«Талант есть у всех». Как работает детская студия «Драма»?

…Вот настоящая мексиканская семья. В руках – горшки, которые вся семья лепит превосходно. Однако девочка мечтает стать великой танцовщицей, хотя родители категорически против. И она танцует, когда этого никто не видит. Тени на занавесе. Полумрак. Танец. А что дальше? Продолжения пьесы артисты пока не знают. Текст следующей сцены им выдадут, когда они как следует отработают предыдущую. Это – специальный прием педагогов детской студии «Драма», которая работает при Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова.

Сцена из спектакля «Уроки французского»
Источник: Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова

Вероника ПЕСЧИНСКАЯ, журналист

Прочитать пьесу дети тоже не смогут – педагоги написали ее сами. Поэтому, чтобы поскорее узнать, станет ли девочка великой танцовщицей, как обожаемая ею Мария-Марсела, детям придется активнее работать. Премьера уже весной. В апреле или мае – это зависит от того, насколько быстро дети справятся.

Но как же долго все готовится!.. Когда наблюдаешь процесс своими глазами, становится ясно, какой ценой дается та обманчивая легкость, с которой готовый спектакль на сцене летит к финалу. А здесь – младшая сестра путает текст, «пёсик» постоянно забывает, что надо лаять и хулиганить, а горшки падают из рук.

— Я этот горшок сам делал! – восклицает мексиканский «папа», ловя свое изделие.

Спектакль – это не просто пересказ пьесы. Мечту девочки нужно показать. И вот она возникает, мечта – по ту сторону занавеса. В свете фонарика – изящный образ великой танцовщицы. Звучит «бархатная» музыка…

— Стоп! Там внизу видно, как люди лежат! – останавливает педагог Иван Гущин. Юный осветитель с фонариком, видимо, увлекся спектаклем и подсветил больше, чем нужно. — Прикрывай часть фонарика. И следи постоянно, чтобы лишнего не было видно. Всё заново.

Пока с трудом верится, что все эти фрагменты сольются в единое целое и, захватив, понесут зрителя как на крыльях. Но это обязательно произойдет. И наверняка кто-то из детей вырастет в настоящего артиста и спустя годы будет с улыбкой вспоминать свою первую постановку. А пока все только начинается.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Студия открылась в сентябре 2022 года. Основали ее артисты Иркутского Драматического театра им. Н.П. Охлопкова Иван Гущин и Алена Бочкарева. До того службу в театре с работой в частной детской студии, но им не хватало размаха, говорит Иван Гущин:

Нам была нужна определенная свобода, чтобы самим определять вектор развития и решать, чем мы хотим с детьми заниматься. Какие делать проекты, спектакли, открытые уроки. В частной структуре нам все равно задавали некие рамки. А мы чувствовали в себе силы, что можем и сами! И вот решили открыть детскую студию при Драмтеатре.

Артист Иван Гущин
Источник: Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова

Иван Гущин и Алена Бочкарева начинали вдвоем, но решили расширить ряды. Анна Берлова вспоминает:

— Они сказали мне: «Аня, мы открываем детскую студию при театре, хочешь с нами?» Я ответила: «Мне нужно подумать».

— Долго думали? Минуту?

—  Нет, больше, — вспоминает Анна, — я положила трубку, походила немножко. Потом согласилась.

Затем Алена Бочкарева «отошла от дела», зато к студии присоединился Евгений Кириллов из театра кукол «Аистенок». С его приходом в постановках стали активно использоваться куклы. В таком составе педагоги и работают сейчас: актеры Драмтеатра Иван Гущин и Анна Берлова, а также Евгений Кириллов из «Аистенка».

— Желающих было много? Брали всех, или сделали какой-то отбор?

Иван Гущин:

— Поначалу мы думали, что будем брать всех. Мы же не знали, какой будет спрос. Но поскольку желающих оказалось очень много, то пришлось делать отбор. В качестве теста нужно было записать на видео, как ребенок читает стихотворение или представляет какой-то номер. Но тем, кто не прошел, мы не отказывали совсем, а ставили их в резерв. Все равно какой-то отсев бывает.

—  Бывало, что отсеивались из-за сложности заданий? У вас все-таки серьезный театр и, наверное, серьезный подход.

— Как правило, если стараешься, все равно у тебя получается, — отвечает Анна Берлова, — мы часто слышим от родителей фразы: «Он у меня не способный, у него нет таланта». На самом деле это не так. Талант есть у всех. Мы стараемся выстраивать уроки, чтобы всем было интересно. С детьми здорово работать уже потому, что они верят в предлагаемые обстоятельства на сто процентов. Главное – ребенка направить, к каждому какой-то подход, ключик найти.

Анна Берлова в спектакле «Любовь — книга золотая»
Источник: Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова

В студии занимается три группы: две младшие –  8-12 лет, и одна группа – 13 лет и старше. В каждой – от 15 до 20 человек. В программе обучения – актерское мастерство, сцендвижение, сценическая речь. Занятия – дважды в неделю по полтора часа. То есть, нагрузка у педагогов приличная. Помимо этого, еще немало другой работы, в том числе и подготовительной.

— Вот сейчас, видите, мы раскрашиваем коробки, — говорит Иван, — это нам нужно для постановки. Кроме того, много придумываем, сочиняем.  

«НАШИ ДЕТИ – ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЛЮДИ»

Дети, которые занимаются в студии, уже задействованы в работе театра. Например, популярный спектакль «Холстомер» – здесь главного героя в детстве играет Миша Пляскин. Также маленькие артисты заняты в спектаклях «Лев, колдунья и платяной шкаф» (по произведению «Хроники Нарнии») и «Уроки французского». Здесь проходил очень жесткий отбор.

— Вы переживаете за них, когда они на сцене? Вдруг что-то сделают не так…

Иван Гущин:

— Нет, они ничего не могут натворить, наши дети – ответственные люди. Мы можем положиться абсолютно на всех.

— А сами дети волнуются, выходя на настоящую сцену?

— Мне кажется, мы больше волнуемся, чем они! Когда предстояла премьера спектакля «Лев, колдунья и платяной шкаф», то дети были такие спокойные. Они знают, что им делать. А так как мы больше занимались их подготовкой, чем своей, то переживали! А дети такие стоят, всем довольные.

— С какими сложностями столкнулись, начав работать с детьми?

— Наверное, процентов семьдесят времени на первых порах мы тратили на поддержание дисциплины. Пока не сумели ее наладить, было очень сложно. Но сейчас уже проще.

— А как вы добивались соблюдения дисциплины? Интересно послушать.

— Поскольку мы актеры, то и дисциплину прививаем через актерское мастерство, — отвечает Анна Берлова, — почему ребенок не может усидеть на месте? Не потому, что он хулиган, а просто он не может свое внимание удержать. И мы начинаем работать с вниманием.

— Например?

— Пожалуйста. Закройте глаза. Вот вы сейчас смотрели, как я раскрашивала коробку. Какие там цвета? – спрашивает Анна. Вопрос довольно неожиданный.

— Кажется… фиолетовый. И еще красный? – неуверенно отвечаю я.

— А теперь открывайте глаза и смотрите. Правильно. Вот таких тренингов у нас очень много. Когда ребенка  неожиданно просят закрыть глаза и описать, в чем сегодня пришел Вова! А они только что вместе долго играли, но его товарищ может совершенно не вспомнить, как Вова одет. Или дети сначала рассматривают нашу аудиторию, а затем закрывают глаза и вспоминают все предметы на букву «п». И хотя они видели множество раз это помещение, но только получив задание, начинают внимательно отслеживать, как оно выглядит, что здесь есть.

Сцена из спектакля «Лев, колдунья и платяной шкаф»
Источник: Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ?

Педагоги дают не только навыки, но и стараются привить особой настрой.

— Мы много рассказываем детям о профессии, — говорит Анна Берлова, — так как у нас профессиональное образование, то и отношение к профессии особое. И мы в первую очередь учим детей этому отношению. Они сами делают реквизит, декорации. Вот девочка Маша сейчас, видите, сидит, делает куклу? С ней она будет работать на сцене. Костюмы дети тоже делают своими руками. Да, они берут какую-то основу, но дорабатывают сами. Это важно, чтобы для них театр был не просто развлечением. Чтобы возникали трепет и любовь! И только когда видим, что мы на верном пути к пониманию того, что такое театр – это командная работа, только тогда мы приступаем к постановке.

До Нового года шло погружение в профессию: открытые уроки, тренинги, упражнения. А после Нового года началась работа над постановками. Это станет своеобразным экзаменом для каждой группы – настоящий спектакль, который дети сыграют на четвертой сцене Драмтеатра. В зале смогут присутствовать их друзья и родственники. Каждая группа готовит свою постановку.

— Наверное, дети спорили за главные роли?

— Здесь каждому – по заслугам, — отвечает Иван Гущин, — роли мы распределяем, глядя, кто как работает на репетициях. А не потому что один талантливый, а другой не очень. Кто больше работал – тому и больше роль.

Что характерно: пьесы для своих постановок педагоги пишут сами. Анна Берлова рассказывает:

— Когда мы стали преподавать, то столкнулись с тем, что пьес для детей вообще очень мало. А у нас своя специфика: нужно, чтобы были задействованы все ученики. Такую пьесу найти невозможно, поэтому мы и пишем сами.

Старшая группа ставит спектакль по мотивам японского аниме-фильма Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», инсценировку написал Иван Гущин. Для одной из младшей группы Анна Берлова написала пьесу «Монстры под кроватью». Для второй группы готовится спектакль «День мертвых». Пьесу по мотивам мультфильма «Тайна Коко» написал Евгений Кирилов, изменив кое-какие обстоятельства.

— Мы постоянно говорим детям: главная роль или не главная – это настолько не важно! – говорит Иван Гущин, — можно и маленькую роль сделать такой, что ее запомнят в три раза сильнее, чем главную. А во-вторых, учим, что театр – это дело коллективное. И если один будет играть, а другие отлынивать – то ничего не получится.

— И какими способами создается командный дух?

— С помощью тренингов на сплочение коллектива. Например, есть команда – пять человек, и предводитель. А вся сцена завалена разным предметами. Команда с закрытыми глазами должна пройти через сцену, а предводитель должен голосом их провести, чтобы никто не споткнулся, не упал. Тут многое зависит от того, насколько ему доверяют. Еще хороший тренинг: когда человек стоит на столе, а внизу – люди. Он падает спиной вниз, а они должны его поймать. С младшими группами мы так пока не делаем, там с доверием сложнее. А вот в старшей группе это задействовано.

Деление на группы не всегда происходит согласно возрасту: если кто-то из младших готов к решению более сложных задач, то его переводят в старшую группу. Как уже говорилось, талант – вещь весьма относительная.

— Да, у кого-то способностей чуть больше или чуть меньше, — говорит Иван Гущин, — но если ты не трудишься, то никакие способности не помогут, все напрасно. И наоборот: очень многое можно возместить работой. Когда мы учились на первом курсе, то некоторые ребята были на грани отчисления. Но за четыре года они очень хорошо развивались. Да, дети раскрываются не сразу. От зажима, от того, что они стесняются, многие не проявляются. А потом смотришь… Одна мама нам написала: «Как я счастлива, что вижу, как мой сын меняется! Как рада, что он именно у нас занимается, а не застрял где-то в плохой компании». Да, родители часто пишут: это видно, когда ребенок приходит домой с совершено другими глазами. Может, мы не настолько замечаем, а мама видит, как он меняется. Что не в компьютерные игры «залипает», а увлечен творчеством. Какие-то маленькие открытия постоянно происходят. И видеть, как дети развиваются – для нас это самая большая наша радость.

Воспитанники детской студии
Источник: Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться