Архитектура здравого смысла

В центре Иркутска есть несколько лаконичных зданий — выразителей архитектурного стиля послереволюционной эпохи, называющегося конструктивизмом. Что такое конструктивизм, откуда он пришёл, какова его философия, в чём самобытность, кто из иркутских архитекторов в нём работал и какие здания являются образцами этого направления — в этом порталу «Культура 38» помог разобраться член Союза архитекторов России и Союза дизайнеров России, кандидат исторических наук, доцент кафедры архитектурного проектирования ИРНИТУ Василий Лисицин.

Екатерина САНЖИЕВА

Долой устаревшие одежды городов!

Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — направление в архитектуре, литературе, музыке и изобразительном искусстве 20–30-х годов XX века. Конструктивисты стремились противопоставить роскоши прежних стилей функциональность, простоту, геометрическую чистоту линий и форм. «Современная архитектура стремится всячески отстаивать право нового человека… организовать с тем же здравым смыслом, с той же четкой уверенностью свои вещи, жилища и города», — так писал один из основателей конструктивизма, архитектор Моисей Гинзбург, обозначив идеологию нового стиля.

После Октябрьской революции 1917 года в России произошли кардинальные изменения во всех сферах жизни. Архитекторы переключились с проектирования дворцов, храмов, особняков на создание клубов, фабрик кухонь, соцгородков для трудящихся. Отрабатывались новые творческие концепции зодчества в соответствии с социальным заказом от формирующейся идеологии молодого государства.

Лозунг «Старое разрушим до основания и построим новое, не на что не похожее» взят на вооружение столичными архитектурными вузами. По воспоминанию архитектора Бархина, будучи студентами, он и его однокурсники придумывали «новое», не оборачиваясь назад, выдумывая это «новое» из головы. Относились к прежней архитектуре как к чему-то устаревшему и ненужному. Именно тогда одежды классических стилей были сброшены, и миру предстала красота и изысканность новых форм.

Новый стиль, по мнению идеологов нового направления, должен был изменить весь образ жизни, облик зданий и городов в целом. С началом индустриализации в Иркутске, как и в других городах СССР, например, Свердловске, Новосибирске, Хабаровске, шло возведение новых промышленных объектов и жилых домов для рабочих и служащих, в том числе деревянных и каменных типовых многоквартирных домов. На смену модерну, эклектике и неоклассицизму пришел яркий и самобытный стиль — конструктивизм.

Обеспечить жильем нового типа

Интенсивное промышленное строительство в 1920–30-х годах в Восточно-Сибирском крае совпало с господством в советской архитектуре стиля конструктивизм. На повестке дня остро стоял вопрос создания жилья для приезжающих из деревень работников, которые устраивались на заводы и фабрики. В Иркутске этап многоэтажного каменного жилищного строительства начался с 1930 года. Дом специалистов на улице Марата, 29 стал первым в городе пятиэтажным жилым каменным строением. Подобные постройки относились к конструктивизму не только визуально, но и функционально. При проектировании зданий нового типа, например, домов коммуны, создавалась полная инфраструктура обслуживания, ставшая воплощением пролетарской идеи «обобществления быта». Кроме того, строились дворцы труда, дома советов, дома ударников, дома культуры, фабрики-кухни.

Каким образом новые веяния в градостроительстве донеслись до Иркутска? Во-первых, готовые проекты крупных предприятий присылали сюда из Москвы и Ленинграда. Во-вторых, иркутские архитекторы черпали знания о новомодных тенденциях в архитектуре из специализированных книг и журналов, в которых давались определения конструктивизму, говорилось об особенностях его проектного метода, отражалась проблематика урбанизма, излагались перспективные модели развивающегося города. В Иркутске в стилистике конструктивизма проектировали архитекторы Жилкин, Терновских, Тетевин, Волков. Но больше всего конструктивистских зданий на счету Казимира Миталя.

Мастер простых архитектурных форм

Казимир Миталь (1877 – 1938) был одним из первых архитекторов Иркутска, кто проникся новым методом. Он родился в семье политически-ссыльных поляков Войцеха и Валерии. Отец работал на золотых приисках Бодайбинского района, а мать вместе с сыном и дочкой снимала в Иркутске угол в комнате и, чтобы как-то сводить концы, шила на руках белье. Жили они бедно, и у мальчика почти не было надежды поступить в промышленное училище. Но осевший в Иркутске поляк И. П. Огрызко оказал Казимиру денежное содействие в поступлении в училище. Скопив репетиторством небольшую сумму, Казимир Миталь после окончания училища поступает в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров имени императора Николая I. Миталь получил ещё и ценную производственную практику, работая летом на стройках у известных зодчих северной столицы.

Получив по окончании вуза диплом инженера с чином Х класса (диплом с отличием – Е.С.), Казимир Миталь был вынужден вернуться в Иркутск в Управление строительной и дорожной частями для отработки казённой стипендии. И остался здесь, сделав до революции неплохую карьеру: дослужился до должности члена Иркутской городской управы, а также был избран гласным городской думы в должности заведующего технико-строительного отделения. До революции Миталь спроектировал несколько объектов: дом Розена на Пестеревской (ул. Урицкого) в стиле эклектики с элементами модерна, дом доктора Михайловского (ул. Лапина, 8), Дом Ложникова (ул. Степана Разина, 19) и ряд других зданий. Также по его проекту построены здания ремесленных училищ — Ломоносовского, Иннокентьевского, Троицкого, Гоголевского.   

После революции архитектор старался реализовать новый взгляд на архитектонику постройки. В начале 1930-х годов он декларировал отказ от декорирования фасадов домов, воспринимая это как пережиток прошлого. Применял конструктивистские приёмы, например, разновеликие объёмы и фланкирующие высоты выступающих элементов, прорезанные сплошными вертикальными или горизонтальными линиями остекления стены, задающие определённый ритм и композиционный контраст. Использовал распространённый среди конструктивистов прием — устройство пилонов лестничных клеток, выступающих за линию фасада здания, примером тому является здание гостиницы «Центральная» (ныне — «Сибирь»).

С 1930 по 1934 годы по проектам Казимира Миталя или под его руководством в Иркутске были построены гостиница «Центральная», дом сотрудников НКВД, дом работников партактива, дом специалистов, школа марксизма-ленинизма и другие. Среди иркутских конструктивистских построек Миталя особой лаконичностью выделяется жилой дом сотрудников НКВД (1934), расположенный на углу Литвинова и переулка Пионерский. Архитектура здания вполне соответствует определению Моисея Гинзбурга, относящееся к сооружениям в стиле конструктивизм: «…оголённые, очищенные от блестящей и поверхностной одежды, предстали во всей прелести и неожиданной остроте художественного аскетизма, во всей силе грубого и лапидарного языка простых, ничем не засоренных архитектурных форм».

Миталь создал собственную версию конструктивизма, в которой, с одной стороны, были лаконичность форм, ассиметричные планы, вертикальное остекление, а с другой стороны, присутствовал классический подход, выражавшийся, например, в гармоничной интеграции здания в ткань существующей застройки.

Иркутский вариант конструктивизма

В чём особенности иркутского конструктивизма? Одним из характерных признаков конструктивистских сооружений было использование современных материалов, в первую очередь, железобетона. Но в период индустриализации в Восточно-Сибирском крае железобетон был в дефиците. Поэтому иркутские строители вынуждены были использовать те традиционные строительные материалы, которые были им доступны, например, кирпич. Кроме того, не хватало и других материалов: гвоздей, кровельного материала и, что парадоксально, дерева. Не доставало профессиональных строителей и техники.

Дом культуры завода имени Куйбышева на ул. Карла Маркса, 53, автор — ленинградский архитектор А. Оль
Фото: Василий Лисицин

Тем не менее яркие образцы этого архитектурного стиля в Иркутске присутствуют. В их числе здание Дома культуры завода имени Куйбышева («Клуб “Союззолото”», К. Маркса, 53). Автор — ленинградский архитектор А. Оль. Проекты крупных предприятий и общественных учреждений для провинции в то время часто разрабатывались в Москве и Ленинграде, а затем пересылались на места.

Клуб представляет собой новый для того времени тип многофункционального общественного здания, включающего в себя театральный зал, спортзал, библиотеку, столовую, фабрику-кухню и другие помещения. Здание делится на отдельные по назначению корпуса, которые соединяются друг с другом при помощи коридоров и переходов в соответствии с требованиями функционального зонирования. В этом сооружении соблюдены все базовые принципы конструктивизма. 

Надеть классические одеяния!

После постановления партии и правительства «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1932 году в архитектуре грянули изменения. Возник стиль, называющийся постконструктивизмом, ставший переходным этапом между конструктивизмом и сталинским классицизмом. Произошла «смена декораций», выразившаяся в постепенном переходе из одного стиля в другой. Власть решила, что самый верный путь развития архитектурной мысли — это ориентация на классику.

ДК Гагарина в Иркутске-2
Фото: Василий Лисицин

Главный принцип постконструктивизма — смешение стилей конструктивизма и классики. На конструктивистские фасады зданий накладывались декоративные элементы в классическом стиле. Перелицовка фасадов конструктивистской архитектуры на новый художественный лад охватывает не только столичные города, но к 1934 году доходит и до Иркутска. Общей характерной чертой зданий, относящихся к постконструктивизму, является наличие классических элементов декора (пилястры, карнизы, рустовка), которые после 1933 года стали добавлять на фасады возведённых зданий. При существовавших тогда темпах строительства в Иркутске возведение капитальных гражданских сооружений растягивалось на три-четыре года. За этот срок конструктивистские постройки видоизменялись, обрастая классической атрибутикой.

Архитекторы, которые в начале своей карьеры проектировали конструктивистские постройки, вынуждены были изменить художественные взгляды и дорабатывать свои проекты. В Иркутске, в период с 1934 по 1936 гг., фасады зданий, ранее построенные в конструктивистском стиле, начинают «переодевать» в «классические одежды» уже повсеместно.

Характерным примером иркутской архитектуры этого периода является Дворец культуры авиационного завода (архитектор Н. А. Четвериков, 1936 год) и школы № 43, построенной в том же году. Объёмно-планировочное решение Дворца культуры в полной мере соответствует принципам конструктивизма, но конструктивистские по своей природе черты постройки смазаны декорированием классическими деталями. Здание иркутского отделения Госбанка СССР (архитектор — В. Волков, 1936 г.) также является образцом постконструктивизма. По первоначальному проекту в нём были совмещены производственная и жилая функции. Левое крыло здания было жилым и предназначалось для размещения семей сотрудников банка. Окна этой части здания выходили на переулок Кооперативный (ныне — Канадзавы).

Административная зона была обращена на центральную площадь города — сквер имени Кирова. В объемно-планировочном решении здания читаются конструктивистские мотивы. Но в процессе согласования проект видоизменялся, добавились классические черты: руст, пилястры, выделение первого этажа и другие детали. Таким образом, лаконичные сочетания форм перекликаются с классическими деталями на фасадах: полуколоннами, пилястрами, колоннами, аттиковыми завершениями. Примерами постконструктивистской архитектуры являются также здание школы марксизма-ленинизма ул. Сухэ-Батора, 9 и жилой дом специалистов по ул. Марата, 29, созданные по проекту Казимира Миталя.

Вся палитра в одном городе

Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. И стиль этот неразрывно связан с идеологией государства и потребностями времени. По словам Василия Лисицина, несмотря на значительную отдалённость от центра страны, Иркутск, пусть и с некоторым опозданием, вмещал в ткань городской застройки практически всю палитру российских архитектурных стилей. Это касается и конструктивизма. Образцы этого авангардного стиля появились в городе с 1930 по 1934 годы и напоминают нам о сложном, ярком периоде формирования советского государства, поставившего архитектуру на рельсы выполнения социального заказа. Построек в стиле иркутский конструктивизм не так много, они постепенно ветшают. Наша задача — сохранить эти произведения авангардного зодчества как подлинных свидетелей удивительного времени, когда патриархальный, деревянный Иркутск стал превращаться в современный индустриальный город.

Материал подготовлен при содействии иркутского отделения Союза архитекторов России

Читать также:

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться