Я поначалу даже не поняла, что это уже сказка. Свет в зале еще не погас, и по сцене ходят дети-актеры, как будто готовятся. Ну… пусть готовятся. Это же дети. Один скромно сидит в песочнице, второй, неугомонный мальчишка в бандане, задирает всех, девчонки стараются не обращать внимания на хулигана. И тут дошло: да ведь представление уже идет! Это и есть спектакль. В Иркутском областном музыкальном театре им. Н. М. Загурского вышла премьера — симфоническая сказка «Петя и волк».
Вероника ПЕСЧИНСКАЯ
Произведение Сергея Прокофьева выдержало немало разных интерпретаций. Изначально эта сказка — авторский текст самого Прокофьева, который озвучивает чтец и который перемежается с симфонической музыкой. Композитор хотел познакомить детей с музыкальными инструментами. Каждый из них обозначает своего героя. Легкая флейта — это птичка, более низкий гобой — переваливающаяся утка. Сам Петя — струнные инструменты, скрипки, взмывающие вверх, как утренняя радость школьника. Грациозный кларнет изображает мягкую поступь кошки. Угрожающий волк — три валторны. Постоянно недовольный и ворчащий дедушка — фагот. Ну и охотники — литавры, барабан и духовые инструменты.
По этой сказке снимали мультфильмы, записывали аудиокниги, одну из версий даже озвучила интернациональная компания, в составе которой были Михаил Горбачев, Билл Клинтон и Софи Лорен. Широко известны и рисунки по мотивам сказки. Но такой оригинальной постановки, как в Иркутске, кажется, еще не было. Здесь встретились три вида искусства: музыка, театр и рисование. Причем песком!
Иркутская версия
Над сценой экран, где поочередно появляются картины из песка: птичка, утка, кошка. Все это создается прямо на глазах у зрителей. Меняется действие — меняется изображение: вот герои, а вот эмоции, страх или радость. Все очень увлекательно, глаз не оторвать!
— Уникальность нашего проекта в том, что симфоническую сказку, где обычно есть только оркестр и чтец, мы постарались превратить именно в театр, в зрелище, — говорит режиссер Наталья Карпинская, которая специально для постановки приехала из Санкт-Петербурга.
Сказка является основой культурно-просветительского проекта для детей «Прокофьев+». Театр реализует его в рамках национального проекта «Культура» совместно с Автономной некоммерческой организацией культурного развития «Грани искусства» при грантовой поддержке Российского фонда культуры. В проект входит не только сама постановка, но и планшетная выставка в фойе театра.
— Активные репетиции с детьми велись в течение тридцати дней, — рассказывает режиссер, — до этого подготовка была очень долгой. Затем я прилетела из Санкт-Петербурга, и мы сразу начали активный процесс. Художница Ирина Тарасова в это время рисовала картины, мы все это монтировали, тут же репетировали с детьми. Было очень непросто все соединить в единое действие. Сказка идет на Малой сцене театра. А так как это пространство новое и его можно считать экспериментальным, то хотелось создать нечто новое, сделать классический материал более зрелищным, добавить в него театр.
Взрослый артист на сцене только один — дедушка, который рассказывает, какие именно инструменты «озвучивают» персонажей. Но он появляется не сразу. В самом начале мы видим на сцене обычную дачную жизнь. Это песочница, пляж, перекидывание мяча, догонялки и так далее. Все это придумали сами актеры — воспитанники Детского музыкального театра «Стрекоза». Они выпускают собственные камерные спектакли и участвуют в постановках основного репертуара Иркутского музыкального театра. Руководит коллективом солистка театра, лауреат международных конкурсов вокала Людмила Борисова.
— У нас есть довольно привычный прием для современного театра: экспозиция сразу погружает зрителя в атмосферу спектакля. Мы попадаем в зал, слышим пение птиц, видим, как на сцене уже живут герои спектакля. Петя играет в песочнице, рисует песком. Подразумевается, что все эти картины создает он. Герой взаимодействует с другими детьми. Например, одна девочка, живая и веселая, вдохновит его на изображение Птички. А хулиган, который портит жизнь Пете, во сне превратится в злого Волка.
Вот это очень важно: режиссер хотела, чтобы сказка отозвалась в душе современных детей. А что их волнует?
— Я подумала: в чем вообще смысл сказки? В том, что Петя всех спасает от Волка. А что такого Волк натворил, что от него нужно спасать? И пришла такая идея, которая, как мне кажется, должна зацепить детей, потому что для них сейчас это актуальный вопрос. Хулиганы, которые постоянно задевают малышей и усложняют им жизнь — это часть современной школы. Вот и будущий Волк — такой же проблемный ребенок, которого Петя боится. Но он сумеет победить его во сне при помощи своего воображения и творчества.
Два Пети — один характер
Главную роль исполняют два артиста: Влад Хатулев и Давид Косимов. Обоим по 9 лет. Они довольно разные, хотя и играют одного героя:
— Влад более активный, непосредственный, с хитрецой — это такой Петя, который хочет что-то необычное придумать. У Давида герой творческий, немного стеснительный. Но при этом оба актера играют один и тот же характер, только переливающийся разными гранями.
Влад — довольно опытный актер, он три года занимается в студии и уже выходит на большую сцену во взрослых спектаклях, играет, например, Майкла в «Мэри Поппинс». По сюжету Петя засыпает на даче в кресле, и все действие ему снится. При этом переживания отображаются на лице героя. Задача непростая, особенного для активного Влада. Он рассказывает, что однажды во время репетиции, изображая сон, и в самом деле нечаянно уснул!
— Когда меня разбудили, было очень неловко, — смеется он, — вообще, это очень сложно для меня — подолгу находиться без движения. Когда я как бы сплю, это очень утомляет. Двигаться нельзя, но надо эмоции выражать. И вообще, когда я на сцене, то волнуюсь, все пересыхает, пить хочется. Устаю очень.
Дети в этом спектакле не только актеры, но и полноценные участники творческого процесса, говорит режиссер:
— Мне хотелось, чтобы все было живо, а не так, когда режиссер все придумал, раздал задачи и потребовал эмоцию, которая будет повторяться из раза в раз. И спектакль станет «на конвейер». Я хотела, чтобы атмосфера постоянно питала ребят изнутри, чтобы они были увлечены. А для этого им надо было придумать свои какие-то интересные моменты для существования на сцене, чтобы это их постоянно оживляло, вот этот внутренний творческий процесс. Дети вспоминали, как общаются с дедушкой, друг с другом, как проводят время на даче, капризничают, играют, сами сочиняли много этюдов про жизнь на даче, во дворе, про свои взаимоотношения. И все это постепенно переместилось в спектакль. Я старалась по возможности ничего не убирать, говорила: «Оставляйте, оставляйте!» Было очень важно, чтобы зритель, заходя в зал, погружался в обстановку дачной атмосферы и чтобы она задавалась не только выразительными средствами при помощи звука, света, а непосредственно игрой ребят. Мне кажется, это удалось: детям самим интересно, это главное. Значит, спектакль будет долго жить, и эта энергия будет передаваться юным зрителям.