«Театр — это чистилище души». Разговор о фестивале имени Вампилова

Полыхание красных рябин у драмтеатра: это значит — в Иркутск пришел Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. «Помните — у Цветаевой? Красною кистью рябина зажглась… Вот так и наш фестиваль родился однажды осенью. И гроздь рябины мы выбрали его символом», — говорит Анатолий Стрельцов, директор Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова, на площадке которого проходят мероприятия.

Вероника ПЕСЧИНСКАЯ

Открытие Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова
Источник: Иркутский драматический театр им. Н. П. Охлопкова

— Анатолий Андреевич, а мне нравится фестиваль имени Александра Вампилова, — доверительно сказала Олеся Полунина, министр культуры Иркутской области, — поэтому для меня сегодня праздник. Такие имена, как Александр Вампилов, Валентин Распутин, для всех нас, кто работает в культуре, — это личная ценность. И нам очень важно поддерживать это мероприятие. Зародилось оно в 1987 году, сначала были Вампиловские дни, которые переросли в фестиваль. Я за ним давно наблюдаю и вижу, что он не только не теряет интерес к себе со стороны театров, но и растет, развивается. Сюда хотят попасть коллективы, есть серьезный отбор. А еще здесь звучат разговоры, обсуждения, не только критика, но и обмен мнениями. И уже стало доброй традицией проведение лаборатории и просмотр эскизов молодых режиссеров. И не зря наш фестиваль завершает спектакль «Кое-что о том самом и не только…», который был создан режиссером Андреем Шляпиным как раз по итогам лаборатории 2021 года.

В преддверии фестиваля на площадках драмтеатра прошла режиссерская лаборатория, где в течение пяти дней были разработаны три эскиза спектакля. Александр Баркар поставил драматичную историю по пьесе «Лошадка» Ольги Богославской и Юлии Тупикиной. Анна Морозова работала над эскизом по пьесе «Один билет до Марса» (автор Саш Тюжин). Михаил Егоров делал эскиз по пьесе «К звездам» Наталии Мошиной. Итоги еще подводятся, какой спектакль победит и войдет в репертуар театра, станет известно по окончании фестиваля. Но эти несколько напряженных дней запомнятся навсегда, особенно показы, которые прошли в воскресенье, 17 сентября.

Министр культуры Иркутской области Олеся Полунина и директор драмтеатра Анатолий Стрельцов
Источник: Иркутский драматический театр им. Н. П. Охлопкова

Екатерина Рябова, театральный критик, поделилась впечатлением:

— В дни работы лаборатории я очень хорошо почувствовала, насколько театр заинтересован в этой работе. С каким азартом артисты проживают свои истории, когда за пять дней вместе с новыми режиссерами отправляются в путешествие по новой пьесе. Это такая… езда в незнаемое, как говорили во время Тредиаковского. И в результате такого актерского азарта и режиссерской мысли мы приходим практически к готовым фрагментам спектаклей. А насколько горячо переживала публика на обсуждении! Это было видно: как все в зале хотят, чтобы проекты развивались дальше, чтобы театр дальше работал с режиссерами. Ведь не всегда получается доделывать эскизы до полноценных спектаклей. То, что рождается за пять дней, — у него одно дыхание, один ритм. И если доделывать, растягивать, иногда оно рушится, это обаяние экстренной быстрой работы. Но важен сам процесс знакомства с новым режиссерским мышлением, методом работы, новыми текстами. И театр, уже посмотрев на этих режиссеров, понимает, что можно им предложить. И не только доделать эскизы, которые были представлены. Это может быть какая-то новая история и новая работа. Вообще, все, что в театре происходит, лично я считаю: оно должно «забрасывать» такие «крюки», знаете, как у скалолазов? Они их вбивают и дальше поднимаются. Вот так и каждая следующая работа должна быть «крючком» в будущее — чтобы театр двигался, не застаивался.

На фестивале современной драматургии имени Вампилова работают театральные критики Алла Шевелёва (Москва), обозреватель газеты «Известия» и педагог Российского института театрального искусства — ГИТИС, Екатерина Рябова (Киров), историк театра, переводчик, и Ирина Кайгородова (Москва), эксперт театральных фестивалей.

Алла Шевелева впервые была в Иркутске. Она рассказала:

— У меня есть любимая французская пословица: «Гении рождаются в провинции». Я очень рада, что попала наконец-то в чудесный театральный город Иркутск, я здесь впервые. Это намоленное место, где появилось так много талантливых людей, значимых для русской культуры. И очень надеюсь, что те самые гении снова появятся, что мы сделаем новые открытия, увидим новые спектакли, неожиданные работы. Знаете, когда меня спрашивают, на какие спектакли сходить в Москве, мне бывает сложно ответить. Но я совершено точно могу посоветовать, что можно посмотреть в разных городах России. Потому что театральная Россия очень интересна сейчас. Слава Богу, происходит децентрализация: очень много талантливых людей в нашей стране ставят спектакли, играют в них, пишут пьесы. И я рада открыть для себя новый город, крупный и важный.

Открытие Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова
Источник: Иркутский драматический театр им. Н. П. Охлопкова

С творчеством Александра Вампилова ее связывают особые отношения. В возрасте пятнадцати лет она открыла для себя его пьесы.

— Вампилов — это было как первая любовь. У нас дома дома была книжка «Прощание в июне», сборник из пяти пьес. Я прочитала и была просто потрясена. Такая встреча, такой… укол адреналина в сердце! Это писатель, ни на кого не похожий, не устаревающий. И неразгаданный, на мой взгляд. Его нельзя ставить только в бытовом жанре, там есть что-то большее. Загадочный, неустаревающий и очень как-то близкий, родной.

Ирина Кайгородова поделилась:

— У меня вчера был порыв: я вдруг поняла, что, идя по улочкам Иркутска, ступаю словно по тротуарам родного города. А ваш театр — это как дом, где очень много талантливых людей, они все как одна семья работают вместе и дышат вместе одним и тем же. И самое важное в этом доме — слова самого Вампилова из пьесы «Старший сын»: «Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него». И, мне кажется, самое лучшее в иркутском театре то, что людям дают возможность творить. И на этом фестивале мы встречаемся с теми, кто создает, кто не боится, кто ощутил полет. Потому что не каждому это дано! Когда я смотрю спектакли, то становится безумно приятно за режиссеров, потому что я так не «взлетаю», как они. А режиссеры это испробовали. Что еще теплое и важное: тут нет призов, кто лучше, сюда все приезжают для обмена, для творческого дыхания, почувствовать, что они не одни.

— Да, наш фестиваль — он не конкурсный, — говорит Анатолий Стрельцов, — мы здесь не выбираем лучшего, потому что все театры, которые сюда приехали — они уже лауреаты нашего фестиваля, уже прошли конкурсный отбор. Мы их выбрали по образу и подобию: каким бы хотели видеть сегодня срез российского театра.

 А каким Вы бы хотели его видеть?

— Сейчас молодые режиссеры, талантливые ребята, придумывают очень много метафор. Этим театр ценен. Но на сегодняшний день мне не хватает, чтобы эта метафора вошла в плоть и кровь артиста. Если на сцене нет человека, а есть форма, то театр теряет свою сущность. Мне нужно переживать и сопереживать: над судьбой героя, над своей судьбой. И если я выхожу из театра и мне хочется поделиться тем, что я увидел, позвонить маме, родственникам, поговорить с ними по душам — вот в этом я вижу смысл театра. Театр — это чистилище души. Ведь что такое искусство? Оно же должно быть за человека. Искусство без любви — это не искусство. А когда унижают человека, если говорят, что человек — это пропащее… Дай Бог, чтобы культурный фронт был направлен на любовь к человеку. Вот такой театр — нам хочется, чтобы был.

 Как составлялась программа?

— Это было очень сложно: из девяноста заявок отобрать лучших из лучших. Было много составляющих: начиная от простых моментов (поместится декорация или нет, важно, какие артисты заняты и прочее). Но главное: в каждом из выбранных спектаклей мы увидели нечто, над чем интересно поразмыслить.

Пресс-конференция, посвященная Международному театральному фестивалю современной драматургии имени Александра Вампилова
Источник: Иркутский драматический театр им. Н. П. Охлопкова

Читайте другие материалы по теме:

Фестиваль имени Вампилова — 2023: что ждет зрителей и участников?

Творческая лаборатория «ВАМПИЛОВ.FEST» начинает работу

Творческая лаборатория «ВАМПИЛОВ.FEST» начала работу

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться