидает здесь и сейчас, уважая прошлое и пытаясь заглянуть в будущее. Вдохновившись атмосферой, окружающим архитектурным ансамблем, он должен грамотно применить все свои знания, навыки и мастерство в сложившейся среде. В Иркутске это особенно сложно, потому что необходимо учитывать упомянутое слияние культур, национальные особенности населения, их историю, вкусы, традиции, потребности. Архитектор должен работать в гармонии с пространством, грамотно соединять историческую застройку с современной.

— Как вы считаете, градостроители Иркутска справились с этими задачами?
— Архитекторы прошлого, знаковые для нашего города, с этой задачей справлялись блестяще. А о современной архитектуре, наверное, должны судить наши потомки. Мы можем что-то критиковать, что-то хвалить, говорить грамотно это или нет, но, по большому счету, только спустя какое-то время работу современников можно будет оценить по-настоящему. 

— Если говорить об исторической части города, архитекторы подчеркнули своеобразие города, все ли у них гармонично получилось?
— Старая каменная и деревянная архитектура наших предшественников, включая начало ХХ века, — это высший пилотаж. Это по-настоящему зрелая архитектура. У каждого автора его творчество проходит определенные этапы: вначале наивное, молодое, не до конца сложившееся, затем становится более зрелым и отточенным. Занимаясь созданием монографии «Архитекторы Иркутской организации Союза архитекторов в истории архитектуры и градостроительстве региона», я почерпнула много ценного. Какие-то имена и здания мне были известны со студенческой скамьи, но некоторые творения зодчих стали открытием.

Всегда разный, всегда узнаваемый 

— Давайте поговорим о тех авторах, кто внес особый вклад в формирование архитектурного облика Иркутска.
— Один из таких людей — Александр Артюшков, родившийся в дворянской семье в Курске. Окончил реальное училище Одессы, потом Петербургский институт гражданских инженеров. Артюшков приехал в Иркутск в 1895 году и остался здесь до конца жизни. Почему он приехал именно в Иркутск, об этом сведений в архиве Иркутской организации Союза архитекторов не сохранилось. Служил Александр Петрович губернским архитектором, одним из директоров городского театра, гласным городской думы. Занимал ряд других высоких должностей, что говорит о его высочайшей квалификации. Строил Александр Петрович и типографию Казанцева на Марата, 4, и завод, и военное училище, и жилые дома. Одно из самых известных его творений — магазин Мерецкого на Пестеревской (ныне — двухэтажное здание «Детского мира» на Урицкого, 3). Здание в стиле модерн богато украшено лепниной. Часть декора, к сожалению, утрачена.

— Интересно, заказчик обговаривал свои требования к постройке или всё было отдано в руки архитектора?
— История каждого объекта уникальна. Многое зависит от заказчика. Кто-то полностью доверяет архитектору. Другие подробно обговаривают свои пожелания. Скорее всего, Артюшков сам продумывал свои творения. По его проекту был построен и корпус дрожже-винокуренного завода Кузнецова по улице Гаврилова, 1, ныне пребывающий в запустении. Это не такой известный, но совершенно удивительный объект. Здание выполнено в стиле эклектика с элементами модерна. Усадьба Сапожниковых на Большой, переданная позже Обществу взаимного страхования имущества от огня и через некоторое время перестроенная в кинотеатр «Пионер» архитектором Борисом Кербелем, — тоже работа Артюшкова. Позже по проекту Александра Петровича возводился жилой дом на углу Сухэ-Батора и Свердлова, строились «Красные казармы» на Советской. Трудно сказать, в каком стиле работал Артюшков, что было, как сейчас говорят, его фишкой. В его творчестве присутствуют и мотивы модерна, и отсыл к классике. Все его творения разные и в то же время узнаваемые.

Создатель фабрик, электростанций, особняков

— Получается, у архитекторов нет определенной специализации, своей ниши?
— Выпускники Императорского Санкт-Петербургского института гражданских инженеров были специалистами широкого профиля: могли и железные дороги строить, и электростанции, и мосты. К тому же, архитектор всегда зависит от места, где будет возведен его объект. А места эти совершенно разные: на берегу Ангары, в глубине застройки микрорайона, на главной магистрали или на тихой улочке в исторической среде. Но в любом случае архитектор в своих произведениях отражает время. Таким «зеркалом» эпохи стали и работы Николая Бойкова. Его приезд в Иркутск совпал с революцией, социально-экономическими переменами. Николай Иосифович успел поработать в Санкт-Петербурге и построить там несколько зданий, которые теперь являются памятниками архитектуры. Например, ночлежный дом имени президента Лубэ и жилой дом на Карповке. Но расцвет его профессиональной деятельности пришелся на Иркутск. Здесь он работал губернским архитектором, много построил в Иркутске и в губернии. Три его промышленные постройки малоизвестны, но кажутся мне наиболее интересными. Одна из них не сохранилась. Это центральная электростанция на Цесовской набережной, которую архитектор перестраивал. Этот объект был, на мой взгляд, по-своему оригинален. Композиция, архитектура, само расположение объекта — ЦЭС словно смотрела на реку, каскадом спускаясь к Ангаре. Сооружение было сделано мастерски. Сегодня электростанцию можно увидеть лишь на старых фотографиях.

Бойков создал и проект кожевенного завода «Сибиромонгол» на Сурнова, заново отстроенного в 1920-х годах и гремевшего своей продукцией на всю страну. После пожара в 1919 году Николай Иосифович грамотно восстановил завод и модернизировал цеха, улучшил качество производственной среды, сделал комфортные пространства для рабочих. В результате уровень производства вырос. Сегодня от здания остались только отдельные, перестроенные цеха. Но и это постепенно утрачивается, разрушается труба котельной, искажается внешний вид брутальной кирпичной стены с контрфорсами… Позже, в середине 1920-х годов, Бойков создал еще одно уникальное сооружение — главное здание Хайтинской фарфоровой фабрики. Сейчас здание в стиле эклектика полуразрушено. Сохранилась башня, создание которой приписывают другому проектировщику. Но принимая во внимание стилистику, архитектурные детали, присутствующие в других произведениях Николая Иосифовича, опираясь на специфику технологии производства, я склоняюсь к выводу, что автор ее Бойков.

Одно из самых известных сооружений мастера — это особняк Бревнова на Почтамтской (ныне — Дом литераторов на Степана Разина, 40). Это ярчайший представитель стиля модерн в Иркутске. Двухэтажное здание с каменным и деревянным этажами имеет открытую галерею на фасаде — это редкий для иркутского деревянного зодчества прием. Дом богато декорирован лепными элементами: маскаронами, карнизами, кронштейнами, гирляндами. Уникальны и интерьеры здания. Потолки второго этажа украшены резным декором, а в паркете полов главных залов жилых помещений использовались 15 пород южноамериканского дерева. Известными образцами творчества Николая Бойкова являются здание магазина купца Бревнова на Пестеревской (ныне — Урицкого, 16) и доходный дом Фон-Люде на углу Тихвинской и Большой (ныне — Сухэ-Батора и Карла Маркса).

Романтики новой эпохи

— Кто еще из архитекторов, по вашему мнению, определил градостроительный облик нашего города?
Иван Ефимов также, как и Александр Артюшков, и Николай Бойков, стоял у истоков создания Восточно-Сибирского отделения Союза советских архитекторов. Он приехал в Иркутск для того, чтобы осуществить свою мечту — построить Дворец Советов, храм новой эпохи. Здесь как раз проводился конкурс на такое сооружение. Но мечта не осуществилась, Ефимов не смог поработать на строительстве здания областного правительства. Зато спроектировал ворота завода имени Куйбышева, гостиницу крайисполкома «Особняка № 1» (ныне — гостиница «Ретро»), административное здание комбината «Востсибуголь» и корпус Иркутского педагогического института иностранных языков на площади Кирова. «Востсибуголь» и корпус Иняза достраивались в пятидесятые годы уже после смерти архитектора. Из-за серьезных ранений во время Великой Отечественной войны архитектор умер в возрасте 37 лет. Творчество Ефимова — яркий образец неоклассицизма, сталинского ампира. Его сооружения величественны и монументальны, с особой пластикой фасадов и симметричной композицией.

И еще одно значимое для Иркутска имя — Борис Кербель. Это создатель стадиона «Авангард», который известен нам как «Труд». Этот шедевр был построен в 1930-х годах, позже модернизировался. Нужно отметить, что сам Борис Михайлович, заслуженный архитектор РСФСР, был увлеченным спортсменом, а его супруга Ольга Григорьевна Иванова — заслуженный тренер СССР. Стадион рассчитан на 25 тысяч зрителей. Крупный градостроительный объект занимает два квартала. Помпезный портал входных ворот западных трибун с необычной конструкцией покрытия галереи верхнего яруса, колонны в стиле неоклассицизма оправдывают региональный уровень единственного в то время спортивного объекта. Он и сейчас ценен как памятник той эпохи, его утрата будет очередной невосполнимой потерей для Иркутска.

По проектам Кербеля построены завод имени Сталина (авиазавод), стадион «Локомотив», жилой дом с поликлиникой на Красного Восстания, 5, управление и жилой дом треста «Лензолото», кинотеатр «Марат» и другие объекты. Могу привести цитату из характеристики творческой деятельности Бориса Михайловича, данной Союзом архитекторов: «Здания, построенные по проектам архитектора Кербеля, пользуются всеобщим признанием, органично вошли в обновленный облик Иркутска, тактично вписались в исторически сложившуюся городскую среду. Они придают городу то своеобразие и неповторимость, которые наряду с другими факторами способствовали отнесению Иркутска к городам историческим».                  

— Можно сказать, что каждый из этих творцов создал архитектурные символы Иркутска? 
— Да, это были архитекторы высочайшего уровня. Все созданные ими объекты — знаковые для города, и все они сегодня входят в понятие «иркутской архитектуры». Когда я училась в институте, преподаватели говорили: «Если архитектурный объект приобретает в народе какое-то название, значит, объект идентичен этому месту». Например, «Дом-корабль» в Солнечном, «Дом с бочками», «Дом со львами». Они узнаваемы, отмечены яркой индивидуальностью. Это и есть идентичная архитектура, которая ассоциируется только с конкретным местом и не с каким другим. Это айдентика (специально разработанная система символов, представляющая территорию, отражающая её особенности и преимущества – Е.С.)  Иркутска. С утратой каждой частички этого наследия мы теряем и частичку своей неповторимости, своей истории. В этом сочетании старого и нового (причем, новое должно делать реверанс старому, создаваться не вопреки, а с учетом и почтением к нему) и есть уникальность нашего города.