Выберите город или район:



Такой разный Серов

Кто не знает картину «Девочка с персиками», которую еще называют «Русской Джокондой»? Работа, пронизанная солнцем, уютная, радостная, воздушная. Это, пожалуй, одно из самых известных, хрестоматийных полотен Валентина Серова, художника, имя которого наряду с фамилиями Левитан, Саврасов и Шишкин является синонимом русского живописного искусства. Русский музей представил иркутянам возможность увидеть другие не менее интересные произведения художника, среди которых — портреты, пейзажи, исторические и анималистические картины, иллюстрации к отечественной литературе. Побывав на экскурсии в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. Сукачева, мы увидели, насколько Валентин Серов многогранный и разноплановый творец.

Екатерина САНЖИЕВА

В доме звучали музыка и споры

Родился Валентин Серов в семье музыкантов. Отец художника был известным композитором и музыкальным критиком, мать — одной из прогрессивных женщин своего века: народница, сторонница демократических идей, ставшая первой в России женщиной-композитором. Кстати, с нее Илья Репин написал свою царевну Софью, сильную, волевую личность. Серовы дружили со многими выдающимися людьми. У них бывали знаменитые художники, писатели, музыканты: Тургенев, Ге, Островский, Репин, Антакольский, Стасов. В их доме не смолкали музыка и интеллектуальные споры. Александр Серов был дружен и с композитором Рихардом Вагнером.

Валентин Александрович Серов. Автопортрет (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Но когда Валентину не было еще и пяти лет, умер его отец. Это, как пишут исследователи, лишило мальчика ощущения полноты жизни. Матери было необходимо закончить свое образование, она была увлечена музыкой и общественными идеями. Валентина Серова с сыном много путешествовали, а домашнее тепло мальчик «искал у других очагов».

Благодаря широкому кругу общения в шесть лет Серов знакомится с Ильей Репиным, тот дает Валентину первые уроки художественного мастерства. А в неполные шестнадцать Серов сдает экзамены в Академию художеств, где проучился с 1880 по 1885 год. Его однокурсниками были М. А. Врубель и В. Д. Дервиз, в дальнейшем друзья вместе снимали мастерскую.

«Чувствовала себя как на страшном суде»

Отца Серов пишет по воспоминаниям. Портрет выполнен в академической манере. Весь живописный антураж показывает, что перед нами музыкант: конторка с программками, ноты, сама обстановка кабинета. Лицо композитора написано с фотографии, а для того, чтобы художнику правильно передать позу стоящего музыканта, мужской костюм надевала супруга Серова.

Валентин Серов. Портрет А. Н. Серова (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева


Позднее итальянским карандашом исполнен «Портрет В. С. Серовой». Дело обошлось только одним сеансом. От позирования у Валентины Серовой, никогда раньше не наблюдавшей сына за работой, осталась горечь. Его острый, пытливый, то оценивающий, то отстраненный взгляд действовал на нее «изматывающе». В конце концов, женщина расплакалась, отказалась позировать, признавшись, что чувствовала себя «как на страшном суде». Тем не менее, в эскизе Серовой прочитываются нежность юного художника и некоторая растерянность его модели.

Валентин Серов. Портрет матери художника, Валентины Семеновны Серовой (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

«Опасные» портреты

Серов писал много портретов, в том числе и заказных. Заказчиков у него было предостаточно. Он писал градоначальников, успешных адвокатов, богатых купцов и купцов-меценатов, актеров и писателей, богемных друзей и балерин, аристократок, великих князей. В том числе и членов императорской семьи. Но это не были приглаженные, залакированные изображения. Скорее зеркала, в которых модель могла увидеть себя в неожиданном свете. Бытовало мнение, что «писаться» у него опасно. Серов был прекрасным психологом и, видя натуру человека, переносил его черты на полотно. Не каждый заказчик был готов увидеть себя без прикрас. Кстати, только Серов из придворных живописцев мог себе позволить оставить работу незаконченной. Так случилось с хрестоматийным портретом Николая II в серой тужурке. Недописанным он остался потому, что во время сеанса художнику сделала замечание Александра Федоровна, полагавшая, что разбирается в искусстве. Со словами «Уж коли вы все лучше знаете, сами портрет и закончите» Серов вручил императрице кисть и краски и ушел.

Валентин Серов. Портрет Александра III с рапортом в руках (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Модель Серов, как правило, помещал в живой колоритный контекст. Например, «Портрет Александра III с рапортом в руках». Император изображен не застывшим, сидящим на троне, а живым, с искоркой в серых глазах. Монарх стоит на фоне войск, участвующих в маневрах. Создается впечатление, что он сейчас двинется и заговорит.

Серов оставался честным — и по отношению к самому себе, и к своим натурщикам. В экспозиции есть портрет князя Феликса Юсупова. По желанию заказчика на полотне изображен не только сам Юсупов, но и его любимый рысак. И здесь проявляется еще одна грань таланта Серова — владение жанром анималистики. Своей живостью (этот прием называется «пойманным мгновением») конь даже затмевает всадника: в розовой пене, с горделиво изогнутой шеей, напряженными мышцами, косящим глазом. Норовистый жеребец и довольно статичный наездник с замкнутым, высокомерным выражением лица.

Валентин Серов. Портрет князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

«Его привязанность к животным была баснословна, он забывал все, готов был бросить всех, чтобы удовлетворить свою страсть — побыть в излюбленном обществе животных», — вспоминала Валентина Серова. Особенно художник обожал лошадей. В юношеские годы Серов был ловким, смелым наездником. Возможно, поэтому во многих его портретах животные не менее выразительны, чем люди. Они дают дополнительный «ключ» к характеру изображенного на полотне человека.

Тонкая ирония, роскошная пластика

Представлен на выставке и эскиз к портрету Ольги Орловой — одной из светских дам Санкт-Петербурга того времени. Княгиню Ольгу Орлову Валентин Серов писал несколько раз. Дама не блистала классической красотой, но обладала эффектной внешностью. Ее писали многие художники. Огромный парадный портрет Ольги Орловой кисти Серова висит в Русском музее. Искусствоведы полагают, что художник тонко иронизировал над своей моделью, одетой по последнему слову моды, сидящей в несколько манерной позе. Серов великолепно передавал пластику сидящей женщины: ее плечи и колени, ножка в черной туфельке, манто, которое словно вот-вот упадет с плеч.

Валентин Серов. Портрет княгини О. К. Орловой (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Орлова около года уговаривала художника написать ее портрет. Еще около года длилась работа. Это для Серова было нормально: много сеансов, большое количество набросков, эскизов, ракурсов. Но на этот раз он никак не мог закончить работу. Ему не хватало какого-то завершающего штриха. И вот во время одного из сеансов Орлова получила посылки из Европы. Служанки начали их распаковывать. Тут художник увидел большую черную шляпу. Попросил модель ее примерить и сразу вписал ее в портрет. В итоге заказчица щедро заплатила Серову, но подарила свой портрет музею. Видимо, не такой ожидала увидеть себя на полотне светская дама.

Книжные иллюстрации

Серов пробовал себя в разных жанрах, в том числе и в книжной иллюстрации. Интересна его интерпретация басен Крылова. У Крылова животные очеловечены. Серов же, как искусный анималист, объединил повадки животных с человеческими эмоциями. Например, волк на его рисунке к басне «Волк и журавль» сердито сдвинул брови, а журавль стоит в растерянной позе.

Валентин Серов. Волк и Журавль (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Показателен и эскиз известной картины «Похищение Европы». Идея картины родилась у Серова после поездки в Грецию, где он вдохновился античностью. Это был эксперимент, проба работать в стилистике модерн. Многие элементы эскиза декоративны. Серов запечатлел плывущего в открытом море быка, заботливо посматривающего на перепуганную девочку Европу. Рядом, среди медленно перекатывающихся валов воды, резвится стая дельфинов.

Маршрутка XIX века

Художник создавал и неожиданные произведения на тему современности, включающие элементы бытового, пейзажного и анималистического жанров. Например, «Линейка из Москвы в Кузьминки». Прекрасно передано палящее солнце, высветлившее краски дня, висящая в воздухе пыль, которая играет на солнце. И томление московских дачников в лишенном удобств общественном транспорте. Очень разношерстные пассажиры едут. Элегантная дама с зонтиком и рабочие, везущие тяпки, грабли и лопаты. Это сценка из жизни, наполненная светом, движением и легким юмором автора.

Валентин Серов. Линейка из Москвы в Кузьминки (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

«Петр I на псовой охоте»

Это работа того периода, когда Серов сблизился с художниками объединения «Мир искусства». Мирискусники обращались к широкому кругу тем, в том числе к истории. Серова заинтересовала эпоха Петра, он задумал создать целую серию изображений русского царя. Его волновали ХVIII век, нравы общества той эпохи. Картина «Петр I на псовой охоте» — это, казалось бы, бытовая сценка, исполненная глубокого смысла. Серов специально изучал посмертную маску Петра, костюмы, сбруи того времени. Все детали картины выверены и исторически достоверны.

Валентин Серов. Петр I на псовой охоте (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Петр I, по свидетельству историков, был довольно злым шутником. Однажды вышел у него спор с одним пожилым боярином. Царь пригласил его на охоту и дал старику ретивого жеребца. В конце концов, конь сбросил всадника. Петр изображен хохочущим, боярина с земли поднимают слуги. Комичная по сути работа. Однако исследователи уверены, что в центре внимания автора — взаимоотношения двух поколений: старой боярской аристократии и новой, активной петровской. Во множестве живых острых деталей картины сквозит тонкий юмор Серова.

Человек твердых принципов

В дни революции 1905 года появилась одна из самых острых работ Валентина Серова — «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» Полотно создано под впечатлением разгрома мирной демонстрации. Кавалерия с шашками наголо атакует беззащитных демонстрантов, которым некуда бежать. Саркастически звучит название картины — строка солдатской песни. С сарказмом изображена и фигура бравого офицера, мчащегося на безоружную толпу, над которой кто-то поднял белый платок…

Валентин Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (из собрания Государственного Русского музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Кстати, Серов после этих событий отказался от звания действительного члена Академии, президент которой, великий князь Владимир, командовал войсками военного округа. Как говорил сам художник: «У меня не так много принципов, но я очень твердо их придерживаюсь».

Пять работ из коллекции Иркутского художественного музея

Графические работы Валентина Серова есть и в коллекции Иркутского областного художественного музея. Это пять произведений именитого художника. Интересна история появления их в нашем городе. В 1927 году Иркутское отделение Сибкрайиздата (издательско-книготорговое объединение) передало в дар картинной галерее, на тот момент входившей в состав Иркутского государственного областного музея, офорт «Портрет художника В. В. Матэ в пальто и шляпе». После собрание сибирского музея пополнится остальными работами мастера.

Валентин Серов. Обнаженная (из собрания Иркутского художественного музея)
Источник: Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Среди них — набросанная карандашом женская обнаженная фигура. Тонкая, элегантная работа, поступившая от Юлия Невзорова, известного московского собирателя и мецената. Серов некоторое время был преподавателем в Академии живописи, ваяния и зодчества. Там он «ставил» студентам мастерство рисования обнаженной натуры. Это нужно для того, чтобы, как говорят художники, «набить» руку. Сам Валентин Серов в свое время ходил на курсы к французскому рисовальщику в Париже. Сидел среди школяров, как он писал в дневнике, и упражнялся в искусстве зарисовок. После занятий он пересматривал наброски и неудачные выбрасывал. Подчас от толстого блокнота оставалось лишь два-три листа.

Секрет его притягательности

Произведения Валентина Серова являются достоянием национальной и мировой культуры. В каждой его работе отразился талант этого серьезного, глубокого и остроумного человека. Его невозможно определить одним эпитетом. Он, как и его картины, мог быть уютным и светлым, острым и саркастичным, но всегда узнаваемым. Как писала искусствовед Александра Обухова: «Секрет нынешней популярности Серова — в его камерности, в его узнаваемости. Он не экзотичен, не агрессивен, в нем нет избыточной драмы, напряжения, как, скажем, у Левитана. В конце концов, как бы пошло это ни звучало, он красив… Это то самое „хорошее искусство“, которое не пробивает потолки, не ищет новые горизонты, зато является хранителем основ…»

СПРАВКА
Выставка «ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ИЗ СОБРАНИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ» (Санкт-Петербург) работает до 12 ноября 2023 года в Галерее сибирского искусства (ул. Карла Маркса, 23). Часы работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 19:00. Стоимость билета — 500 рублей (есть льготы). Телефон для справок и записи на экскурсии: 33-43-89.