Выставка архивных документов и графических работ из личного собрания известного иркутского искусствоведа Владимира Фалинского открылась в Галерее сибирского искусства 23 мая. Это совместный проект с Государственным архивом Иркутской области.
Иванна ОБУХОВИЧ
Архив обычно закрытое учреждение, но сегодня он «открывает» свои двери для всех желающих. Мы можем видеть эти сокровища
— Ирина Терновая, заместитель директора по научной работе
В экспозицию вошло около 50 произведений искусства, которые были собраны Владимиром Викентьевичем или же подарены художниками искусствоведу. Также можно увидеть документы из личного архива. На выставке представлены как печатная графика, так и авторская; произведения не только иркутских мастеров (Георгий Леви, Галина Новикова и многие другие), но и творчество столичных художников: народных художников России Олега Ардимасова и Александра Муравьева, заслуженных художников России Николая Домашенко и Владимира Рогачёва.
Фалинский собрал уникальный материал о художниках, работая в различных музеях, архивах по России. Конечно, он без устали писал о деятельности иркутского Союза художников. Большую часть жизни он занимался разноплановой деятельностью, но так или иначе она была связана с популяризацией художественного творчества и деятельности иркутских художников
— Ольга Юрчук, заведующая отделом сибирского искусства, куратор выставки
При подготовке выставки удалось атрибутировать пять работ. Одна из них — народного художника Ардимасова, офорт «Воспоминание о заводе», у неё удалось установить фамилию, имя, отчество художника. Как отмечают в музее, удивительно, что этот московский художник связан с деятельностью Иркутска. Родился он в Хабаровском крае, поступил в Иркутское художественное училище и учился у наших известных мастеров Алексея Жибинова и Аркадия Вычугжанина. После он поступил в Московский художественный институт им. Сурикова на факультет графики, окончил его, поступил в аспирантуру и доработал до проректора, став профессором.
В этой экспозиции находится две работы: «Альпинисты» и «Вершина». В советское время эти эстампы были выпущены большой серией. Здесь тоже уточнены ФИО художника Завьяловой Галины Петровны. В архивных документах числился «Завьялов П.», но вины сотрудников архива в этом нет. Единственный источник, которым они располагали, — карандашная подпись на самой работе, которая со временем стёрлась.
Когда я начала искать информацию о художнике Завьялове, то ничего не нашла. В процессе изыскания выяснилось, что это ленинградская художница Галина Петровна Завьялова. Она окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, работала в области графики в различных жанрах, в том числе в жанре портрета. Много ездила по стране и создавала портретные зарисовки
— Ольга Юрчук, заведующая отделом сибирского искусства, куратор выставки
Повезло отыскать данные об авторе цветной фотографии — ленинградском графике Вере Федоровне Матюх, ученице харьковского конструктивиста Ермилова. Она попала в клуб талантливой молодежи, которая была объединена экспериментальной лабораторией. Эта художница владела хитроумными приёмами многоцветной печати, на литографском камне умела создавать лёгкие подвижные красочные поверхности, которые дают требуемый эмоциональный заряд.
Также была уточнена работа, которая называется «Подсолнухи». Автор — известный иркутский живописец Андрей Филиппович Рубцов, мастер света, цвета, замечательный колорист.
Несмотря на то, что архив постоянно проводит свои выставки, организовать у себя такого масштаба экспозицию было сложно.
Мы очень рады, что все желающие теперь смогут увидеть эти работы в галерее. Я увидел, как они шикарно выглядят, потому что у нас в архиве они находятся в коробках и не представляют такого изящества
— Семен Жабинский, директор Государственного архива Иркутской области
Ещё несколько работ остались неатрибутированными, поэтому музей и архив планируют продолжить сотрудничество.
СПРАВКА
Владимир Викентьевич Фалинский родился в 1919 году в Иркутске в семье поляков. Учился в Иркутском художественном училище, но не окончил его. В разное время обучался в Академии художеств, Иркутском педагогическом институте. Он собирал уникальный материал о сибирских художниках в музеях и архивах Москвы и Санкт-Петербурга. В основе личного архива искусствоведа — собрание подлинных документов Иркутского отделения Союза художников СССР. В него входят также воспоминания иркутских художников, картины и фотокопии их картин, вырезки из центральных и иркутских газет, каталоги выставок, рецензии и обзоры художественных выставок, редкие фотографии.