«Мне кажется, что музей – это такой хороший спектакль, но только написанный целым авторским коллективом! Не обязательно, что музыкальный театр – только звук. Музыка есть в тех экспонатах, которые представлены зрителю», — говорит Арнольд Беркович, директор «Театрального музея», который открылся после модернизации в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского.
В декабре 2020 года был утвержден проект. А в октябре 2021 года началась основная часть работ по модернизации. Во вторник, 22 ноября, музей вновь открылся для посетителей.
Открытие экспозиции прошло в рамках реализации нового социально-просветительского проекта театра ZАГУРСКИЙ_DIGITAL. Он включает в себя обновленную выставочную экспозицию «Театральный музей» и актуализированные мероприятия цикла экскурсий-лекций «Академия театрального зрителя». Целью проекта является сохранение истории театра и истории культуры региона с использованием потенциала диджитал-инструментов и современной образовательной среды.
Наш музей открылся двадцать лет назад. Инициатива принадлежала директору театра Владимиру Константиновичу Шагину. До него театром руководил Дмитрий Скоробегов. Это человек, который прекрасно знал историю музыкального театра! Он интересовался всеми нюансами, собирал, искал материалы. И когда он ушел с поста директора, то Владимир Шагин именно ему предложил создать и возглавить музей. Дмитрий Валентинович с удовольствием откликнулся. Местом для музея было выбрано помещение на третьем этаже, которое задумывалось и поначалу использовалось как театральный бар, но потом некоторое время пустовало. Дмитрий Скоробегов за время работы написал книгу «Вехи истории», где описал жизнь театра с самого начала, с 1941 года и до 2011 года. Здесь есть вся история: рассказы о режиссерах, директорах, художественных руководителях, дирижерах, ведущих актерах, о том, какие спектакли были поставлены, как пресса их принимала. В прошлом году мы выпустили еще одну книгу, чтобы ничего не исчезло, не забылось. Мы в ней отразили последующие десять лет, с 2011 до 2021 года. Обе книги есть в музее. Но время идет. И для современного зрителя мультимедийное оборудование, которое появилось в музее, – это как раз то, что нужно.
— Татьяна Мезенцева, директор Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского.
Новое оборудование – это прежде всего интерактивная электронная книга, где можно, нажав на экран, найти информацию за любой год, о любом человеке или спектакле. Понятно, что на стендах можно размесить только малую часть экспонатов. А если нужна информация, размещенная в книгах, — то ее тоже не всегда просто с ходу отыскать. А здесь найдется всё! Второе – это интерактивная доска, где отображены все города, где коллектив театра бывал на гастролях в разные годы.
Молодежь уже привыкла к этому формату: когда все можно посмотреть на экране. Хочется, чтобы молодые люди все-таки знали историю театра, а также Иркутска. Потому что история театра неразрывно связана с историей города.
— Татьяна Мезенцева, директор Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского.
Проект ZАГУРСКИЙ_DIGITAL разработан Иркутским музыкальным театром совместно с АНО «Грани искусства». Он стал победителем первого конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Он реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации (652 000 рублей), средств гранта министерства культуры Иркутской области (400 000 рублей) и собственных средств театра (2 500 000 рублей).
Не только новое оборудование появилось в рамках модернизации. В помещении был произведен ремонт, заменено выставочное оборудования, отреставрированы старые и представлены новые экспонаты.
Сегодня наступил торжественный момент открытия музея, мы к нему долго шли. Я помню как сейчас: декабрь 2020 года, мы утвердили проект и приступили к его реализации. Хочу поблагодарить всех коллег, работников цехов, весь коллектив, который помогал доставать просто невероятные артефакты. Работать с архивной информацией было очень интересно. Сейчас мы наполняем ей наши мультимедийные устройства, которые помогут нам идти в ногу со временем и привлекать молодое поколение. Когда этот процесс наполнения остановится? Наверное, никогда. И это хорошо. История продолжается, и всегда есть работа у наших смотрителей музея, у экскурсоводов, которые могут постоянно рассказывать что-то новое. И тем самым вовлекать все новых зрителей.
— Ирина Хатулева, руководитель отдела развития театра.
Музей будет начинать работу за час до начала спектаклей, а также в антракте. Посетить его могут все зрители, пришедшие на мероприятия в театр. Также скоро начнется запись на групповые экскурсии-лекции «Академии театрального зрителя» в новом музее.
Поздравляю вас с этим замечательным событием от имени министра культуры Иркутской области. Действительно, театр выполнил огромную стратегическую работу по обновлению своего музея. Иркутский музыкальный театр имеет славную, богатую историю, и музей позволит ее сохранить для будущих поколений зрителей,
– заместитель министра культуры Иркутской области Руслан Дячук.
Людмила Негода, музыкальный редактор театра, стояла у самых истоков создания музея. Она рассказала, как все начиналось.
Как создавался музей? Сначала мы с Дмитрием Скоробеговым поехали в Государственный центральный Театральный музей им А. А. Бахрушина. Раньше это был всесоюзный, теперь всероссийский театральный музей. Там мы познакомились с работниками музея. С чего начать? Коллеги нам подсказали, дали необходимые советы. Кстати, мы до сих пор поддерживаем с ними связь, посылаем им экспонаты.
— Людмила Негода, музыкальный редактор театра.
И напоследок свое слово сказал директор «Театрального музея», Заслуженный работник культуры РФ Арнольд Беркович.
Музей в театре – это с одной стороны, объединение всей истории. А с другой стороны – мне кажется, что это такой… хороший спектакль! Который очень своеобразен, который написан не одним человеком, а авторским коллективом. Не обязательно, что музыкальный театр – это именно звучащая музыка. Музыка есть и в тех экземплярах, в той насыщенности музея, которую он представляет зрителю. И когда ты приходишь в театр и сначала заходишь в музей, то у тебя уже есть определенный запас знаний: что это за театр, какой он культуры, какого уровня? Я считаю: хорошая экспозиция – это как отдельное художественное произведение. Только многоавторное! Я всегда исхожу из главного принципа: его нужно создавать очень честно. Потому что честность – это залог того, что мы глубоко и ясно понимаем суть и значимость учреждения. Если это есть – то насыщаемость становится не только отборная. Она еще и показывает: как нужно развиваться, что нужно делать. И это особенно важно сегодня, когда мы испытываем дефицит культуры. Когда этот дефицит преумножается, то он призывает деятелей культуры двигаться вперед. Как отбирать экспонаты для выставки? Это очень сложный вопрос. Очень многое из того, что хотелось бы показать, потеряло былой вид. Но та инновационная технология, которую сегодня применили, эта интерактивная книга, позволяет широко представлять наши коллекции. Она позволяет делать все новые главы, направления. Но в то же время приобщать к истории.
— Арнольд Беркович, директор «Театрального музея», Заслуженный работник культуры РФ.