Татьяна Прокопчук: «Мы возрождаем чувашские традиции через песни и прикладное искусство»

Красивейшие чувашские головные уборы: тухья, хушпу — расшитые бисером, жемчугом, монетами, создает Татьяна Прокопчук, заведующая Домом досуга поселка Успенский 3-й. Декоративно-прикладным искусством она занималась всю жизнь. Но интересно, что мастерица не остановилась на любительском уровне, а получила образование по специальности «Народное художественное творчество» в Чувашском государственном институте культуры и искусств.

Сейчас Татьяна Прокопчук активно развивает чувашскую культуру в родном поселке. Она не только создает головные уборы и нагрудные украшения к национальным костюмам, но и руководит фольклорным ансамблем «Телей». Заслуженной оценкой ее работы стала победа в конкурсе «Лучшие сельские учреждения культуры и их работники» 2023 года. О своих творческих планах Татьяна Прокопчук рассказала нам в интервью.

Елена ОРЛОВА

— Татьяна Петровна, знаю, что вы чувашка по национальности. Как ваши предки оказались в Сибири?
— Я родилась в Сибири, но Успенский 3-й — это чувашский поселок. Было две волны миграции: во время Столыпинской реформы и в 1950-е годы. Мой дед приехал в Успенский 3-й в 1956 году из Чувашии. После войны там, где жила наша семья, была нехватка дров и земельных участков. Знакомые подсказали ему, что можно переехать в Иркутскую область. Он сначала приехал сам, место ему понравилась, и потом он перевез сюда всю семью. Конечно, сейчас у нас смешанные браки, и многие забыли чувашский язык.

— Как вы научились вышивать?
— Я с детства увлекалась вышиванием гладью и крестиком, этому меня научила моя мама. Она была рукодельница, певунья и плясунья. У нас дома все было в ее рукоделье: покрывала, иконницы, наволочки. Это было очень красиво, и я попросила ее научить меня вышивать.

— Кто вы по профессии?
— Я окончила Зиминское медицинское училище, по профессии я детская медсестра. Потом я получила дополнительное образование медсестры-анастезистки. До Дома досуга я работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом на должности фельдшера.

— Когда же вы начали заниматься чувашской вышивкой?
— В 2019 году по приглашению председателя Национально-культурной автономии чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ» Вероники Тимофеевой к нам в регион приехала заведующая кафедрой народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств Раиса Васильева. Она провела мастер-класс по чувашской вышивке, в котором я тоже приняла участие. Я просто влюбилась в эту вышивку! Настолько, что заочно поступила в Чувашский государственный институт культуры и искусств, и Раиса Васильева была руководителем моей дипломной работы.

— Как же вы стали заведующей Дома досуга?
— Три года назад место заведующей стало вакантным, а я к тому времени уже получила второе образование, несколько лет ездила в архитектурно-этнографический музей Тальцы на «Хоровод ремесел на земле Иркутской» со своими работами. И мне предложили эту должность.

— Сколько у вас сотрудников?
— Я работаю одна на полставки, но в зимний сезон еще два кочегара.

— Скажите, какие направления есть в вашем учреждении?
— У нас есть фольклорные коллективы. Детский ансамбль «Юрай», что значит «подснежник», взрослый «Телей», или «счастье». Когда я начинала работать, нас во взрослом коллективе было восемь человек. Потом наши выпускницы уехали поступать в вузы, и нас осталось четверо. Село у нас маленькое, 108 человек. Молодежь уезжает и не возвращается, потому что нет перспективы и работать негде.
А в детском коллективе — шесть человек. С детьми мы также занимаемся декоративно-прикладным искусством: создаем поделки из природных материалов и фоамирана. Два года подряд мы отправляли наши работы в Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева и занимали первые, вторые места. Также я провожу для взрослых мастер-классы по чувашской вышивке.

— Расскажите поподробнее о символике чувашской вышивки.
— В чувашской вышивке используется всего шесть цветов: красный, синий, зеленый, желтый, черный и белый. Самый главный цвет — красный. Это символ красоты, материнства, счастья. Синий — символ небосвода, волшебства. Зеленый — цвет природы, растительного мира. Белый — символ чистоты, мудрости, цвет холста. Черный — цвет земледелия, добра. Желтый — цвет солнца. Самый главный символ в чувашской вышивке — солнце. Причем оно изображается кругом, треугольником, восьмиугольником, квадратом. Особенность чувашской вышивки в том, она двусторонняя: нет ни петель, ни узлов, нитки прячутся, соединяются особым образом. Раиса Васильева говорит, что такая вышивка — это высшая математика.

— Что значит счетная?
— Все ряды делаются строго по счету. Сначала на миллиметровой бумаге рисуется узор, потом на канве черной ниткой вышиваются контурные швы, потом по нему цветом вышивается орнамент. На одну клетку ошиблись — все придется распускать.

— Эти узоры строго традиционные или у мастера есть простор на фантазии?
— Есть традиционные узоры, но каждая мастерица их может изменять, привносить что-то свое, чтобы все узоры не были одинаковые.

 Что вам дает приобщение к национальным традициям?
— Очень многое. Интересно, что хоть участники ансамбля чуваши, языка они не знают. И мы теперь через песни изучаем язык. Я сама все перевожу, кстати, в институте меня заставляли говорить на родном языке, что тоже всколыхнуло детские воспоминания. Ведь мама с нами разговаривала на чувашском, и даже учила нас ему. Помимо приобщения к родному языку, мы сейчас постоянно ездим выступать на различные мероприятия, и участницам коллектива это очень нравится.
Недавно мы создали территориальное общественное самоуправление, выиграли 150 тысяч рублей и на эти деньги заказали чувашские народные костюмы: детские, женские и мужские. Конечно, мужчины у нас не ходят петь, но мы их тоже приобщаем. Хотим привлечь их в ансамбль.

— Что лично вам дает вышивка?
— Мне очень нравится, я отвлекаюсь, я вся в мыслях в этой вышивке. Хочу передать эти навыки детям, но мало кто заинтересовывается. Еще я изготавливаю чувашские головные уборы, нагрудные украшения к сценическим костюмам, в которых мы выступаем. Кстати, в нашем селе живут низовые чуваши.

— Что значит «низовые чуваши»?
— В зависимости от места проживания относительно течения Волги чуваши делятся на верховых — вирьял, средненизовых — анат енчи и низовых — анатри. Несмотря на общую национальную принадлежность, они имеют отличия в традициях. Что особенно ярко выражено в костюмах. Например, головные уборы низовых чувашей (тухья) наиболее сложные и красивые. Они имеют бисерное навершие, наушники или ремешок для закрепления на подбородке.

Расскажите о ваших впечатлениях от конкурса?
— Победа стала для меня приятной неожиданностью. А вообще такие конкурсы очень нужны, ведь это не только признание заслуг, но и возможность посмотреть на свою работу со стороны, провести анализ, наметить новые цели.

21.09.2023