Выберите город или район:



Фото: Валерия Башкатова/«Культура 38»

«Умирали не срамя»

Как часто можно слышать фразу, что человек посмотрел музейную экспозицию с удовольствием! Только едва ли кто-то употребит такое выражение в случае с «Поездом Победы». Слишком страшные страницы прошлого открываются перед посетителями поезда. Но это то, что необходимо знать каждому из нас. Прошлое — лучший учитель, даже если истинная история невероятно горька. Воскресить её без прикрас и какой-либо фальши — такую благородную цель поставили перед собой создатели этого «музея на колёсах». Вот почему интерес к нему неизменно высок. Это приходилось наблюдать и три года назад, когда поезд в прошлый раз посетил Иркутск, и сейчас, когда с самого утра 4 октября экскурсионные группы текли непрерывным потоком. «Только сегодня ждём 57 групп по 20 человек, но, может, и больше», — сказала девушка-волонтёр на входе…

Иван КОЛОКОЛЬНИКОВ

В «Поезде Победы» вспомнилось, как несколько лет назад одна студентка посетовала на следующее обстоятельство: обычно люди могут прочувствовать феномен нашей национальной памяти о Великой Отечественной войне через семейные рассказы, а у неё в семье ничего об этом сказать не могут. Проблема понятна: события тех суровых лет всё дальше уходят вглубь истории. Только актуальности не теряют. И наше время наглядно это показывает. Однако неподготовленный человек вроде упомянутой студентки едва ли засядет сразу за штудирование исторической литературы или пространных воспоминаний очевидцев. Скорее полезет в интернет и, вероятнее всего, не узнает правды: хорошо известно, сколько там распространяется фейков да и попросту непроверенной информации. Поэтому «Поезд Победы» — то самое, что можно с уверенностью порекомендовать подобным людям. Правда, и те, кто хорошо знаком с нашей историей, откроют для себя здесь немало нового и в плане оригинальной подачи исторических образов, и в плане воскрешения отнюдь не легендарных, но удивительно жизненных моментов о судьбах наших соотечественников в военную пору.

«Поезд Победы» имеет довольно сложное построение. В каждом вагоне — несколько тематических отсеков. Сквозная сюжетная линия — типы поездов военного времени и их пассажиры. Но при этом как бы врезками даются важнейшие эпизоды Великой Отечественной войны — то, что происходило совсем не на железных дорогах, но при этом красной линией прорезало судьбы многих пассажиров…

При входе посетителю вручается аудиогид, и в течение всего прохождения по вагонам идёт рассказ от имени проводницы Лидии. Эта девушка — образ собирательный. Но по большому счёту в её повествовании нет художественного вымысла. Перед нами — картины жизни страны глазами представительницы своего удивительно стойкого поколения. Сообщается очень много интересных исторических фактов, что особенно важно для современной молодежи, для которой надо найти максимально доходчивый формат. Здесь же и звуковое повествование построено живо, а о том, насколько выразительна визуальная составляющая, расскажем далее…

Начинается экспозиция с образа довоенного поезда и его пассажиров. Нам показано, что это такие же люди, какие жили в любую эпоху. Лица у них разные: у кого-то несут отпечаток житейских хлопот, у кого-то весёлые, у кого-то мечтательные, ведь поезд во все времена склоняет нас к красочным размышлениям и дорожным фантазиям. Но при этом воссоздана атмосфера времени. Кто-то едет с патефоном и пластинками, кто-то читает газету. В предметах на столах — много поистине родного. Вот вам чайник — добрый спутник многих путешественников. А вот детская книжка «Что такое хорошо, что такое плохо» Владимира Маяковского: издание довоенное, но ведь и сегодня это стихотворение активно издаётся для детей младшего возраста. Есть здесь и интерактивная доска: она позволяет узнать о показателях, достигнутых Советским Союзом в плане развития экономики и культуры к началу войны.

Резкая смена экспозиции показывает нам, насколько неожиданным было это самое начало войны. Перед нами — Брест. Легендарные защитники крепости, так долго не сдававшейся фашистам. За давностью лет сегодня не так уж много людей читало замечательную книгу Сергея Смирнова, долгие годы собиравшего и тщательно прорабатывавшего документы и воспоминания очевидцев, касающиеся той душераздирающей, но великой страницы истории. Здесь по сути всего несколько макетов. Но они прочно врезаются в память. Воспроизведена и легендарная надпись, сделанная защитниками крепости — «Умираем не срамя». В ней кратко вся суть события.

А вот и подмосковный поезд 1941 года. Пассажиры находятся во власти различных чувств: на их лицах и смятение, и печать тяжелых раздумий, и подчас предельная сосредоточенность… Поражаешься, как точно создатели макета уловили эти настроения. Ведь именно такие лица мы можем видеть на доступной сегодня в сетевом пространстве хронике 1941 года, где жители Иркутска слушают сообщение о начале войны. «Люди стали другими», — лаконично констатирует Лидия в аудиогиде.

Далее — картина боевых будней защитников Москвы. Лица солдат суровые, сосредоточенные, при этом где-то в складках рта, во взгляде прочитывается печать волнения о судьбе близких, о судьбе столицы, судьбе всей страны. Перед нами встают картины промёрзших траншей, наскоро выкопанных землянок. Кажется, что весь макет как единый нерв замер в подготовке к решающему сражению.

Следующий вагон, без преувеличения, — самый тяжелый для восприятия. Ведь это немецкий вагон с военнопленными. В плане одежды и скотских условий содержания люди совершенно обезличены. Но при этом глубокое уважение к создателям экспозиции вызывает их чуткое осмысление данной ситуации. Они не делают акцента лишь на факте уравнивания, а мыслят дальше. Ведь военнопленные были различными и по состоянию здоровья, и по запасу моральных сил. Поэтому кто-то уже тяжело болен, кто-то потерял малейший интерес к жизни, но кто-то держится с твёрдостью скалы. Аудиогид устами Лидии отмечает, что последних много быть не могло и очень мало кто из них дожил до Победы. Но при этом именно эти фигуры, крайне хорошо проработанные, без доли схематичности, присущей многим монументам, впечатляют особенно. А ещё врезается в память полубезумный старик, поднявший глаза куда-то к небу, глядя сквозь крышу вагона. Он завершает эту часть экспозиции. Данный вагон — подлинный памятник людям, от многих из которых в полном смысле слова не осталось решительно ничего ни на земле, ни даже в земле. Ведь кости немцы, как это хорошо известно, пускали на приготовление удобрений.

Потом мы видим уже наш санитарный вагон. Лидия откровенно заявляет, что и здесь было не всё так просто, ведь далеко не единожды у людей, покалеченных войной, возникало чувство, что в их положении лучшее средство — броситься под состав. Поэтому военные медики предстают перед нами как люди, которые не только лечили физические недуги, но и стремились поднять моральный дух больных. Запоминается фигура медсестры, кормящей гречневой кашей лежащего на кровати больного с совершенно отрешенным лицом, при этом, глядя на композицию, веришь, что скоро у него появятся силы и зажжётся в глазах жизненная искорка. Надо заметить, что здесь аудиогид попутно сообщает немало познавательной информации об изобретении пенициллина, академике Игоре Васильевиче Курчатове, термоэлектрогенераторе ТГ 1, прозванном «ведром Иоффе».

А следом воспроизведен банно-прачечный состав. Довольные, посвежевшие лица бойцов свидетельствуют о том, как давно мечтали они хорошенько отмыться от окопной или болотной грязи, хотя и не желали изысков. Изысков, как сообщил голос Лидии, желал пленный немецкий генерал Паулюс, потребовавший для мытья хорошее мыло, зато солдатский любимец, легендарный советский военачальник Константин Рокоссовский мылся простым хозяйственным, равно как и его подчинённые.

И далее — вновь возвращение в суровую боевую среду. Экспозиция рассказывает о событиях на Ленинградском фронте. Очень информативна здесь интерактивная доска, и остаётся лишь сожалеть, что довольно быстрое движение групп, вызванное ажиотажем вокруг «Поезда Победы», не давало возможности большинству рядовых посетителей ознакомиться с ней как следует. Между тем здесь очень четко, всего лишь в нескольких показателях, была очерчена значимость легендарной дороги жизни. Так, посетители могут прочесть, что движение началось с конно-санного обоза и лишь потом пошли машины. В среднем в сутки под постоянным обстрелом противника в осаждённый город доставлялось 100 тонн грузов. В самом же конце вагона — воспроизведение ещё одного драматичного момента истории. Жители блокадного Ленинграда по причине невероятного голода съели всех кошек. И тогда пустынный разрушенный город заполонили крысы, что угрожало распространением страшных болезней. Поэтому сразу после прорыва блокады к берегам Невы устремились необычные вагоны: в них ехало огромное количество кошек. После Победы привезли ещё. Так город был спасен, а о тех событиях нам напоминает здесь выразительная фигура бойца, ласково посадившего себе на плечо рыжего с белыми полосками кота.

Затем — штабной вагон. Экспозиция довольно красочная. Причем поставлена благородная задача показать не только деятельность командования, но и кропотливый труд таких людей, как картографы, геодезисты. О них говорят не часто, а ведь разработка стратегии боевых действий никак не возможна без проработки «условий местности». Воссоздан здесь и непосредственно солдатский любимец — генерал, а с 1944 года уже маршал Константин Рокоссовский. Посетители узнают из аудиогида довольно интересные факты: например, что именно он додумался использовать в армии лыжи. Это было очень удобным подспорьем в зимнее время. Рассказывается и о том, что такое бронепоезд. Интересно описывается случай боя советского и немецкого бронепоездов, продолжавшегося в течение получаса и завершившегося победой наших соотечественников.

Следующий вагон вновь раскрывает крайне тяжелые страницы истории. Он объясняет, почему в 1945 году изнуренной и обескровленной советской армии все же нельзя было не начать военных действий против Японии. Об этом говорят не очень часто. Поезд рассказывает, что японцы, хоть и уклонялись долго от вооружённого конфликта, зато активно готовились к войне бактериологической, а их медицинские опыты на живых людях были совершенно несовместимы с минимальными понятиями о гуманизме. Когда же начались непосредственные боевые действия, стало ясно, что противник ещё не знает предела в пытках военнопленных. Как справедливо отмечал аудиогид, в этом плане японская армия превзошла даже гитлеровцев. Все иркутяне, знающие историю своего города и его героев, смогут подтвердить это, вспомнив историю нашей землячки Маши Цукановой, перед смертью подвергшейся целой серии изощрённых пыток.

В том же вагоне в самом конце — макет Нюрнбергского процесса. Фашистские военачальники будто остекленели. На лицах — мрачные думы. Но тени раскаяния не видно ни у кого. Напротив их фигур на экране прокручивались документальные съемки жертв немцев, сделанные советскими кинооператорами после освобождения оккупированных территорий. Закономерно, что люди, двигавшиеся с аудиогидами, в большинстве своём не слышали дикторских пояснений к кадрам. А между тем каждый кадр красноречиво показывает, от чего спасли страну наши деды и прадеды. Достаточно привести в пример мальчика, убитого фашистами за то, что не отдал своего голубя.

И вот, наконец, Победа! Некоторые фигуры отобразили искреннее ликование, некоторые — боль и усталость. Слишком непростой ценой далась та Победа. И вот эта богатейшая палитра красок жизни, отражение столь непонятного иностранцам феномена «радости со слезами на глазах», пожалуй, самое мощное, что есть в этом вагоне. Он показывает, как нелегко было приступать к восстановлению страны, к построению мирного будущего, но при этом отображает ту надежду, которая согревала советских людей в майские дни 1945 года.

Итак, «Поезд Победы» — отнюдь не рассказ о бравых идеализированных баталиях. Это рассказ о реальной войне, сложной и беспощадной. Рассказ о том, почему нельзя было сидеть сложа руки, почему люди шли на смерть. Зато и умирали «не срамя». Экспозиция показывает, как в этих условиях люди не только оставались людьми, но и приумножали свою человечность. Как тут не вспомнить гениальную строчку давней песни: «Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне». Прочувствовать это всей душой как раз и позволяет этот удивительный музей на колёсах.

За три дня пребывания в Иркутске поезд посетило 3811 человек. Если вспомнить изначальный прогноз волонтёров о дневной норме в 57 групп по 20 человек, то сразу видно, что план перевыполнен на несколько сотен человек. И ещё очень важно, что в числе наших земляков, побывавших здесь, 1227 детей. Хочется верить, что они уже в своём юном возрасте смогли что-то вынести для себя и в будущем в случае необходимости смогут защитить свою Родину. Но дай Бог, конечно, чтобы небо над их головами было мирным…