Выберите город или район:



Яйцо динозавра, «Чудо-часы» и другие редкости

По материалам, предоставленным Иркутским областным краеведческим музеем имени Н. Н. Муравьева-Амурского.

Иркутский областной краеведческий музей имени Н. Н. Муравьева-Амурского по объему и составу своих собраний лидирует среди музеев Сибири, являясь одним из крупнейших в России. В его фондах собрано порядка 500 тысяч экспонатов, отражающих развитие территорий Приангарья в диапазоне миллионов лет. Мы расскажем о десяти, на наш взгляд, самых интересных артефактах Иркутского краеведческого музея.

Екатерина САНЖИЕВА

Яйцо динозавра

В фондах музея хранится окаменевшее яйцо динозавра. Оно принадлежало вымершему животному из группы зауропод, обитавших в верхнемеловом периоде. На территории Иркутской области еще не было обнаружено ни одного остатка, имеющего отношения к динозаврам, в том числе принадлежащим к зауроподам, поэтому это яйцо — большая редкость и единственный подобный артефакт в музеях Восточной Сибири. Более 65 миллионов лет яйцо пролежало в земле, где из-за минерализации (замещение белковых молекул на минеральные) превратилось в окаменелость.

Яйцо динозавра
Источник: Иркутский областной краеведческий музей им. Н. Н. Муравьева-Амурского

Яйцо нашли в Монголии, в Южногобийском аймаке в районе Хурэн-Тологой. Его размеры — около 15–17 сантиметров в поперечнике. Известно, что даже самые крупные динозавры откладывали сравнительно небольшие яйца. Они имели не кожистую оболочку, как у современных змей и ящериц, а кольцевую скорлупу, как у птичьих яиц.

Но динозавры остаются во многом загадочными существами. Хотя строение их скелета и большое количество других окаменелостей (яйца, отпечатки лап, фрагменты кожи и т. д.) изучены хорошо, знания об их физиологии, образе жизни и поведении по-прежнему не достоверны на все 100%. К примеру, не до конца понятно их репродуктивное поведение: заботились ли они об отложенных яйцах и молодняке; строили ли гнезда, подобно птицам; откладывали ли яйца просто на землю или закапывали, как делают многие современные рептилии. Ученые могут строить лишь логические догадки, опираясь в том числе на изучение современных животных.

Оленный камень с реки Иволги

Редчайший экспонат, датированный VII–V веками до нашей эры, можно увидеть, не пересекая порог музея. Слева от входа в отдел истории установлен оленный камень. Древние художники обычно изображали на подобных древних стелах оленей, отсюда и название. В музей стелу передал Дмитрий Давыдов, член Российского Географического общества, этнограф, племянник поэта Дениса Давыдова, автор песни «Славное море, священный Байкал». Он обнаружил камень между Иволгинской и Ключевской станциями по дороге из Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) в Селенгинск и в 1856 году привез его в Иркутск. По месту нахождения — вблизи реки Иволги — стелу еще называют Иволгинской. А благодаря совершенству рисунков этот камень считается лучшим среди подобных археологических памятников Забайкалья.

На камне высечены стилизованные изображения оленей, летящих к солнцу. Этих животных сибирские шаманы считали священными. Солнце также играло важную роль в их верованиях. Неслучайно татуировки оленей наносили на тела погибших воинов, ведь животные должны были стать защитниками и проводниками душ умерших. На Иволгинской стеле, как и на других подобных оленных камнях, изображено личное снаряжение древнего степного воина: боевой пояс, лук, стрелы, топоры и кинжал.

Ученые предположили, что такие камни устанавливались на месте захоронений воинов или жертвоприношений. Исследователи также считают, что стилистика рисунков указывает на культурные связи сибирских племен со скифами Причерноморья.

Изготовлена плита из куска мелкозернистого розового забайкальского гранита. Рисунки на граните настолько отчетливы, что только единообразный цвет поверхности камня и степень ее выветренности указывают на солидный возраст артефакта.

Знамя 28-го Восточно-Сибирского стрелкового полка

В коллекции музея хранится знамя 28-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. На одной из сторон изображен Спас Нерукотворный и надпись: «С нами Бог», с другой стороны — вензель российского императора Николая II, вышитый золотой канителью. По углам — изображения двуглавого орла, держащего скипетр и державу. Знамя выполнено из шёлка.

Полк был сформирован к 5 октября 1903 года. Он вошел в состав 7-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады, а 1 ноября 1903 года ему было пожаловано знамя образца 1900 года с образом Спаса Нерукотворного и малиновой каймой.

Вскоре 7-я Восточно-Сибирская стрелковая бригада была переформирована в стрелковую дивизию, которая под командованием генерал-майора Романа Кондратенко 329 дней героически обороняла Порт-Артур от японцев.

Знамя 28-го Восточно-Сибирского стрелкового полка
Источник: Иркутский областной краеведческий музей им. Н. Н. Муравьева-Амурского

8 июня 1907 года полку было пожаловано Георгиевское знамя образца 1900 года с образом Спаса Нерукотворного, малиновой каймой и надписью отличия на скобе: «За доблестную оборону Порт-Артура в 1904 году», а руководству полка — знаки с аналогичной надписью на головные уборы. С 1 сентября 1910 года полк был расквартирован в Иркутске. 26 июля 1912 года было установлено нашить на Георгиевское знамя отрезок Георгиевской ленты с надписью отличия полка — «За доблестную оборону Порт-Артура в 1904 году» — и подвязывать Георгиевскую ленту с кистями к трубке навершия.

В Первую мировую войну полк в составе 7-й Сибирской стрелковой дивизии во главе с генерал-лейтенантом Владимиром Трофимовым сражался с немцами. Георгиевские награды (орден или оружие) получили 52 офицера частей 7-й Сибирской стрелковой дивизии.

4 апреля 1917 года Георгиевское знамя с вензелем отрекшегося императора было приказано доставить в Петроград для выполнения работ по снятию вензеля. Но революционные события помешали выполнению этого приказа, а в марте 1918 года 7-я Сибирская стрелковая дивизия, в состав которой входил полк, была расформирована.

Около ста лет реликвия хранится в фондах музея.

«Чудо-часы»

Необычные настольные часы, объединенные с моделью вокзала и планетарием, изготовил талантливый часовщик Илья Гольдфаден, проживавший в Варшаве. Внутри располагался большой единый механизм ручной работы, приводивший в действие одновременно циферблаты часов, поезд, фигурки людей на вокзале и планетарий.

В составе планетария не случайно присутствует Марс со своими спутниками: Фобосом и Деймосом. В 1881 году, когда мастер начал работу над часами, спутники Марса только открыли, это считалось новейшим достижением астрономии. Гольдфаден собирался поехать со своей работой на всемирную выставку в Чикаго в 1893 году, но, согласно современным данным, в каталоге русского павильона его имя не значится.

В начале ХХ века Гольдфаден с целью заработка вместе со своим творением отправился в поездку по России, показывая работу «Чудо-часов» в присутственных местах больших городов. Общий вес изделия составлял порядка 250 килограммов (640 фунтов, как указано в объявлениях). 15 апреля 1902 года в доме Кравца на углу улиц 4-й Солдатской и Большой открылась демонстрация «Чудо-часов» для иркутян с платой за вход в 30 копеек. Каждые 15 минут горожане наблюдали маленькое действо: раздавались свистки, приходил в движение вокзал, из туннеля выходил поезд, вращался планетарий.
Однако газетные обозреватели не были впечатлены работой часов, считая их «замечательным изобретением, но отнюдь не чудом». Плату за вход также посчитали высокой, поэтому спустя пять дней её снизили до 20 копеек.

Первоначально демонстрация «Чудо-часов» в Иркутске планировалась до 20 мая 1902 года, но затем была продлена.

До сих пор доподлинно неизвестно, каким образом часы оказались в собственности иркутской мещанки Виктории Кулябко, владелицы собственного дома и мелочной лавки в районе Средне-Амурской и Нижне-Амурской улиц (ныне Седова и 3 июля), передавшей их в музей Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества 5 февраля 1911 года.

Во время декабрьских боёв 1917 года осколки гранаты повредили основной механизм часов и разбили планетарий. Лишь спустя 30 лет часы были отреставрированы механиками А. И. Молоковым и Е. И. Гришковым, но восстановить работу основного механизма оказалось невозможным.

После первой реставрации «Чудо-часы» были выставлены в парке Парижской коммуны (так в то время назывался парк возле постамента бывшего памятника Александру III). Из-за «любопытных граждан, хотевших только потрогать» часы лишились многих частей. Вторая реставрация была осуществлена Валерием Малюшенко и Юрием Вороновым в 1999 году. Реставраторам пришлось заново изготовить вагоны поезда, фигурки людей и макеты планет.

Сейчас «Чудо-часы» являются украшением экспозиции «Музей мебели» выставочного отдела «Музейная студия».

Летопись Иркутска 1652–1763 годов

Среди ценнейших книг и материалов в научной библиотеке музея хранится уникальная рукопись неизвестного автора «Летопись г. Иркутска 1652–1763 гг.». Это самый ранний из сохранившихся списков иркутских летописей. Известно, что уже в 1889 году рукопись была в фонде библиотеки. Ее подарил Митрофан Пихтин член ВСОРГО, иркутский купец. Он был гласным городской думы, почетным смотрителем иркутского училища им. Александра III. Откуда и как попала к нему рукопись, остается загадкой.

Текст рукописи выведен черной тушью на плотной бумаге аккуратным почерком. Буквы вычурные, с хвостами и узелками. Рукопись представляет собой скоропись второй половины XVIII века. Согласно древнерусской традиции писания, в документе почти отсутствуют заглавные буквы.

Впервые летопись была опубликована Восточно-Сибирским книжным издательством под редакцией Надежды Куликаускене в 1996 году. Текст рукописи подготовлен к печати сотрудником научной библиотеки музея Татьяной Романцовой. В подробном комментарии к «Летописи города Иркутска XVII–XIX вв.» дается полная характеристика этого уникальнейшего списка. По мнению Надежды Куликаускене, летопись могла служить одним из главных первоисточников, откуда черпал свои сведения составитель летописи Иркутска Петр Пежемский.

Авторство древней рукописи до сих пор не установлено. Можно предполагать, что ее написал первый летописец Иркутска посадский Василий Сибиряков. Имеются сведения, что он занимался этой работой, но дата окончания его труда не установлена.

На сегодняшний день известно 39 списков и летописных сводов Иркутска XVIII–XX веков. Из них 15 издано, из одной летописи напечатано два фрагмента, восемь хранятся в архивах, библиотеках, музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Костромы, Тобольска, Иркутска.

Подстаканник доктора Каца

В 2003 году в музей поступил серебряный подстаканник с интересной историей. Он принадлежал известному врачу Иосифу Кацу, который в 1900–1920-е годы жил и работал в Иркутске. Передал предмет музею по просьбе дочери врача московский режиссёр Сергей Зайцев, приехавший на фестиваль «Сияние России».

Кстати, автор книги «Записки иркутянки» Лидия Тамм в своих детских воспоминаниях упоминала доброго доктора Каца, вылечившего ее от тяжелой болезни.

Подстаканник доктора Каца
Источник: Иркутский областной краеведческий музей им. Н. Н. Муравьева-Амурского

Дочь доктора Каца Геня Иосифовна также передала в дар музею медицинские инструменты и книги отца. На подстаканнике выгравирована дарственная надпись: «Доктору И. Б. Кацу. Маленькая пациентка Ия Григорьева». Оформлен он в технике литья и ковки и привлекает внимание своим декоративным оформлением. Его тулово украшено рельефным изображением тройки лошадей и фигур крестьян в санях. Удивляет мастерство автора, которому удалось тонко исполнить детали конской сбруи и развевающиеся гривы коней. Чаша подстаканника имеет боковую рукоять, изогнутую в верхней части и рельефно украшенную растительным орнаментом.

Мастера, изготовившего изделие, установить невозможно: клеймо-именник отсутствует. Но клеймо Петербургского пробирного управления с инициалами инспектора Якова Ляпунова, проработавшего там с 1896 по 1903 годы, позволяет установить время изготовления подстаканника: конец XIX — начало ХХ веков.

Фотография бабушки и дедушки Валентина Распутина

Среди материалов, переданных в музей сыном писателя Сергеем Распутиным, находится и черно-белая фотография с изображением стоящего мужчины и сидящей рядом дамы. Фото наклеено на картонную основу, на обороте которой имеется фирменный рисунок фотографии М. Сегельмана в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). Фотография выцвела, уголки отбиты. По качеству снимка и одежде запечатлённых людей можно понять, что фото относится к началу XX века. На фото — бабушка и дедушка Валентина Распутина по материнской линии, Мария Андреевна и Иван Ильич Черновы.

Фотография бабушки и дедушки Валентина Распутина
Источник: Иркутский областной краеведческий музей им. Н. Н. Муравьева-Амурского

О предках Валентина Распутина по линии матери Нины Ивановны мало что известно, но некоторые сведения сохранились. Прадед Валентина Григорьевича — польский дворянин пан Андрей Гилевич. Он был студентом Варшавского университета, участвовал в польских волнениях, был отправлен по этапу в сибирские рудники, а затем на поселение в деревню Якимово Усть-Удинской волости Балаганского уезда. Здесь он женился на красивой девушке по имени Анна, она была полуцыганских кровей. Анна родила шесть детей. Среди них была девочка по имени Мария, в будущем бабушка Валентина Распутина.

Коронационное облачение епископа Тихона

В коллекции краеведческого музея особое место занимает облачение епископа Тихона (Троицкого-Донебина). По музейной традиции его называют «коронационным». Этот комплект архиерейских одежд имеет непосредственное отношение к коронации последнего русского царя и его супруги императрицы Александры Фёдоровны.

Иркутский епископ Тихон, как достойнейший представитель сибирского духовенства, был приглашен в столицу на коронацию монарха в мае 1896 года. Помимо него в торжествах участвовали митрополиты из Киева, Санкт-Петербурга, Москвы. Всем священнослужителям, участвующим в этом событии, изготовили праздничные облачения. Крупный государственный заказ по изготовлению коронационной ткани выполнила знаменитая текстильная фабрика братьев А. и В. Сапожниковых. Одежды были сшиты из золотой парчи с изображением двуглавого орла под короной, держащего скипетр. На оплечии саккоса (верхняя часть архиерейского облачения) выткана корона. На золотой парче омофора (принадлежности архиерейского облачения в виде длинной широкой ленты) нашиты кресты и звезды. Сулок (тканое изделие, прикрывающее верхнюю часть архиерейского посоха) украшен светлым муаровым бантом.
В Иркутск епископ Тихон вернулся с дорогим памятным подарком от императора. В 1930-е годы комплект попал в фонды краеведческого музея.

Бекеша Афанасия Белобородова

Одним из экспонатов постоянной экспозиции отдела истории является бекеша, принадлежавшая дважды Герою Советского Союза Афанасию Белобородову. Прославленный полководец родился в деревне Баклаши под Иркутском. Получив боевой опыт еще в Гражданской войне и поступив в Иркутское пехотное училище, он продолжил свое военное образование. В начале Великой Отечественной войны полковник Белобородов был командиром одной из сибирских дивизий. Защищая Москву на Волоколамском шоссе, его дивизия одной из первых получила звание гвардейской. Позднее войска под его командованием воевали на самых разных фронтах. Освобождали Белоруссию, Литву, штурмовали Восточную Пруссию, а в августе 1945 командующий армией Белобородов принимал парад победы в Харбине.

Бекеша Афанасия Белобородова
Источник: портал «Культура 38»

Слово «бекеша» — венгерского происхождения. На Руси с XVI века так называли верхнюю мужскую зимнюю одежду в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой. Русская бекеша напоминала легкий полушубок. Бекеши были элементом зимней офицерской формы в царской, а позднее в Советской Армии.

Бекеша Белобородова сшита из сукна темно-синего цвета с натуральной подкладкой серебристого цвета. Застегивается на шесть крючков, имеет каракулевую опушку темно-серого цвета по воротнику, на груди, карманах, манжетах и по нижнему краю, а также погоны полковника Советской армии.

Костюм эвенкийского шамана

Костюм эвенкийского шамана — одна из жемчужин коллекции предметов шаманского культа. С давних пор эвенкийских шаманов считали самыми сильными в Сибири. Само слово «шаман», по одной из версий, происходит от эвенкийского «саман» — человек, любящий знания. В фондах Иркутского областного краеведческого музея хранится несколько шаманских костюмов этого народа. Одно из наиболее нарядных облачений, по мнению специалистов, принадлежало шаману, который был связан с духами воды.

Кафтан, шапка, передник, железная маска и бубен с колотушкой, датированные серединой XIX века, поступили в музей в конце XIX столетия от священника Василия Винокурова из Киренского округа Иркутской губернии. Костюм сшит из оленьей ровдуги (замши). На воротнике, спине и рукавах — полоски из синей и красной ткани. Съемный нагрудник украшен металлическими подвесками в виде восьми сидящих и взлетающих птиц, а рукава — металлическими планками, изображающими кости рук человека.

Подвески на этом костюме выполнены в виде человеческих фигурок, рыб, орудий охоты. Особенно богато ими украшена его задняя часть. По мнению историков, характер подвесок на наряде указывает на связь хозяина с духами водного мира. Кстати, эта стихия занимала особое место в религиозных верованиях эвенков: вода служила убежищем от злых духов и могла становиться непреодолимым рубежом для существ нижнего мира, охотившихся за людьми. Поэтому свои обряды эвенкийские шаманы тесно связывали с водой.

Другой важный символ, который представлен в шаманском костюме — гагара. Эта птица была священной у эвенков, якутов, долган и других северных народов. По преданиям, гагара помогла небожителям сотворить Землю, доставая ее со дна моря. Кстати, у эвенков и якутов шаман покалывал больного клювом птицы, сделанной из железа и пришитой к его нагруднику. Считалось, что таким образом подвластный шаману дух выклевывает из больного вселившуюся в него болезнь.