Первые музейные коллекции появились в Иркутске в XVIII веке. В 1782 году в городе было создано «Собрание редкостей натуральной истории», куда входили ботаническая, геологическая, этнографическая коллекции, привезённые первыми сибирскими научными экспедициями. И в 1883 году на набережной Ангары был построен Музей Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (ВСОРГО). К концу XIX века купеческие династии города собрали несколько живописных коллекций русского и западноевропейского искусства. Появилась необходимость их где-то хранить и экспонировать.
В XX веке развитие музеев в Иркутске происходило за счёт перемещения коллекций в более просторные приспособленные помещения. Специальное новое здание музея за последние десятилетия появилось лишь одно — городской выставочный центр Виталия Рогаля. Об истории зданий, где сегодня размещаются иркутские музеи, порталу «Культура 38» рассказал член Иркутского отделения Союза архитекторов РФ, доцент кафедры архитектурного проектирования ИРНИТУ Андрей Ляпин.
Екатерина САНЖИЕВА
Мавританский замок на набережной
В июне 1879 года в Иркутске случился большой пожар, уничтоживший значительную часть города. Это стихийное бедствие дало толчок обновлению центра города. А начали это обновление со смены городских руководителей строительной отрасли, инженеров и архитекторов. Полностью заменили всю управленческую команду, в том числе, генерал-губернатора, обвинив чиновников в халатном содержании пожарной службы. На место начальника строительных и дорожных частей Восточной Сибири назначили инженера, архитектора Генриха Розена. Прибыл он в Иркутск из Казани, где занимал должность губернского архитектора.
Генрих Розен окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и до того, как поступить на службу в Иркутск, проектировал дома в Гродно, Казани и Петербурге. Зарекомендовал себя как энергичный и педантичный руководитель. Он серьёзно вникал во все проекты и твёрдой рукой исправлял в них недочёты. И что немаловажно, сам Розен был талантливым архитектором, оставившим в Иркутске после себя целую галерею зданий. К примеру, он автор окончательного проекта собора Казанской Божьей Матери, который размещался на Тихвинской площади, впоследствии уничтоженного. Розен спроектировал Протестантскую кирху в готическом стиле на углу улиц Амурской и Большой, которая была утрачена в 1952 году, а также приют в стиле псевдоготики (ныне там размещается глазная клиника) и деревянное двухэтажное здание воспитательного заведения «Детский сад», располагавшийся на Амурской. И, конечно, главный сохранившийся «подарок» Генриха Розена — здание музея ВСОРГО.
Мавританский замок, как его называют, был построен после большого пожара, уничтожившего более 22 тысяч экспонатов музея, его уникальную библиотеку, которая насчитывала 10 тысяч книг. Сгоревшее здание музея было деревянным и находилось на Тихвинской площади. Новое каменное начали возводить осенью 1882-го и уже через год его торжественно открыли для посетителей. На одном этаже демонстрировали экспонаты, а на втором проходили собрания членов ВСОРГО. В 1891 году появилась пристройка для новых демонстрационных залов. В 1901-м здание музея расширили: у него появились два зала с башнями. А ещё спустя несколько лет на правой из башен, выходящей на набережную, открыли обсерваторию.
Хотя здание и величают «мавританским», его архитектурный стиль правильнее назвать псевдомавританским. Шлемовидные купола, барельефы, лепной декор в виде виноградной лозы, монументальные округлые формы, шесть башен, доминирующие в общем силуэте, красный кирпич, балкон на крыше с фигурным решетчатым ограждением, — всё это действительно придаёт зданию схожесть с крепостью или с замком.
Проезжие ворота выполнены в виде арки, опирающейся на пару столбов. Раньше возле главного здания была и ажурная решётка, которую снесли в советские годы. На одном из фасадов можно прочитать фамилии исследователей Сибири – Врангеля, Пржевальского, Черского, Беринга, Колчака. Имена на каменных табличках были нанесены на фасад в 1883 году, а затем этот «список» дополнялся. Когда здание музея было построено, Розен опубликовал этот проект в журнале «Зодчий», издававшийся в Санкт-Петербурге. Поэтому доподлинно известно, как объект должен был выглядеть изначально.
В 1920 году музей был национализирован и передан государству. А необычное, экзотичное для Сибири творение Розена является сегодня одной из визитных карточек Иркутска.
Корпус мужской гимназии
Основное здание Иркутского областного художественного музея расположено по улице Ленина, 5 (бывшей Амурской). Оно было построено как административный корпус мужской гимназии по проекту архитектор-инженера Давида Магидея, переработанному архитектором В. А. Рассушиным. Магидей в 1909 году занимал должность начальника строительных и дорожных частей Иркутска. Он, как и Розен, был выпускником института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. По проекту Магидея в Иркутске было возведено здание Иркутского еврейского училища на средства еврейского общества. Ещё один проект архитектора — здание Иркутской центральной акушерско-фельдшерской школы на углу Троицкой и Больничного переулка (в настоящее время это переулок Сударева — прим. ред.).
В первом, более старом корпусе бывшей гимназии, построенном в 1799 году, сегодня находится Иркутский авиационный техникум. Здание на Ленина, 5 построено в 1905 – 1907 годах как второе здание мужской гимназии. Здесь обучались дети из состоятельных семей. Проводились вечера и балы. В годы Первой мировой войны здесь была расквартирована 2-я школа прапорщиков, а после установления советской власти разместились курсы по подготовке инструкторов (командиров) Сибирской Красной Армии.
После окончания гражданской войны в декабре 1921 года в помещении бывшей гимназии открыли Иркутскую губернскую совпартшколу при губкоме РКП(б), а в 1932 – 1941 годах здесь работала Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа.
В годы Великой Отечественной войны Иркутский горком ВКП(б) и Иркутский горсовет приняли решение оба здания бывшей гимназии отдать под завод по выпуску патронов. После войны, в 1949 года, в здании стал работать Восточно-Сибирский филиал АН СССР. Только в 1975 году помещение отдали художественному музею, где и разместилась его основная экспозиция.
Стиль здания ренессанс читается и во внешнем, и во внутреннем убранстве: античные портики, треугольные, циркульные фронтоны, пилястры. Над арочными окнами лепнина, характерная для стиля итальянского Возрождения. Широкая лестница, просторные залы – во всём чувствуется размах и некая царственность.
Здание бывшей мужской гимназии — одно из самых монументальных в Иркутске, оно является памятником архитектуры и придаёт неповторимость историческому облику города.
Усадьба Владимира Сукачёва
Коллекция картин Иркутского художественного музея была сформирована как частное собрание потомственного иркутского купца, общественного деятеля, городского головы и мецената Владимира Сукачёва. Впоследствии от предпринимательства Владимир Платонович отошёл, больше тяготея к административной, общественной деятельности. Он активно участвовал в деятельности Восточно-Сибирского географического общества, поддерживал науки и собирал коллекцию живописи. Начало этому собранию было положено в Европе. Владимир Сукачёв учился в Петербургском университете и с целью расширения кругозора путешествовал по Европе. Там и начал покупать произведения искусства. А чтобы разместить картины и показывать их гостям, он сделал пристройку (между 1880 – 1890 годами) к своему жилому дому. Усадьба Сукачёва, построенная в 1880-х годах, находилась на пересечении улиц Ланинской и Иерусалимской (ныне — Декабрьский Событий и Советской).
Первый документ, говорящий о продаже участка в этом месте Павлу Кокуеву, относится к 1852 году. После его смерти дочь Кокуева начала продавать землю по частям. В 1881 году эти территории купили Сукачёвы. Строительство шло два года, основные сооружения были готовы в 1883-м. А в 1888 году закончено формирование всего комплекса, куда входили главный двухэтажный дом с диагональным пристроем для зимнего сада и бильярдной, двухэтажный флигель для прислуги с ажурной открытой с трёх сторон галереей, одноэтажный дом для гостей, службы с конюшней, школа для девочек, амбары, оранжерея, ледник, каретник, павильон «Горка» и большой роскошный парк с малыми архитектурными формами, гротом, клумбами. Всего было построено 17 зданий.
В 1910-х хозяева покинули усадьбу. Сначала она контролировалась доверенными лицами, но после революции была национализирована и передана отделу народного образования. В 1920 – 30-х годах там работала школа-коммуна «Новая жизнь». С 1950-х годов здесь располагался детский сад. Сейчас усадьба Сукачёва является объектом культурного наследия федерального значения и памятником архитектуры. В 1987 году усадебный комплекс вошёл в состав Иркутского художественного музея имени Владимира Платоновича Сукачёва.
К сожалению, имя архитектора, который проектировал усадьбу, доподлинно неизвестно. Осталось лишь свидетельство того, что в строительстве участвовал инженер Каразин. Необычна архитектура основного здания. Очевидно, что спроектировано оно высокопрофессиональным зодчим в псевдорусском стиле с элементами так называемого экзотического стиля. В декоративном оформлении есть азиатский колорит. В конюшне, например, была резьба на двух фронтонах с драконами, что говорит о влиянии китайской культуры. Пристрой, созданный для размещения коллекции картин, был коридорного типа. К нему вела стеклянная галерея с арочными окнами.
По оценкам экспертов, усадьба В. П. Сукачева — это один из двух сохранившихся архитектурно-парковых ансамблей от Урала до Тихого океана, объединяющий уникальные постройки и мемориальный парк.
Особняк Варвары Кельх
В справке «Объекты культурного наследия регионального значения г. Иркутск» указано, что здание по улице Карла Маркса, 23 было построено в 1873 – 1909 годах и принадлежало купчихе Варваре Кельх, где она и проживала некоторое время. С 1920 по 1934 годы здесь размещалось иркутское отделение Государственного банка СССР. Сейчас в здании находится Галерея сибирского искусства.
Двухэтажный каменный особняк в центре города (архитекторы — Г. В. Розен, В. А. Рассушин, В. А. Кудельский) выделяется плавным, широким ритмом фасада с огромными окнами и оригинальной центральной псевдоготической «башенкой» на крыше. Интересно и то, что под одним номером — 23 — находятся два здания, оказавшиеся под одной крышей благодаря многочисленным перестройкам и реконструкциям. История особняка связана, прежде всего, с именами известных иркутских купеческих фамилий.
После пожара летом 1879 года участок с землей и одноэтажным зданием был куплен купцом-золотопромышленником Базановым — почётным гражданином Иркутска, действительным статским советником — у некоего Туржанского за 35 тысяч рублей. А в 1896 году наследница Базанова Варвара Кельх продала особняк Сибирскому торговому банку. В 1900 – 1903 годах здание было перестроено по проекту петербургского архитектора Светлицкого.
В начале ХХ века на первом этаже был магазин готового платья и ювелирных изделий Рафильзона, а второй этаж, куда вела широкая лестница, занимал банк. Позднее магазин переименован в «Магазинъ Г. М. Милльнера».
Стиль здания — итальянский ренессанс, о чём свидетельствуют пилястры, фронтоны, карнизы с небольшими выступающими элементами, декоративная лепнина на фасаде, гирлянды, украшения.
Дом-музей Виталия Рогаля
Дом Рогаля — филиал Музея истории города Иркутска находится на ул. Халтурина, 3. Здание было специально построено под нужды выставочного центра по проекту иркутского архитектора Андрея Красильникова. Сам филиал создан летом 1999 года. Городская дума присвоила выставочному центру имя народного художника России, почетного гражданина Иркутска Виталия Рогаля. Тогда же была утверждена и концепция филиала.
По замыслу создателей, на первом этаже должна находиться постоянная экспозиция Виталия Рогаля. Здесь размещается рабочая творческая мастерская художника и коллекция его работ. На втором и третьем этажах проходят выставки иркутских художников, фотографов, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Андрей Красильников создал образец регионального модернизма. Это удачный пример как встроить новое здание в масштаб и стиль старого города. Пластика фасадов, акцентированный вход, сложный силуэт постройки – все это дань историческому архитектурному контексту.
СПРАВКА
Музей — место предпочтений, место для муз. Пространство, где посетитель мог восхититься и полюбоваться произведениями искусства. В Древней Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Позднее в Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени часто демонстрировались произведения искусства, захваченные во время войн. Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.
В XVIII веке публичные музеи стали частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg два дня в неделю разрешали показывать публике. Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века. Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне, открытый в 1753 году. Во времена Французской революции открылся Лувр (1793 год). Первые музеи в Германии появились в начале XIX века.
Материал подготовлен при содействии Иркутской региональной организации Союза архитекторов России