Выберите город или район:



SONY DSC

Загадки особняка на Арсенальской

История дома Трубецких в Иркутске, где сегодня размещается Музей декабристов, полна тайн. Документальных свидетельств принадлежности дома семейству Трубецких нет. Возможно, усадьба была приобретена или построена Трубецкими в 1850-е годы. В Иркутске Екатерина Ивановна и Сергей Петрович провели более одиннадцати лет. Но, к сожалению, тот дом, где они жили с детьми и привечали воспитанников, своих товарищей по изгнанию, где бывала супруга самого генерал-губернатора, не сохранился. Усадьба, сад, надворные постройки, оранжереи и сам дом сгорели в 1908 году. Просторный особняк стоял у стен Знаменского монастыря (ныне улица Рабочего штаба — Е. С.) в Знаменском предместье. Он был куплен за десять тысяч рублей, присланных графиней Лаваль, матерью Екатерины Трубецкой. Это была немалая сумма по тем временам. Для примера: именно столько могли получать декабристки от родных из столиц в течение целого года.

Екатерина САНЖИЕВА

Кабинет С. П. Трубецкого
Источник: Дом-музей Трубецких

Позже из-за высокой стоимости дом декабристов приобрели богатые купцы. Имя нового владельца дома Трубецких не сохранилось, а дом Волконских купил для устройства ремесленного училища известный миллионер-меценат Иван Хаминов. Есть предположение, что заушаковский дом Трубецких был прежде загородной дачей Ивана Цейдлера — иркутского гражданского губернатора. Того самого, что пытался когда-то не столько по своему желанию, сколько по высочайшей воле не пустить княгиню Трубецкую к мужу за Байкал. По свидетельству Бестужева, эта роль доброму Цейдлеру, не имевшему возможности избежать ее, была весьма тяжела.

Дом Трубецких был гостеприимным и просторным. К слову, уже в веке нынешнем стало известно, что в гостиной у Трубецких помещался большой рояль немецкой фирмы «Вирт», радовавший гостей на званых вечерах.

Теперь о доме, где сегодня находится музей Трубецких. Иркутские старожилы рассказывали, что по улице Арсенальской (сегодня Дзержинского — Е. С.), близ «вшивой горки» (так называлось место, где стирали солдатское белье — Е. С.), сохранился дом, который принадлежал кому-то из Трубецких. Во второй половине XX века эта легенда стала отправной точкой для создания в этом особняке Иркутского музея декабристов. Неслучайно идея создания музея появилась в советскую эпоху, когда тема декабристов стала частью государственной идеологии. Так, например, в 1925 году в бывшем ВСОРГО (в ту пору Иркутском музее революции — Е. С.) была открыта выставка, рассказывающая о декабристах и об их пребывании в Сибири. На волне востребованности этой истории в 1960-х годах тогдашний председатель Иркутского горисполкома Николай Салацкий выступил с инициативой организовать в Иркутске музей декабристов. Поскольку в доме Волконских проживало в то время более двадцати семей, а в доме на Дзержинского только пять, музей было решено открыть в последнем.

Гостиная Дома Трубецких
Источник: Дом-музей Трубецких

Открылся он после пятилетней реставрации (1965–1970) выставкой, посвященной декабристам. Затем в течение двух лет в музее была создана первая экспозиция. Кстати, дом Трубецких стал первым в Иркутске деревянным зданием XIX века, которому был возвращен первоначальный облик. Размером дом Трубецких скромнее дома Волконских. В подклете (нижнем полуэтаже — Е. С.) располагались хозяйственные помещения. Жилой этаж состоял из анфилады комнат: приемной, гостиной, кабинета, теплых сеней, столовой-буфетной и разводной комнаты, которая ведет на верхний и нижний этажи. Можно предположить, что наверху, в мезонине, размещалась спальня, а с балконов можно было обозревать окрестности.

После смерти Екатерины Ивановны в 1854 году здесь мог жить Сергей Петрович с сыном Иваном, внуком Николаем и воспитанником Федором. А в 1856 году после амнистии, дарованной императором Александром II, Трубецкие навсегда уехали из Иркутска. Сначала в Киев и Одессу, где жила семья старшей дочери Александры, и, наконец, в Москву, где Сергей Петрович жил уже до конца своих дней.

Столовая Дома Трубецких
Источник: Дом-музей Трубецких

Между тем в доме на Арсенальской после отъезда декабриста жили еще госпожа Гортикова, семейства Кашкаровых и Гасс, но ничего интересного о них история не сохранила. Еще меньше известно о жильцах коммуналок, которые с 1920-х годов более тридцати лет ютились в доме.

В нынешнем доме-музее был реконструирован интерьер, воссоздана атмосфера прежнего заушаковского дома Трубецких, где хозяйкой была княгиня Екатерина Ивановна. Экспозиция музея повествует об истории семьи Трубецких и декабристов — их товарищей по изгнанию. О самых интересных и ценных экспонатах Дома-музея декабристов рассказывает заведующий отделом «Дом и усадьба Трубецких» Игорь Пашко.

Бюст сына Артамона Муравьева

Бюст сына декабриста Артамона Захаровича Муравьева, Никиты. Гипс, 1830-е гг.
Источник: Дом-музей Трубецких

Один из экспонатов, представленных в экспозиции музея — бюст сына Артамона Муравьева, Никиты. Артамон Захарович после каторги был отправлен на поселение в Малую Разводную. Позже в ходе строительства Иркутской ГЭС село было затоплено. В 20-х годах прошлого века поиском декабристских могил занимался историк и архивист Борис Кубалов. Он издал книгу, посвященную местам захоронений ссыльных. При осмотре могилы декабриста Артамона Муравьева в надмогильном склепе исследователь обнаружил гипсовую скульптуру.

Сыновья декабриста: Лев, Никита и Александр — родились до его осуждения и жили с матерью в Петербурге. Лев и Никита прожили недолго. Скульптурные изображения умерших сыновей прислала мужу в Сибирь жена декабриста, Вера Алексеевна Муравьева, в девичестве Горяинова. Из скульптурных изображений детей сохранилось одно — бюст четырнадцатилетнего Никиты. Этот бюст и был замурован в надмогильном склепе Муравьева и позже найден Кубаловым. Хоронила Артамона Муравьева вдова его друга-декабриста Алексея Юшневского, Мария Казимировна. Согласно рассказам местных крестьян, она, следуя завещанию Муравьева, «поместила в могилу изображение ангелочка». Бюст был передан в Иркутский краеведческий музей, позже отреставрирован и помещен в экспозицию музея декабристов. В 1950-е годы, перед затоплением Малой Разводной, могилы декабристов Муравьева и Юшневского перенесли на Лисихинское кладбище Иркутска.

Столик в стиле «шинуазри»

Столик в стиле «шинуазри»
Источник: Дом-музей Трубецких

Этот изящный расписной столик очень любят гости музея. Многие даже пишут в отзывах: «Особенно понравился расписной китайский столик». Столик, предназначенный для украшения интерьера, на самом деле не китайский, а французский, но выполнен в стиле «шинуазри» («китайщина» — Е. С.). В ту эпоху вещи в «восточном стиле» вошли в моду и стоили очень дорого. Стилизации, изготовленные в Европе, призваны были решить проблему высоких цен на восточные штучки. В Иркутске, где было множество оригинальных поделок из Поднебесной, в среде декабристов, людей в искусстве искушенных, подобное изделие, по-видимому, вызывало немало улыбок. По легенде столик был прислан в Иркутск после кончины матери Екатерины Трубецкой, графини Александры Лаваль, в 1850 году среди других вещей. Сестры княгини позаботились, чтобы часть наследства маменьки была отправлена в Сибирь их сестре Екатерине.

Ваза Екатерины Трубецкой

Ваза. Фарфоровый завод Сафронова. 1830–1840-е годы
Источник: Дом-музей Трубецких

Сине-белую с золотыми узорами керамическую вазу подарил музею краевед, знаток истории Иркутска, публицист Иван Козлов. Он рассказывал, что в его семье ваза передавалась из поколения в поколение. Говорили, что она принадлежала княгине Трубецкой и была подарена ею то ли служанке, то ли кормилице детей. Ваза изготовлена в первой четверти XIX века на известной московской фабрике Сафронова. Такими сосудами обычно в XIX веке украшался дамский туалетный столик. На столике ставили две вазы, в которых были живые или сухие цветы. Композиция украшалась цветными лентами, а в центре красовалось круглое или овальное зеркало, за которым барышни приводили себя в порядок перед выходом в свет.

Книга, посвященная Наполеону Бонапарту

«Воспоминания герцогини Лауры д’Абрантес», посвященные Наполеону Бонапарту. Брюссель. 1834 г.
Источник: Дом-музей Трубецких

Небольшая книга в коричневом переплете, изданная в Брюсселе в 1834 году, лежит в кабинете Дома-музея Трубецких на письменном столе. Это «Воспоминания герцогини Лауры д’Абрантес», посвященные Наполеону Бонапарту. На форзаце имеется владельческий автограф Сергея Трубецкого. Сергей Петрович был среди тех офицеров русской армии (а он на момент ареста имел звание лейб-гвардии полковника Преображенского полка — Е. С.), кто воевал с Наполеоном, но тем не менее относился к знаменитому корсиканцу с пиететом.

В энциклопедии жизни русского дворянства XIX века, пушкинском шедевре «Евгений Онегин», можно найти такой эпизод: Татьяна Ларина приходит в кабинет Онегина в его отсутствие, желая узнать, чем живет объект ее любви. Первое, что она видит — «столбик с куклою чугунной», то есть с изображением Наполеона. Судьба великого полководца завораживала в ту пору многих русских. Книг о Бонапарте было множество, и продавались они быстрее других. Сергей Трубецкой тоже много читал о Наполеоне. Автор воспоминаний герцогиня д’Абрантес знала Наполеона с детства, потому как родилась на Корсике. Позже у нее даже случился роман с французским императором. Эта связь оказалась весьма выгодной для супруга Лауры: герцог пришел к Наполеону за сатисфакцией, в итоге же получил звание генерала и пост военного коменданта Парижа.

Книга мемуаров передана в дар музею в 1982 году иркутянином Л. В. Линицким.

Стулья работы братьев Бестужевых

Один из двух стульев, приписываемых авторству Н. А. Бестужева
Источник: Дом-музей Трубецких

Стулья, хоть и сделанные из сосны, но обработанные искусно и с прекрасным знанием технологии, ныне украшают буфетную в доме Трубецких. Благодаря специальному вощению простая сосна приобрела вид дорогого красного дерева. По легенде стулья были сделаны братьями Николаем и Михаилом Бестужевыми — известными умельцами. Живя на поселении за Байкалом, в Селенгинске, они занимались изготовлением множества полезных вещей: от часов до экипажей. Особенно им удавалась мебель. Приезжая в Иркутск, Бестужевы привозили друзьям подарки, сделанные своими руками.

Трубецкие получили от них в подарок набор стульев, из которого сохранились только два предмета. Сиденья набиты конским волосом, спинки украшает узор в форме двух соединенных «рогов изобилия». По поводу узора было много споров. Некоторые эксперты утверждали, что это рожки, в которые трубили извозчики — символ почты, коим он по сей день и остается. Стулья были представлены в 1925 году на выставке в Иркутском музее революции (раньше так назывался Областной краеведческий музей — Е. С.), посвященной столетию событий на Сенатской площади.

«Пейзаж с озерком» кисти Александры Трубецкой

Пейзаж с озерком. Работа Александры Сергеевны Трубецкой, дочери декабриста С. П. Трубецкого. 1840–1850-е гг.
Источник: Дом-музей Трубецких

Эта картина также экспонировалась на выставке 1925 года в музее революции. Живописная работа в темных тонах украшает одну из стен жилого этажа дома-музея. Саша, старшая дочь Трубецких, с детства прекрасно рисовала и на протяжении многих лет занималась рисунком и живописью.

Пейзаж был отреставрирован в 1984 году художником Е. В. Киселевой. На полотне видны озеро, горы и несколько силуэтов местных жителей. Эксперты полагают, что ландшафт этого водоема похож на верховья реки Лены, и одежда изображенных людей выдает в них жителей севера Иркутской губернии. Была ли Александра Сергеевна в тех краях, когда и как возник у нее этот сюжет? Неизвестно. Но есть предположение: декабристы были хорошо знакомы с местными жителями, а также ссыльными, среди которых был Леопольд Немировский, талантливый художник, участник польского освободительного движения, друг декабристов Сергея Волконского и Николая Бестужева. Он был участником нескольких экспедиций, организованных Русским географическим обществом с целью изучения территорий и быта коренных жителей Дальнего Востока. Побывал на реке Лена и в Якутии, направляясь к Охотскому морю и на Камчатку, где жили коряки, якуты и чукчи. Художник вел «Дневник путешествия» и сделал множество рисунков акварелью и карандашом: пейзажей, зарисовок аборигенов, их жилищ, одежд, предметов быта. Рисунки Немировского издавались альбомами, но без указания его имени, поскольку он был государственным преступником. Немировский вполне мог давать уроки рисования Саше Трубецкой. Александра могла написать пейзаж либо по мотивам его картин, либо копируя одну из его работ.

На не очень качественной фотографии с декабристской выставки 1925 года все же виден этот пейзаж с фигурками аборигенов и грядой гор. Картина была найдена в запасниках Иркутского областного художественного музея и в дни празднования его 200-летия передана в музей декабристов.

Икона-пелена «Богоматерь Владимирская»

Воздух-покровец, вышитый Екатериной Ивановной Трубецкой и подаренный Оёкской церкви
Источник: Дом-музей Трубецких

Прекрасный образ Богоматери Владимирской, подвесная пелена (плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте — Е. С.) также одна из жемчужин коллекции музея. Предполагалось, что этот плат вышила Екатерина Трубецкая. Но не так давно специалисты из Москвы опровергли эту гипотезу. Такую икону, по мнению экспертов, выполненную в технике «золотого и лицевого шитья», не могла сделать светская дама. Столь тонкую работу способны выполнить только монахини, специально обученные тончайшему искусству. Такой труд требовал огромного напряжения глаз. Подобные шедевры монахини творили для Бога, и потому не боялись потери зрения. Икона, скорее всего, была создана руками одной из таких сестер божьих.

Возможно, Екатерина Ивановна привезла ее с собой из Санкт-Петербурга или получила посылкой от своих родных уже в Сибири. Образ Трубецкая подарила церкви Успения Пресвятой Богородицы села Оёк, где семья декабриста прожила шесть лет до того, как им позволили переехать в Иркутск.

Екатерина Ивановна была глубоко верующим человеком. Она до последних дней помогала Знаменскому женскому монастырю. Архиепископ Нил, глава Иркутской епархии, был дружен с Трубецкими. Он даже, по свидетельствам современников, называл княгиню своей «второй матерью».

Повседневная дамская шкатулка

Шкатулка-несессер Екатерины Трубецкой
Источник: Дом-музей Трубецких

За стеклом в музее Трубецких хранится шкатулка-несессер в китайском стиле (специальный контейнер для мелких предметов, использовавшийся для хранения косметики, инструментов для шитья и рукоделия — Е. С.). Сделана вещица во Франции из палисандра. Это красиво окрашенная древесина южноамериканских пород деревьев. Из палисандрового дерева изготовляли дорогую мебель, музыкальные инструменты. Шкатулка украшена инкрустацией из перламутра. На крышке изображены китайские дети, играющие мячами. Наполнялась шкатулка вещами, которые были необходимы светской даме каждый день. Это косметические принадлежности, инструменты для рукоделия — ножницы, игольницы, наперстки, а также крючки для надевания обуви и застегивания пуговиц, нож для разрезания бумаг.

В одну из стенок несессера предположительно была встроена потайная шкатулка для драгоценностей, а в основании крепился музыкальный механизм, но они не сохранились.

Книга с автографом генерала Лепарского

Книга «Британское обозрение» / «Revue Britannique» (Париж, 1825), принадлежала декабристу П. В. Аврамову. На книге — автограф коменданта Нерчинских заводов Станислава Романовича Лепарского «видал Лепарский»
Источник: Дом-музей Трубецких

Чтение книг для декабристов в изгнании было главным, а иногда и единственным удовольствием. Некоторые из жен декабристов, отправляясь в Сибирь, везли с собой целые библиотеки. Так, Александрина Муравьева привезла в Читу целый экипаж с книгами — библиотеку своего свекра. Это собрание стало основой общей сибирской библиотеки декабристов. Даже в переполненной Читинской тюрьме, где было тесно и звон кандалов мешал узникам беседовать, всё же находилось место для книг. Позже, когда узники тюрьмы стали выходить на поселение, каждый желающий получал часть этого книжного собрания. В Доме Трубецких экспонируется редкая книга. Это «Британское научное обозрение» на французском языке, принадлежавшее по выходу на поселение декабристу Петру Аврамову.

Это своеобразный дайджест всего нового и интересного из самых разных областей человеческой деятельности — от театра до сельского хозяйства. И на одной из первых ее страниц имеется автограф генерала Станислава Лепарского. Он был комендантом Нерчинских рудников, где отбывали наказание декабристы. К своим подопечным генерал относился весьма лояльно. Между собой они называли его «добрый старик Лепарский». Одной из обязанностей коменданта было чтение всех присланных книг на предмет обнаружения возможной крамолы. Генерал был человеком исполнительным, но понимал, что если будет читать всё, то ни на что другое времени просто не останется. Сначала он писал на книгах так: «читал Лепарский». Это означало, что книга цензуру прошла и может быть передана в общую библиотеку декабристов. Позже он стал писать иначе. Именно так, как на «Британском обозрении»: «видал Лепарский». Это означало, что книгу комендант бегло просмотрел.

За помощь в подготовке материала благодарим заведующего отделом «Дом и усадьба Трубецких» Игоря Пашко и главного хранителя Дома-музея декабристов Любовь Подшивалову.

Информация для посетителей
Дом-музей Трубецких открыт во все дни, кроме вторника.
Часы работы с 10:00 до 18:00, касса закрывается в 17:30
Стоимость входных билетов от 60 до 270 рублей. Действует Пушкинская карта.

Сайт Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов