Фото: Иркутский драматический театр им. Н. П. Охлопкова

Воля, музыка и космос в жизни Алексея Орлова (II)


Портал «Культура 38» продолжает цикл интервью с артистами, приуроченный к юбилейному сезону Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова.

Артист, музыкант, лыжник, альпинист, оптимист — это всё он, Алексей Орлов (II). В театральном мире его называют Хип. С гитарой он не расстаётся 33 года. Коренной иркутянин, он хотел спасать животных в Арктике, но стал артистом и постоянно стремится «К звёздам». В июне Алексей Орлов (II) встретил свой 45-й юбилей. В беседе с «Культурой 38» — о становлении, работе в театре, музыке и проектах.

Кира БЕЗМЯТЕЖНАЯ

О становлении

Сразу такой вопрос: как ты всё успеваешь?
— Никак. У меня уже нервы ни к чёрту (смеётся). В сутках очень мало времени.

 Почему тебя называют Хип?
— 1993 год, бардовский фестиваль на Олхе на станции «Дачная». Я впервые в жизни напился. Творил смешную фигню и был тогда с длинными волосами. Ребята меня спросили: «Ты хиппи?». Я ответил: «Да». С тех пор повелось меня так называть.

Расскажи о своём детстве.
— Родители педагоги по музыке. Папа — руководитель ансамбля русских народных инструментов. Вырос я в Иркутске, жили мы на улице Колхозная в Свердловском округе. Любил гулять до ночи, не следил за временем. Стремление к воле и свободе. Всё детство читал книги. Иногда по две книги трёхсотстраничные получалось прочитать в день. Прогуливал школу, лежал и читал. Несколько раз я убегал из музыкальной школы, куда меня отправляли родители к папиному другу. Научился играть на фортепиано и оставил это дело. В 12 лет я посмотрел фильм Cross Road, понял, что хочу играть на гитаре, — и понеслось.

Что привело тебя в театральное училище?
— Я хотел спасать животных в Арктике и поступил на эколога в Иркутский гидрометеорологический техникум. На первом курсе я сидел на станции Орлёнок на стоянке, которую сам обустроил. В ночи гул и толпа идёт на мой костёр. Впереди Игорь Бялоус (его знают в Иркутске как Малыша Гарри). Он привёл на природу студентов после посвящения в Театральном. Мне понравилась дружная компания и рассказы Игоря. В колледже я не нашёл единомышленников, а здесь почувствовал своё. Забрал документы и через год поступил в Театральное училище на курс Вячеслава Кокорина.

О театре

Как ты устроился на работу в охлопковскую драму?
— Геннадий Шапошников, главный режиссёр, в 2008 году позвал меня в проект R&G, чтобы сделать из музыки французов рок-оперу для молодёжи. За две недели до премьеры мы сидели в кабинете у Геннадия Викторович, и он говорит: «Ты вот музыкант в спектакле, но тебе пару фраз нужно будет сказать Кормилице, я тебя научу как». А ребята сидят и ржут: «А чего его учить? Он Кокорина выпускник. — Да ты чего? Давай к нам в театр! — А давай».

Спектакль «Ромео и Джульетта».
За 16 лет, что идёт спектакль «Ромео и Джульетта», Алексей не пропустил ни одного спектакля.
Фото: Иркутский драматический театр им. Н. П. Охлопкова

Какая роль тебе нравится?
—  Нравится та, которая не случилась. У нас была лаборатория «ВАМПИЛОВ.FEST» в 2023 году на XIV Международном театральном фестивале современной драматургии им. А. Вампилова. Я играл в эскизе спектакля «К звёздам» Наталии Мошиной роль Бориса. Тема в меня попадает. В этой истории человек из «хомо офисного» стал человеком, который способен умереть за человечество. Я вырос на идее коммунизма, социализма и Стругацких. Должна быть идея, что люди должны работать для общества, а не только для себя.

А из моей картотеки люблю роль Вовки из «Кое-что о том самом и не только» режиссёра Андрея Шляпина. Потому что там есть цель. Не к звёздам, а на Марс. Вовку ведёт его мечта полететь на Марс и дружба, конечно.

Самый счастливый день в театре был, когда…?
— Это был день, когда я смотрел впервые спектакль «Старший сын». Тогда я понял, что это те люди, с которыми хочу работать.

 Смешная и конфузная импровизация, которая с тобой случалась?
— «Доходное место» в постановке Алексея Песегова. Я играл следователя. По действию напаиваю я главного героя Жадова (Николай Стрельченко) в кабачке — и увлёкся процессом. Наливаю, смотрю на Колю и у меня белый лист, не помню, что дальше. Чокаюсь с ним, смотрю на него. В его глазах начинает появляться тихий ужас. Он понимает, что я всё. А я на него смотрю, как залихвацкий дурачок, и ему такой: «Ну?». А он мне: «Вы у меня хотели что-то спросить?». Отвечаю ему: «Ой, точно, чуть не забыл».

Спектакль «Доходное место» (на фото справа)
Фото: Иркутский драматический театр им. Н. П. Охлопкова

Тенденции современного театра?
— Он становится более синтетичным, много вбирает в себя. Хотят сделать из актёров синтетику. Это нормально для тенденций нашего времени. Но немножечко уходит за этим атмосфера взаимодействия актёров между собой. Это больше начинает становиться похоже на представление, шоу. Просто время такое, наверное. «У нас уютный мирок и нам не надо расти». Волю не воспитывают сейчас. Она будто не очень нужна в современном мире.

О музыке

Ты играл в музыкальной группе в театральном училище. Как это было?
— Наша группа называлась «Валенки», играли мы панк-рок. Артём Довгополый — на ритм-гитаре, Денис Франк — на бас-гитаре, Алексей Куглянт — барабанщик. Просуществовали пять лет. Везде играли. Участвовали в концертах «Пункшкин нон дэд», «Панки умеют читать».

Из архива А. Орлова

К каким спектаклям драмтеатра ты сделал музыкальные аранжировки?
—  К трём спектаклям: «Дети», Двенадцать стульев», «Капитанская дочка. Взгляд».

Расскажи про работу в спектакле «Дети».
— Режиссёр Андрей Станиславович Шляпин сказал так: «Мне нравится песня Зои Ященко «Я хочу нравится тебе». Сделай так, чтобы весь спектакль звучала одна мелодия, но чтобы никто не понял, что звучит она одна. Сделай её разной». По-моему, удалось, никто не узнал.

«Актёрский клуб», XIV Международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова
Фото: Иркутский драматический театр им. Н. П. Охлопкова

Ты согласен с фразой Баха: «Цель музыки трогать сердца»?
— Я бы её развил: «Сердца, души, и воздействовать на разум».

Как часто ты играешь?
— Каждый день. Вот сейчас учусь играть на скрипке для одного будущего спектакля, который будет в 176‑м театральном сезоне.

О проектах

— У тебя есть группа «Дети ветра» — единственная в Иркутске, которая исполняет джаз-мануш, объединяя традиционные цыганские мотивы и свинг. Как у неё дела?
— Выступаем редко, у нас постоянно меняется состав. Сейчас выступаем так: Сергей Кашуцкий на басу, Семён Венцкус на кахоне и Екатерина Финк поёт. Весной играли в Слюдянке на благотворительном концерте, собирали помощь участникам СВО, а летом в частном парке Юрия Шера в Ангарске.

Из архива А. Орлова

Ты регулярно ходишь в горы. Расскажи про проект «Искусство на высоте».
— Идея возникла год назад. Просто решили читать на вершинах гор стихи и музыку к ним писать. Прочитали уже на пике Черского, на пике Хулугайша, Юхина, Ленина (Киргизия). На пике Юхина я читал Назым Хикмета «Как Керем». Там мне строчка нравится: «Ведь если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если мы гореть не будем, то кто вокруг рассеет тьму?». Следующим летом поедем на Эльбрус. Я читаю, а Константин Артамонов пишет музыку.

ЗОЖ советы от Алексея Орлова?
— Самый простой совет — это гулять по часу каждый день, чтобы ваша спинка была слегка мокрая. Хотя бы пять дней в неделю. Мой тёзка и коллега с супругой стали гулять. Шлют мне фотоотчёты.

А на вопрос, о чём мечтает, Алексей ответил просто: идти вперёд и продолжать свой путь.

Читать также:

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться