«С января 2023 года мы запустили работу над спектаклем. В целом весь этот творческий процесс называется: как мы все не сошли с ума?» – смеется Диана Бронникова, начинающий режиссер Иркутского областного театра кукол «Аистенок». Ее дебютная работа «Принцесса Крапинка» с успехом прошла в «Аистенке» 14 апреля, в день открытия фестиваля «Дорогою добра».
Вероника ПЕСЧИНСКАЯ
XV Областной пасхальный театральный фестиваль «Дорогою добра» проходил в Иркутском областном театре кукол «Аистёнок» с 16 по 18 апреля. Это — многолетний совместный проект министерства культуры Иркутской области, Иркутского областного театра кукол «Аистёнок», Иркутской епархии и Иркутского отделения Российского детского фонда. Для участия в фестивале заявки подали 28 коллективов. В основную афишу вошли 15 спектаклей театров Иркутска, Ангарска, Чунского, Усольского и Шелеховского районов.
Открывался фестиваль премьерным спектаклем театра кукол «Аистёнок» «Принцесса Крапинка».
— Мы поздравляем Диану с ее первой режиссёрской работой, — сказала на открытии фестиваля министр культуры Иркутской области Олеся Полунина, — она выросла, состоялась профессионально в этом театре как актриса. А сейчас продолжает свой путь как режиссер.
Спектакль получился очень яркий, красивый. На афише указан возраст – для детей старше шести лет, но и взрослым он очень понравится. Эти роскошные королевские наряды, дворцы и замки, словно магнитом, тянут в детство. Классическая сказка про добрую принцессу, которую заколдовала злая колдунья. Впрочем, такая ли уж она злая? Ведь это королева, не посоветовавшись с королем, дала ведьме обещание, которое выполнить окажется весьма проблематичным. Может быть, королям и не обязательно держать свое слово, если у них есть власть? В этой истории есть над чем подумать не только детям, но и взрослым.
Диана Бронникова пришла работать в «Аистенок» в 2005 году, после окончания Иркутского театрального училища.
— Когда я выпускалась из училища, наша директор Галина Александровна Плинт сказала мне: «У тебя есть педагогический дар!» В училище была педагогическая практика, мы проводили уроки. Я поверила человеку: «Правда, есть?» И пошла, подала документы в педуниверситет, чтобы получать высшее образование именно там. Окончила заочно факультет специальной педагогики и психологии по специальности «Логопедия», параллельно работая в «Аистенке».
В 2012 году Диана получила диплом Восточно-Сибирской государственной академии образования. Сейчас она является действующим педагогом Иркутского областного театрального училища по дисциплине «Сценическая речь».
— Весной 2021 года главный режиссер Московского детского камерного театра кукол Валерий Баджи ставил у нас в театре спектакль «Карлик нос». И он нам рассказал про Ярославский институт, который сам окончил: вот, есть такой курс, где учат режиссеров. Я говорю: «Да? А давайте я к вам поеду!» И поехала.
Сейчас Диана уже завершает обучение в Ярославском государственном театральном институте по специализации «Режиссёр театра кукол».
— Во время учебы в педуниверситете я узнала такой термин – зона ближайшего развития. И вот она у меня была! Я все время сочиняла, придумывала капустники, воплощала. В общем, что-то организовывала на сцене. И вот режиссура – как будто я именно к ней всю предыдущую жизнь готовилась! И у меня сложилось абсолютно все: актерская, педагогическая деятельность, навыки организатора, лидера. Ты должен своей идеей уметь заразить весь театр. Собрать всех и сказать: «Это будет круто! Мы пустим Пегаса, чтобы он летел! И всем понравится!» И все смотрят и соглашаются: «Да, это круто! Предлагай еще!»
Спектакль «Принцесса Крапинка» стал для Дианы Бронниковой дипломной работой. Пьеса написана на основе сказки голландской писательницы Анны Шмидт с таким же названием.
— Когда мы с артистами делали предварительный разбор, то пришли к выводу, что эта история — о счастье. Каждый хочет стать счастливым. Но что для него счастье? И чем ты готов пожертвовать ради него?
Важный момент – в спектакле использована самая сложная система кукол: штоковые марионетки. Почему именно они и в чем сложность?
— Нас всегда спрашивают: почему вы решаете ставить тот или иной материал с какой-то определенной системой кукол? Например, перчаточные куклы надеваются на руку, и это может быть что-то простое, разговорное, это может быть балаган. Либо это планшетные куклы – с их помощью можно на планшете или на столе разыграть действие, они самые подвижные и живые. Но мы пришли к марионеткам. Почему? Потому что в жизни нужно принимать вызов, а тут мы сами его бросаем! Марионетка – самая сложная система кукол из-за того, что все движения идут через нити. Вот есть команда – художник, конструктор и артист. Она подвешивает нити и вымеряет все под рост актера, чтобы ему было удобно. Шток – это металлическая трость, которая крепится к голове куклы. И вот представьте: у вас две руки, одной вы держите вагу – это часть, на которой подвешены нити. Все остальное вы должны делать другой рукой, руководить куклой. Поэтому сложно. И еще, если сделать такой исторический экскурс: марионетки – это были дорогие куклы. Их могли себе позволить только короли и императоры. Их в основном использовали в театрах при дворе. Потому что для их производства нужны художники, конструкторы. И такие куклы всегда были утонченными. Поэтому для меня все логично и понятно: рассказывая историю про короля, королеву и принцессу, мы берем марионетки – те куклы, которые были королевскими.
Художник спектакля Евгения Шабанова добавляет:
— Для постановки мы изготовили девятнадцать кукол. И плюс к этому три стаи птиц. Когда мы работаем на разных ракурсах, то мы используем дубли. То есть, у нас главные куклы – это большая штоковая марионетка. К ней делается точно такая же, но меньшего размера. Для одного и того же персонажа может быть две или три куклы. А вот принцесса Крапинка – в скольких обличиях она выходит? Наверное, эту загадку нужно загадать самым внимательным зрителям – пусть они попробуют сосчитать!
Принцесса впервые появляется на сцене совсем крохотной очаровашкой с золотыми волосами. Затем она становится постарше, уже бойко разговаривает. Потом постепенно взрослеет.
— Принцесса растет, как любой ребенок, она меняется, — поясняет Диана Бронникова, — и зрителю надо это показать.
Еще одна особенность спектакля – это музыка, которую написал композитор Андрей Бырк. По сюжету, сказку про принцессу Крапинку на сцене рассказывает молодой садовник, его играет Роман Бучек, он же создает музыкальное сопровождение. Как думаете, на чем он играет? Можете включить фантазию, но все равно вряд ли угадаете.
— Наш художник Евгения Шабанова, будучи творческим человеком, предложила: «Я знаю! Наш сказочник должен играть на лютне!» Но я же понимаю, что это – какой-то средневековый инструмент! Где мы его возьмем в двадцать первом веке в Иркутске? И вот задача ставится – надо! Вы не представляете, какой объем работы был проделан, чтобы это получилось. Сначала была идея, потом находится мастер, который, оказывается, обычную гитару может переделать в лютню! Обрезает и загибает гриф, вместо шести струн делает двенадцать. Наш артист Роман осваивает этот инструмент. «А что? Ты у нас умеешь играть на гитаре, на баяне и аккордеоне, так давай еще и лютню добавим в твой репертуар!» Главное – никто не отказывается, все готовы творчески работать. Я решила: чтобы подчеркнуть, насколько принцесса мечтает о полетах, к ней даже во сне прилетает Пегас! И птицы с человеческими лицами. Этот весь творческий процесс называется: «Как мы все не сошли с ума?!»
— Пятиметровый Пегас – это серьезно.
— Да, там каждое крыло около двух метров. Хочу вам признаться: это, наверное, моя страсть – делать больших кукол. Я смотрю со стороны зрителя. И хочется, чтобы даже с последнего ряда все очень хорошо было видно. Это немаловажно.
— Почему Вы выбрали именно эту сказку?
— Хотелось сделать что-то доброе, настоящее, светлое. Чтобы было ощущение конфликта добра и зла. Такое случается в нашей жизни, и это все не просто так. Если ты кому-то сделаешь худо, тебе это вернется. Я этого не говорю напрямую, но везде в подтексте это есть. И один раз даже ведьма сама говорит королеве: «Но ведь это ты не сдержала обещание! Ты, королева! И проклятие на принцессе – не потому, что я плохая, а потому, что вы все не держите слово!» Для меня это очень важно. Наш спектакль – не просто премьера, а открытие фестиваля, который называется «Дорогою добра». И это по-настоящему добрая сказка. Хотя есть, как всегда, место для морали, для обсуждения очень важных проблем. Что нельзя стать счастливым за чужой счет. Что если ты даешь слово – держи его. Не нужно от него отказываться и потом считать кого-то виноватым. Ты сам берешь на себя ответственность. Или не берешь. Это важные моменты, которые закладываются в детстве. Я надеюсь, что потом, когда дети уйдут после спектакля, что-то у них останется внутри, запишется «на подкорке». Что-то важное. Но не стоит забывать, что это все-таки сказка! А значит, добро обязательно должно победить. Мне кажется, это принципиально для того, чтобы детство случалось по-настоящему. Чтобы мы понимали: этот мир в целом – он безопасный. Вот такой посыл.
Роли в спектакле исполняют:
Принцесса Крапинка — Анна Скоромная.
Король, принц, колдунья Аккеба — Роман Бучек.
Королева — Ольга Спирина.
Колдунья Аккеба — Евгений Кириллов.