Выберите город или район:



Вспомнить свои грехи и принять правильное решение: гастроли спектакля «12» Никиты Михалкова в Иркутске

Валерия БАШКАТОВА

Недавно в культурной жизни Иркутска состоялось большое событие: Никита Михалков привез в столицу Восточной Сибири свой знаменитый спектакль «12». 13 и 14 апреля в главном зале Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского не было ни одного свободного места. Премьера спектакля «12» состоялась в 2021 году на Исторической сцене Большого театра в Москве. Сейчас постановка гастролирует по всей стране. К слову, «Большие гастроли» спектакля «12» в Иркутске организованы ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ. На сегодняшний день спектакль «12» побывал более чем в 70 городах России.

Как пояснил сам Никита Сергеевич, «12» — это спектакль-размышление. И о том, что такое свобода, и о сострадании, о способности помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде. В 2007 году вышел фильм с одноименным названием и тем же сюжетом. «12» — это история о двенадцати присяжных, которым предстоит решить, виновен ли 18-летний чеченский юноша Умар в убийстве своего приёмного отца — русского офицера.

В самом начале кажется, что все улики свидетельствуют против обвиняемого. Одиннадцать из двенадцати человек, собравшихся в школьном спортзале, уже готовы осудить юношу. У каждого из них свои дела и планы, поэтому они хотят разобраться с этим делом как можно скорее. И только один из присяжных нашел в себе силы пойти против напирающих коллег и не поддержать их мнение.

Спектакль «12»
Источник: пресс-служба Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского

Так как решение должно быть единогласным, присяжным волей-неволей приходится рассмотреть это дело более вдумчиво. В ходе действия выясняется, что все далеко не так однозначно, как казалось на первый взгляд, а представленные судом улики при более внимательном рассмотрении говорят о невиновности мальчика. К слову, роль двенадцатого присяжного в спектакле исполнил народный артист России Николай Бурляев.

Помимо Бурляева в спектакле играют народный артист России Никита Михалков, народный артист России Сергей Степанченко, заслуженный артист России Владимир Долинский, Гия Перадзе, Игорь Сергеев, Сергей Радченко, Александр Ведменский, Владимир Кочетков, Александр Кижаев, Рамиз Кялбиев, Антон Ромм, Евгений Дубовской, Павел Ильин, а также детский ансамбль абхазского танца «Амцабз».

Николая Петровича Бурляева я знаю с юности: мы вместе учились и он играл одного из героев, когда мы ставили спектакль во время учебы, получивший название «12 разгневанных мужчин». Это совершенно другая история была. Это была американская пьеса, не имеющая никакого отношения к нашей сегодняшней постановке. С Сережей Степанченко мы также раньше работали в совместных проектах, это замечательный артист, чудный совершенно. И Володя Долинский, с которым мы вместе учились, тоже грамотно дополняет наш спектакль. Все остальные — это выпускники моей академии, которые были взяты в театр. И да, я с уверенностью могу сказать, что я считаю, что наш актерский состав сейчас лучший в стране

— Никита Михалков, народный артист России

Одной из интересных особенностей постановки стала полупрозрачная сетка, натянутая между сценой и залом, которая создавала эффект легкой дымки для зрителя. Таким образом пространство сцены музтеатра делилось на две части: на заднем плане происходило основное действие постановки — суд присяжных в спортивном зале. Перед сеткой стояла клетка, в которой сидел обвиняемый, а также стол сотрудника полиции, который большую часть времени пустовал, символизируя равнодушие закона перед невиновным.

Сам Никита Сергеевич отметил, что спектакль этот технически очень сложный и гастролировать с ним из города в город непросто.

Помимо того, что он трудный, он ещё и очень технологичный, и его устанавливать, а затем разбирать и переносить в другой город — это тяжёлая работа. Я восхищаюсь моими сотрудниками, техниками, которые такой тяжелый спектакль за ночь разбирают, перевозят и вновь собирают. Много моментов в спектакле технологически связанно с электроникой, синхронизацией с экраном, с камерами и так далее. Это сильно влияет на степень концентрации зрителей на том, что происходит на сцене и того, что происходит за сценой. Но, несмотря на все сложности, мы продолжаем гастролировать, потому что опыт показывает, что этот спектакль нужен нашей стране

— Никита Михалков, народный артист России

На полупрозрачный экран на протяжении спектакля периодически проецировались кадры из фильма «12». В постановке они показывали воспоминания чеченского мальчика, который вынужден сидеть на скамье подсудимых в полном одиночестве, пока буквально в нескольких шагах от него решается его судьба.

В воссозданном школьном спортзале, почему-то стояло пианино, размещался зеркальный шар для проведения школьных дискотек и много ненужных вещей, которые будто бы скинули сюда, как в кладовку. Больше всего возмущала некоторых присяжных труба теплотрассы, не проложенная вовремя под землей и теперь насквозь прорезающая спортзал. Временное решение, как часто бывает, оказалось постоянным, так как заткнула дыру в трубе казенная подушка со штампом пионерлагеря «Орленок» от 1967 года.

А за окном, в которое выходит пресловутая труба теплотрассы — морозный московский день. Анимированы плывущие облака, пробегающие трамваи и меняющееся время суток. В определенные моменты вид за окном меняется в зависимости от воспоминаний присяжных, которые в попытке разобраться в запутанном деле анализируют свою жизнь и вспоминают то, что было глубоко зарыто где-то в глубине сознания.

Даже те персонажи, которые изначально хотели бы посадить парня за решетку, руководствуясь исключительно своими националистическими взглядами, в ходе пьесы осознают правду и меняют свое мнение. Концовка у спектакля открытая. Герой Никиты Михалкова усыновляет чеченского мальчика и обещает найти убийц его приемного отца. Сам режиссер не сомневается в успехе задуманного.

Я не сомневаюсь в этом, потому что персонаж, которого я играю, как раз относится к той категории людей, которые доводят все до конца. Конечно же, он сделает все, что необходимо для того, чтобы свое слово сдержать

— Никита Михалков, народный артист России

В финале спектакля на сцену выходит детский ансамбль абхазского танца «Амцабз» и исполняет лезгинку. После спектакля режиссер вместе с актерами вышел на сцену и поблагодарил зрителей за тишину. По его словам, аплодисменты можно инсценировать, а тишину — нельзя. И действительно, во время спектакля в зале не раздалось ни одного постороннего звука. Только громкие всхлипы на самых эмоционально тяжелых моментах.

В разных городах, где мы побывали, часто наблюдали подобное молчание в зрительном зале во время спектакля. Ведь главный смысл нашей работы заключается не в аплодисментах и восторге, а в том, чтобы заставить зрителя задуматься над тем, что для него важно, над своими проблемами и их решением. А мы в постановке ставим перед собой глобальные вопросы, которые касаются всех нас — нашей страны, наших родителей, наших близких

— Никита Михалков, народный артист России