Иркутский Театр юного зрителя им. А. В. Вампилова выпустил очередную премьеру – спектакль «Женитьба Бальзаминова». Премьера прошла 7 апреля. Пьеса великого драматурга Александра Островского, по которой поставлен спектакль, имеет и другое название – «За чем пойдешь, то и найдешь». По сюжету, молодой чиновник Миша Бальзаминов, человек без особых талантов и яркой наружности, хочет найти себе счастье, женившись на богатой. Интересно, каким образом он думает этого добиться?
Вероника ПЕСЧИНСКАЯ
Вопрос, наверное, для многих уже риторический. Пьеса довольно популярна и часто ставится, кроме того, в 1964 году вышел прекрасный советский фильм «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным и другими звездами советского кино. Но на случай, если читатели не знают сюжета, не будем выдавать подробностей – пусть лучше они придут на спектакль и все увидят сами.
Пьеса была написана в 1861 году. Она замыкает трилогию о молодом чиновнике Бальзаминове, в которую также входят пьесы «Праздничный сон – до обеда» и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Тот самый фильм снят по мотивам всех трех пьес. В ТЮЗе задействована только одна, третья.
Миша и его матушка бедны, и шансов разбогатеть практически нет. Но Миша верит в себя, и матушка верит в него тоже. Хотя он глуп – так считает большинство из его окружения. Виду из себя не имеет – то есть, не красавец. Особыми талантами тоже не отмечен. Но он поставил себе цель далеко не рядовую – стать богатым. При этом Миша не идет по нечестному пути, как другие молодые люди у Островского. Жениться на даме с капиталом – это все ж таки приличнее, чем воровать или мошенничать. Да, легких денег не бывает, не хочешь воровать – так поунижайся. Попасть в богатый дом ой как непросто, но еще сложнее вынести все причуды богатых, которые могут унизить или прибить человека просто так, ради развлечения. Но Миша готов терпеть. Ради чего? Выражаясь современным языком, главный герой стремится повысить свой жизненный статус и предпринимает конкретные шаги для этого.
Артист ТЮЗа Павел Матушевич, исполнитель роли Бальзаминова, считает:
— Миша Бальзаминов – это человек, который хочет лучшей жизни. Я об этом разговаривал со своими студентами, спрашивал: «Кто такой Бальзаминов, чего он хочет?» Все говорят: «Денег». Но в тексте Бальзаминов сам об этом говорит: самое главное – он хочет счастья. А для него счастье – ну да, это деньги и коляска. А кто из нас не хочет быть счастливым? Другое дело – что он немножко самодур. Но далеко не идиот. Не зря говорят: за чем пойдешь – то и найдешь. Нет, он как раз не дурак. У него есть логика, и она железная. Если у меня нет денег, и я никакими средствами не могу их достать, значит, я должен жениться на богатой. Больше никак. В принципе, с этим не поспоришь.
— Вспомним известный фильм с Георгием Вициным: не «давил» ли этот образ, который уже прочно врос? Слегка инертный и в чем-то «никакой» Миша, которым больше управляет матушка.
— Вот как раз нет. Здесь бы хотелось про другое. Миша – не просто дурачок, у него есть цель, и он идет до конца. Он только в финале расстроился совсем, когда его избили, когда он столкнулся с этой реальностью. Он же все время улетает, он такой… человек воображения: «Где, где я?» Ему только сказали – а он уже мысленно там! А потом раз – и с столкнулся с жестокой реальностью…
Но даже жестокая реальность не смогла отвратить Мишу от его мечты. Точнее, не успела. В наше время такой сюжет назвали бы мотивационным. В его жизни возникает помещица Белотелова – крайне ленивая особа. Мечтает выйти замуж, но не хочет ни сама выезжать, ни собирать гостей у себя дома. Она скучает и полнеет. Совершенно случайно Миша смог вызвать у нее волнение и заставить бежать быстрее кровь в ее обленившемся белом теле. И этот бедняк без ярких талантов показался ей совершенно особенным. Так тоже бывает.
Над премьерой работал творческий коллектив из Санкт-Петербурга – режиссёр Антон Свит и художник-постановщик Дарья Здитовецкая. Они уже поставили два спектакля для Иркутского театра юного зрителя – «Прошлым летом в Чулимске» и «Ревизор».
Декорации выполнены в изумрудно-зеленых тонах. Этот цвет выбран не случайно, говорит Дарья Здитовецкая:
— Изумрудный цвет родился сразу, на интуитивном уровне. К зеленому в принципе было неоднозначное отношение испокон веков. Но это был также цвет романтичной любви, мечты, всего, что связано с миром эфира, мечтаний и грез. А также это цвет денег – это уже более новые ассоциации. И уже потом, когда я разработала костюмы, то поняла, что получился такой, знаете, павлопосадский платок, расщепленный на атомы. Зелень с очень яркими вкраплениями. Потому что Островский – это абсолютно русский автор, русская драматургия. И это тоже отобразилось в этой гамме.
— Костюмы ведь не относятся непосредственно к эпохе создания пьесы?
— Самое первое решение, которое было принято мною при разработке сценографии и костюмов – это не будет историзм, не будет воплощением времени и эпохи. Потому что в классической драматургии самое главное – почему она и классическая! – то, что все темы, которые в ней затрагиваются, имеют отношение к любому времени и любой эпохе. Хотелось, конечно, передать какой-то дух, скорее на интуитивном уроне, какое-то ощущение от Александра Николаевича Островского. И это воплотилось в цветовой ассоциации.
Еще интересный момент – музыка в постановке. На сцене стоит рояль, за ним – Павел Смирнов, заведующий музыкальной частью иркутского ТЮЗа. И только эта музыка сопровождает спектакль. Как рассказал режиссер-постановщик Антон Свит, такой ход родился не сразу:
— В процессе репетиций мы пришли к такому варианту. Когда я познакомился поближе к Павлом Смирновым, заведующим музыкальной частью театра, то мы решили, что можем сделать живое сопровождение. Изначально были разные варианты – фоновые, шумовые. Но у нас много переходов, такая динамичная, подвижная декорация. Поэтому такой вариант – самый яркий и удобный вариант для нас.
— Он и соответствует атмосфере старины.
— Да, раньше вживую сопровождали спектакли живой игрой. Но самое главное – что у нас музыка перестает быть музыкой как таковой и становится неким комментарием. Павел находится на сцене уже как участник спектакля, как персонаж.
— Расскажите, о чем для Вас этот спектакль?
— О любви. О мечте. А сам Миша – человек с колоссальным воображением.
— Как шла работа над спектаклем?
— Решение у нас с художником придумалось довольно быстро. Как-то мы совпали во взглядах на пьесу. Здесь форма такая гротесковая, яркая. Чтобы это было быстро, ярко, горячо, и при этом – чтобы это было легко. Не всем артистам это привычно. И это будет еще выгрываться какое-то количество времени.
Добавим, что спектакль приурочен к 200-летию со дня рождения великого русского драматурга Александра Островского. Показы премьерного спектакля «Женитьба Бальзаминова» в Иркутском театре юного зрителя им. А. Вампилова состоялись 7 и 8 апреля. Ближайшие представления пройдут 18 и 29 апреля. Постановка рассчитана на зрителей старше 16 лет.