Портал «Культура 38» продолжает беседовать с артистами Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова. Серия приурочена к юбилейному сезону театра.
Сергей Дубянский служит в охлопковском драмтеатре 15-й год. За это время он прошёл сценический путь от князя Мышкина до Емельяна Пугачёва. Взлёты, осмысления, ценности и любовь к своему делу актёра — в интервью порталу «Культура 38».
Кира БЕЗМЯТЕЖНАЯ
Артист остаётся востребованным. Список его ролей насыщен: князь Мышкин, Царь Фёдор, Валер, Парис, Кулигин, бедный портной Мотл, робкий студент Голубков, харизматичный Антонио, Емельян Пугачёв. Всех не перечислишь. Он участвует во множестве проектов: реклама, фильмы местных кинокомпаний, конкурсы и мероприятия разных масштабов. В перерывах от активной деятельности пишет стихи.

Изображение предоставлено организаторами
Специфика профессии, искренность, отчаяние, благодарность
— Когда тебя начали узнавать на улице?
— Помню, я стою в книжном в конце очереди. Девушка проходит и резко восклицает: «Я вас узнала! Заика в “Орфей и Эвридика”». Заика — роль без слов, у меня было три проходки по сцене за весь спектакль. Было очень смешно и приятно, я обнял незнакомку. Меня стали узнавать с 2012 года после спектакля «Ромео и Джульетта». Сначала играл в массовке, потом стал Парисом. Были разные моменты преследования. Гуляешь по городу, а за тобой, прячась за деревьями, идут девушки.

Фото: Иркутский драматический театр
— Как артисту сохранять искреннюю игру?
— Нужно придумать и оправдать то, что ты хочешь сказать зрителю. Нужно хотеть донести до него мысль. Даже сквозь свою болезнь, усталость, плохое настроение. Найти боль героя и быть искренним в ней. Не нужно бояться себя «ковырять» и нельзя себя жалеть. Нужно отдавать. Если не получается, то это не спектакль, а проект.
— За что ты благодарен своей профессии?
— Моя радость в профессии — возможность доносить людям смыслы, которые влияют на положительные перемены в их жизни: когда я вижу, слышу, что какая-то история попала в зрителя, когда люди начинают задумываться, задаваться вопросами, возмущаться «Ну почему же так? Как же можно?». Значит, история не оставила равнодушным, и у человека внутри начинаются мыслительные процессы, душевные поиски. Этим мы и занимаемся в своей профессии. Мы пытаемся в человеке заронить семечко, которое вырастет в дерево. Да, это не получится сделать со всеми, но если в нескольких попадёт, уже счастье. Ещё я благодарен за то, что гастроли позволяют путешествовать и смотреть мир. Благодаря театру я побывал во многих регионах России: Саратов, Самара, Иваново, Камчатка, Волгоград, Дагестан. Были за рубежом: во Франции, Израиле, Корее.
— Чувствовал ли ты отчаяние и как с ним справился?
— Да, был такой момент. Тогда я попросил у жизни знак: покажи, пожалуйста, что-то, что я делаю не просто так. Вдруг мне приходит смс-ка: «Сергей, помните, четыре года назад я спрашивала у вас про спектакль “Идиот”? Вы мне так всё подробно ответили. Я пошла в театральное училище, там встретила своего мужа, у нас с ним всё хорошо. Родила ребёнка. Спасибо вам». Это произошло в секунду. У меня слёзы полились градом, и я понял, что хотя бы в одного человека получилось попасть и поменять его жизнь в лучшую сторону. Значит, всё не зря.
Ох, уж эти роли…
— Спектакль или роль, которые стали большой удачей в твоей карьере?
— Самый первый и огромный шаг — спектакль Геннадия Шапошникова «Идиот» по роману Фёдора Достоевского. Первая большая работа, моя главная роль и сложный текст Достоевского. Я совсем юный, 23 года. Сложная работа, было мало времени на создание спектакля. Так получилось, что одну сцену мы доделывали за час до выхода к зрителю на премьере. У спектакля не было генеральной репетиции, традиционного показа для коллег и близких. Геннадий Викторович проводил репетиции за закрытыми дверьми. Эта работа заставила меня, Екатерину Константинову (играла Настасью Филипповну) и Дмитрия Акимова (играл Рогожина) вырасти психологически и профессионально. Дальше был царь.
Работу Сергея в образе Царя Фёдора отмечали премией губернатора Иркутской области. В 2020 году артист получил стипендию Правительства РФ молодым деятелям культуры.
— Как это — играть царя?
— Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» — масштабная работа. Для меня здесь главное не то, что я — царь, а что история про человека, который хочет мира. Этот персонаж мне близок: как он хочет всех помирить, всё сгладить. Он хочет, чтобы люди перестали ссориться, строить козни. Вы же можете просто сесть, поговорить, и всё станет нормально. Это я и пытаюсь сказать людям в этой роли. Трагедия царя в том, что его сломали жуткие условия, в которых он оказался. Человек-то он хороший, способный любить. Будучи царём, он сохранил доброту к людям, он готов пожертвовать собой ради всего мира. В нём происходит резкая перемена, когда покушаются на его супругу. А супруга для него — всё, она его настоящая любовь, у них сильная духовная связь. Ни у одного историка и литератора нет сомнения, что Ирина любила Фёдора.
Постановка «Царь Фёдор Иоаннович» Станислава Мальцева идёт уже седьмой год. За это время она удостоилась премии губернатора Иркутской области за достижения в области культуры и искусства. В 2025 году «Царь Фёдор Иоаннович» вошёл в лонг-лист конкурса «Золотой фонд театральных постановок России».
— Фёдор и Ирина — это пример сильной любви. А сейчас так реально?
— Да, реально. Я знаю такие пары. Мои наблюдения показывают, что браки, в которых люди естественно ведут себя друг с другом, самые крепкие. Отношения строятся на доверии и откровенности. Лучшая пара будет из друзей: когда вы шутите, находитесь на одной волне, поддерживаете и понимаете друг друга. Со второй половиной нужно быть самим собой, не бояться осуждения.

Фото: Анастасия Токарская/Иркутский драматический театр
— Любимая роль, которая повлияла на тебя?
— Есть у меня трио любимых и влиятельных. Царь меня переворачивает. В «Чуме на оба ваши дома!» я с азартом отыгрываю два образа: Антонио по действию играет другого человека, получается матрёшечка образов. В «Капитанской дочке. Взгляд» Емельян Пугачёв меня потрясает. Я благодарен Александру Баркару за эту роль и за то, что он сделал Пугачёва максимально необычным, интересным, энергозатратным, с огромным слоем для импровизации.
В трагикомедии режиссёра Геннадия Гущина «Чума на оба ваши дома!» в роли Антонио как-то раз Сергей запамятовал любовный стих, вывернулся строчками собственного сочинения. А в беседе скромно говорит, что пишет редко. Стихи можно найти в социальных сетях артиста.
— Что сложного в образе Пугачёва в постановке «Капитанская дочка. Взгляд»?
— Сложно в Пугачёве переключаться между персонажами. На протяжении всей истории я то мудрый старец, то безжалостный вершитель судеб, то простой мужик, который хочет как лучше. Персонаж мой как трикстер, который провоцирует других героев, и как шут, который заставляет выбиваться из привычного. Есть мощная сцена «Пугачёв и его жертвы». Она короткая, в ней Пугачёв казнит родителей Марии. Сцена построена на кукольном элементе, я изображаю куклой своих жертв и расправляюсь с ними. Она построена на безумии моего персонажа. Интересно слушать реакцию зала на эту сцену. Некоторые начинают смеяться, а потом понимают, что смеются не над тем, и у них наступает неловкий шок. Реакция у людей диссонирует, и вот тут я ловлю актёрский кураж.
— Твои подходы в работе над ролью?
— Самое главное — это понять, для чего мы всё делаем. Понять, что говорит автор, что хочет сказать режиссёр, и найти в этом свой посыл. Свои 10%, которые ты можешь привнести. Эти мои 10 искренних процентов не дадут угаснуть моему энтузиазму в работе. Буду сам хотеть ещё донести до людей какую-то «болюку», которую я давно хочу им рассказать. Всегда читаю автора и его другие произведения.
Проекты и планы на будущее
— Почему в современном мире люди идут в творческую профессию?
— Люди всегда стремятся и тянутся к творчеству. Все мы хотим что-то создать. Для кого-то возможность получить бессмертие, а для кого-то сотворить что-то важное, что повлияет на других людей. Творчество есть в каждом, а театр — удивительная конструкция, которая будет жить.
— От каких проектов была масса эмоций?
— Сказки с оркестром в филармонии. Проект, где артист читает сказку под сопровождение живой музыки. Чудесное мероприятие. Мне всегда предлагали потрясающие произведения. Во-первых, ощущение живой музыки, пятьдесят человек оркестра. Быть частью этого — для меня удовольствие. В зале много детей, которые слушают, ты их увлекаешь чтением сказочной истории. Они реагируют, радуются лёгким интерактивам. Во-вторых, это ценный опыт. Перед тобой 40 страниц текста, и ты должен чётко, дикционно, точно всё прочитать, ловить музыкантов, не ошибаться. Уже сделали «Остров сокровищ», «Маленький принц», «Синдбад-Мореход», «Сказка о мёртвой царевне». 23 марта буду читать «Волшебник Изумрудного города».
Делали музыкальный проект «Зажги свою звезду» с баром Иркутска. Любой человек мог участвовать в вокальном конкурсе. Случайные люди попадали в одну команду, становились друзьями. За две недели готовили музыкальный номер, учились петь, адаптировались к сцене, буквально трансформировались на глазах. Уже прошло три сезона. Я был наставником, в жюри, писал сценарии, режиссировал. Меня этот проект развивает и наполняет.

Фото: Евгений Скуратов
— Скоро будет премьера спектакля «Притворщики». У тебя одна из главных ролей. Что ждать зрителям?
— «Притворщики» — это одна из пьес Эльдара Рязанова, которую он написал в соавторстве с советским драматургом Эмилем Брагинским. По моим ощущениям, это будет тёплая мелодрама. Режиссёр Станислав Мальцев обозначил жанр «почти комедия». Некое эстетическое продолжение «Иронии судьбы». Моя роль Василия Тюрина сродни герою Лукашину, а у Екатерины Константиновой её Светлана — это Надя. Тут история о том, что у Нади с Лукашиным не получилось. История про выбор и любовь, показывающая, что нужно уметь отпускать. Почему «Притворщики»? Узнаете на премьере 14 марта.
Об артисте как о человеке
— Что тебя радует?
— Каждая встреча с друзьями и близкими — маленький праздник, перед которым я переживаю и испытываю трепет. Просмотр фильмов, мюзиклов, прослушивание аудиокниг. Новые проекты. Я всегда открыт к новому. Радуюсь, что могу научиться, поменять что-то в себе. Для меня новое заменяет отдых. Смена эмоций, знакомство с новыми людьми, обучение.
За год Сергей слушает около 40 книг. Это без учёта того, что ему удаётся прочесть.

— Согласен ли ты с цитатой Антона Павловича Чехова: «Можно лгать в любви, в политике, в медицине можно обмануть людей, но в искусстве обмануть нельзя»?
— Можно попытаться обмануть в искусстве, но зритель всё равно это почувствует. После постановки человек будет ощущать что-то не то. Когда артист внутри неискренен, не отдаётся полностью процессу, не тратится, это видно. Существовать на сцене по живому, искренне и по-настоящему, — это очень энергозатратный процесс. Врать на сцене очень тяжело. Снимаю шляпу перед теми, у кого это получается. Я так не могу. Для меня лучше сгореть, но донести.
— О чём мечтаешь?
— Купить маме дом и создать свою семью.
Читать также:
- «Предела работы над собой нет». Но есть волшебство (Инна Королева)
- Воля, музыка и космос в жизни Алексея Орлова (II)
- Охлопковская семья — не миф, а реальность (Екатерина Финк)