Актриса, директор «Театра на Таганке» Ирина Апексимова не любит личных вопросов. Да и интервью даёт без особой охоты. Ни перед кем из журналистов, как правило, не открывается. Нам пришлось побегать по разным мероприятиям фестиваля современного искусства «Территория», куда Ирина Викторовна приехала со своим театром, чтобы задать ей свои вопросы. И всё же из этих «осколков» нам удалось собрать беглый, эскизный портрет яркой актрисы, жёсткого руководителя и сильного человека.
Екатерина САНЖИЕВА
Не попасть в сумасшедший дом
— Актёр за свою карьеру проживает множество судеб и характеров. Куда потом эти сыгранные образы деваются? Они в вас остаются или вы их скидываете, как одежду?
— Я их не проживаю. Я владею профессией, у меня были хорошие учителя. Актёрство — это ремесло. Глубоко через себя это всё нельзя пропускать. Иначе можно попасть в сумасшедший дом. Это обычная работа. Как обувщик прибивает каблуки к туфлям, например. Он потом их ставит на полку и идёт домой.

— Что вы думаете про современное актёрское образование? Молодым людям в вузах сегодня дают это самое ремесло, которым владеете вы?
— Сейчас не учат ничему. В лучшем случае их не калечат. Тот дар, который есть в человеке, в лучшем случае не убивают. Не учат ни сценической речи, ни актёрскому мастерству. Молодые артисты к нам приходят, и мы новичков учим всему с нуля. Мы их растим.
— В одном из интервью вы обмолвились, что работа директора «Театра на Таганке» была для вас возможностью сделать что-то весомое в жизни и скрыться от жестокости актёрской профессии. В чём эта жестокость?
— Это долгий разговор. Жестокость и несправедливость в том, что актриса, как и балерина, выходит на пенсию в 35 лет. Потому что во всём мировом репертуаре для актрис старше этого возраста остаётся 3% ролей. Роли старух для 60-70-летних есть, но тоже немного.

— Вы учились у Олега Табакова и как-то на вопрос, каким был ваш наставник, ответили: «Он был деспотом». Вы тоже деспот или понимающий, мягкий руководитель?
— Нет, я не любящий и не мягкий человек. Театр — это не дом. Театр — это место, где люди, желательно с удовольствием, проводят много времени.
— Почему не дом? Получается, актёры не должны испытывать друг к другу дружеских тёплых чувств?
— Тёплые чувства необходимы. Нельзя выходить на сцену с партнёром, которого ненавидишь. Но кроме театра есть жизнь: родители, мужья, жёны, дети. И эту реальную жизнь не надо путать с жизнью сценической. Театр — не дом, а профессия.
— В мастерскую Олега Табакова вы неслись с радостью, потому что там было много интересной работы. Это ваши слова. С какими эмоциями вы идёте в театр сегодня?
— С восторгом. От того, что я директор такого легендарного театра. Если бы мне эта работа не нравилась, я этим бы не занималась. Я понимаю, чувствую, как и что правильно делать. Мне это интересно.
Популярность не равна таланту
— В чём, по вашему мнению, секрет успешного, востребованного театра сегодня? В культовых режиссёрах, таких как Юрий Любимов, Марк Захаров, Галина Волчек, в раскрученных медийных артистах, в репертуарной политике?
— Вы знаете, что Юрий Любимов не давал своим артистам сниматься в кино? Тем не менее все актёры его театра стали звёздами. Так исторически сложилось, что в этом театре никто не снимается в кино. Хотя нет, снимается. Но сегодня по всем каналам идут 50 сериалов, в которых снимаются сотни артистов, а театров в одной только Москве — 350. Поэтому сражаться за то, чтобы в труппе работали сверхпопулярные артисты, неправильно. Ведь популярность не равна качеству. Не все известные, раскрученные актёры являются талантливыми.

Мы боремся за качественные разноплановые спектакли. Приглашаем исключительно молодых режиссёров. Ни Любимова, ни Захарова, ни Товстоногова не зовём. Когда-то ведь и великие были начинающими. Поэтому мы придумали проект «Репетиции»: приходит режиссёр, работает с артистами неделю и делает эскиз спектакля. И за неделю мы понимаем — наш это режиссёр или не наш.
— Как вам удаётся выпускать по двенадцать премьерных спектаклей в год?
— У нас прекрасная работоспособная команда. Не только актёры: и монтировщики, и осветители, и звукорежиссёры, и бутафоры. На эти спектакли работает весь театр. Приходится порой работать и ночью. Всё это не просто.
— Есть разница между зрителями разных городов?
— Для нас большое счастье выезжать в другие города и видеть других зрителей. Да, публика всегда разная. На каждом спектакле. Так же, как и актёры всегда по-разному играют. Мы же люди: зависим от погоды, настроения, новостей.

Фото предоставлено пресс-службой компании «Полюс»
— Как вы думаете, почему именно молодёжи так важно ходить в театр?
— Потому что именно книги, музыка и театр способны внедрить в молодых людей культурный код. А это то, что развивает личность, делает её органичной.
— Но большинству молодых людей, привыкших к другому способу получения информации, театр, наверное, кажется чем-то старомодным…
— На Таганку ходит много молодёжи. Ведь у нас молодые режиссёры, которые созвучны и понятны юной аудитории. Мы пытаемся сделать спектакли так, чтобы парни и девушки, которые привыкли смотреть минутные рилсы, не засыпали, глядя на наше действо.
Проживать каждый миг с удовольствием
— Вы работали в кордебалете, выступали со своей антрепризой, играли и играете в кино и в театре, служите директором театра. В каком из этих амплуа чувствуете себя комфортнее всего?
— В амплуа мамы. Это для меня самое приятное. Очень люблю свою дочь (Дарья Авратинская, актриса — Е.С.), это самое большое счастье в моей жизни. Как только Даша родилась, я стала самым счастливым человеком. Мы общаемся даже не как мама с дочкой, а как две подружки. Мы друг друга понимаем, мы по-настоящему близки.
— Как-то вы сказали, что у вас было замечательное детство, что вы были обожаемым ребёнком. Что вам это дало во взрослой жизни? Ощущение тыла, уверенность в себе?
— Что для меня детство? Это та любовь, которую дарит тебе семья. И эта большая любовь в дальнейшем даёт тебе силы защищаться от всех неприятностей и трудностей. Это даёт тебе уверенность в своих силах. Понимание того, что правильно, а что нет.
— Чем двадцатилетняя Ирина Апексимова отличается от нынешней?
— Морщинами и знаниями, которые рождают печали. В юности была более безбашенной, всё было проще.
— Однажды вы сказали, что все мы живём в мечте о великой любви, которая каждый раз разлетается в прах. Вам важно быть влюблённой и любимой для вдохновения?
— Мне это не только для творчества, но и для жизни необходимо.
— Но вы кажетесь такой избирательной, рассудочной, закрытой…
— Ну пусть так и кажется (смеётся). Не всё ли равно, какая я на самом деле?

— Что вы читаете, смотрите, слушаете в свободное время?
— Я просто люблю отдыхать. Люблю плавать в море, слушать шум волн.
— Как вы поддерживаете в себе ощущение радости жизни?
— Я не подвержена модным тенденциям депрессии. Ощущение радости жизни не теряла, занимаюсь любимым делом, любимой профессией. Мне интересно жить.
— Если отмотать время назад, вы бы всё сделали так же или что-то скорректировали в жизненном сценарии?
— Сыграла бы больше интересных разных ролей. Меньше торопилась бы. Не думала бы «вот выпущу спектакль, и тогда будет все прекрасно», а проживала бы каждый миг с удовольствием. Но, по большому счёту, ничего бы не меняла, потому что в моей жизни всё и так прекрасно и потрясающе.
НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ АКТРИСЫ
- Родилась в семье классических музыкантов в Волгограде. Отец — Виктор Апексимов, пианист, баянист, работал в музыкальной школе, позже — преподавателем консерватории по классу фортепиано. Мать — Светлана Апексимова была хормейстером в театре музыкальной комедии, позже — преподавателем консерватории дирижёрско-хорового отделения.
- В детстве Апексимова мечтала стать певицей, хотела петь в ресторанах, разучивала классические одесские песни, любила танцевать. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано в Волгограде.
- По окончании средней школы поступала в театральный вуз в Москве, но не была принята по причине одесского говора. Вернувшись в Одессу, год работала в Одесском академическом театре музыкальной комедии, танцевала в кордебалете.
- В 2000 году создала собственное театральное агентство «Бал Аст».
- В 2000-х годах училась на спецкурсе современного танца во Флоридском университете (США), в актёрских школах Julliard School (Нью-Йорк), Barbican Center (Лондон, Великобритания).
- В 2013 году выступила автором идеи и продюсером фестиваля театрального искусства под открытым небом «Театральный марш».
СПРАВКА
Ирина Апексимова — советская, российская актриса театра и кино, режиссёр театра и кино, сценарист, театральный деятель, певица, телеведущая. Директор «Театра на Таганке» и театра «Содружество актёров Таганки». Заслуженная артистка РФ. Играла в фильмах «День рождения Буржуя», «Клетка», «Игра в правду», «Балет» и других.