Как воспитать в детях добрый характер, как научить их любви, заботе, ответственности без нравоучений? Нужно ежегодно проводить фестиваль, на котором показывать самые добрые спектакли, чтобы дети, сопереживая героям, учились любить; понимали, что без этого светлого чувства жизнь теряет смысл и меркнут любые достижения. Таким событием в культурной жизни Иркутска стал XVI Областной Пасхальный театральный фестиваль детских и юношеских самодеятельных коллективов «Дорогою добра», который проходил с 5 по 7 мая в Иркутском областном театре кукол «Аистенок». Не случайно на театральном празднике, объединившим добрые спектакли для детей, среди множества интересных постановок, была также показана сказочная история Кейт Дикамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Спектакль на фестивале представил школьный театр «Голос» из поселка Мальта Усольского района.
Алена БАЙБОРОДИНА
В детстве мы верим, что все вокруг нас живое. Куклы в бальных платьях — настоящие принцессы, мягкие игрушки — наши друзья, поэтому и сказки Андерсена про «стойкого оловянного солдатика», про обычную штопальную иглу и «живые» розы в саду и в наше время очень любят дети. Английская писательница Кейт Дикамилло продолжила эту традицию и написала свою сказочную историю.
Приключения фарфорового кролика — это не просто увлекательная сказка для детей. В спектакле поднимаются важные общечеловеческие темы: о сострадании и взаимопомощи, о дружбе и любви, об искренности и лжи, о преданности и предательстве. А форма сказки позволяет доступным языком рассказать детям о важных истинах, научить их любить, показать, как легко потерять это хрупкое чувство и как жизнь без него становится бессмысленной. Спектакль напоминает о том, что каждый из нас способен преодолеть любые трудности и преобразить обыденность в волшебство.
Главный герой в спектакле — это не игрушка, а вполне одушевленный персонаж. Тем не менее его биография кардинально отличается от жизни человека: фарфоровый кролик не может выбирать обстоятельства своей жизни и людей, которые оказываются с ним рядом. Вначале он живет у десятилетней девочки Абилин, но во время морского семейного путешествия мальчишки хватают кролика и бросают его за борт. Через несколько месяцев шторм выносит его на берег и он поселяется в семье рыбака, где ему дают женское имя и одевают в платье. Однако взрослая дочь рыбака выбрасывает его на помойку, где через некоторое время кролика подбирают бродяги.
Странствия с бродягами по всей стране, жизнь в семье умирающей девочки, множество других неожиданных поворотов в его судьбе и близкий к финалу эпизод, когда его ломает раздраженный владелец бара за то, что кукольник, приютивший фарфорового кролика, не заплатил за еду — все это кардинально меняют характер Эдварда. Из равнодушного, эгоистичного, самовлюбленного он превращается в доброго, искреннего, умеющего сопереживать и любить. И в качестве награды за преображение он встречает девочку, мамой которой является уже повзрослевшая Абилин, которая когда-то его так любила и ждала. Так Эдвард возвращается домой.
Спектакль школьного театра «Голос» разнообразен по театральным «краскам»: на сцене и хореографические номера, и интересные приемы, когда некоторые реплики от автора или нескольких героев персонажи произносят хором, и использование видеоряда в декорациях, которые создают нужную для истории атмосферу спектакля.
В спектакле интересно показан главный герой. В постановке два кролика: большая игрушка, одетая в красивый изящный костюмчик, и артист театра, который, по замыслу режиссера, является душой главного персонажа. Все, что происходит с игрушкой, все его движения повторяет актер.
Как рассказала руководитель школьного театра «Голос» Елена Заливина, процесс работы над спектаклем был достаточно трудоемкий. Сложности были в том, что состав коллектива разновозрастной: самой младшей актрисе — 10 лет, а самая старшая — выпускница, которая сама уже работает в школе. В спектакле кроме детей из Мальты принимают участие несколько студентов, а также школьники из Иркутска и Ангарска. Всего в спектакле играют порядка 20 человек.
Непросто было поставить и танцевальные номера. По словам режиссера, дети не имели танцевального опыта, поэтому разучивали движения многократно, а одна девочка, у которой долго не получалось исполнить правильно танцевальный фрагмент, на репетиции расплакалась. Но в итоге все-таки она выучила номер и с удовольствием принимает участие в спектакле. Над танцевальными номерами работала хореограф Элла Полякова.
Школьный театральный коллектив — это сложная история: дети приходят, уходят, затем приходят новые. Но есть и выпускники школы, которые уже студенты, но продолжают играть в нашем театре. Например, Юля, которая играла последнюю куклу в этом спектакле, в нашем театре с пятого класса — участвовала в спектаклях каждый год, затем уехала учиться в институт, проездила к нам пять лет и в этом году уже отработала год учителем математики в нашей школе, продолжая играть в театре. У нас школьный театр, но так получилось, что в этом году возраст участников — от 10 до 24 лет. Лера, которая играла собаку Люси, в этом году участвовала в театральных мастерских Большого детского фестиваля, и ее выбрали в финал, который будет проходить в Москве
— Елена Заливина, руководитель школьного театра «Голос»
Каждый год театр «Голос» ставит один большой спектакль и показывает его в своей школе на районном фестивале «Созвучие».
Мы проводим районный театральный фестиваль в Усольском районе «Созвучие». Наш коллектив его придумал, мы собираемся в нашей школе в Мальте, живем там три дня в походных условиях: в спальниках, на раскладушках — в общем, полное погружение в фестиваль, в его атмосферу. Спасибо большое заместителю директора Иркутского областного театра кукол «Аистенок» Маргарите Подкорытовой, которая в этом году привезла нам коллектив театралов, профессионалов, которые общаются с нашими детьми, дают им рекомендации, мастер-классы, советы
— Елена Заливина, руководитель школьного театра «Голос»
Репертуар у театра разнообразный: есть и серьезные спектакли, и комедийные. В частности, были поставлены три спектакля по пьесам Евгения Шварца: «Обыкновенное чудо», «Голый король» и «Дракон». В Иркутске на фестивале «Алые паруса» театр показал спектакль «Слуга двух господ». В прошлом году школьный театральный коллектив со спектаклем «Манюня» по книге Наринэ Абгарян участвовал в фестивале «Балтийское созвездие» в Санкт-Петербурге. Театр «Голос» стал лауреатом третьей степени. В прошлом году он участвовал в театральном фестивале в Новосибирске, а в этом году собирался поехать на фестиваль в Казань, но его отменили.
Участие школьников в театре развивает их внутренний духовный мир, в том числе за счет того, что мы периодически бываем на спектаклях иркутских театров. А еще у детей появляется чувство ответственности, старшие начинают присматривать за младшими, становятся более организованными. Дети — и маленькие и большие — подружились, теперь это как одна большая семья. Они даже плакали, когда узнали, что не едут в Казань, уже приготовили много игр, чтобы интересно провести время в поезде. Но не все дети остаются в театре. У меня была группа, я с ними занималась с третьего класса, их было 18 человек, они два года занимались у меня, и все было хорошо. И вот мы начали репетировать «Манюню», а там много хоровой декламации, это сложно, и многие сразу ушли, причем родители их в этом поддержали. Из них осталось всего 6 человек, они преодолели трудности и теперь играют в нашем театре
— Елена Заливина, руководитель школьного театра «Голос»
В этом году у театра «Голос» юбилей. Ему исполнилось 35 лет. В июне пройдут праздничные мероприятия для выпускников, детей и родителей. К этой дате приурочено издание книги «Время Голоса», в которой рассказывается об истории театра и собраны воспоминания самых первых актеров. Примечательно, что первым ребятам, которые занимались в театре, сейчас уже 50 лет. Книга — в печати, ее планируют вручить выпускникам театра на юбилейном празднике.
Радует, что дружба, ответственность и любовь — все то, о чем рассказывает спектакль, показанный на Областном Пасхальном театральном фестивале, являются в коллективе тем фундаментом, на котором вырастают интересные постановки, самобытные яркие артисты, и становится понятно, что школьный театр — это не просто место для показа спектаклей, а настоящее искусство, способное объединять людей и вдохновлять их на новые творческие эксперименты.