Современники сибирских первопроходцев

Есть на берегу Ангары живописное место, куда круглый год стекается поток туристов. В архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» собраны памятники архитектуры XVII–XX веков, привезенные из разных уголков Иркутской области. Музейный комплекс включает несколько историко-культурных зон, где можно увидеть, как жили народы Прибайкалья в разные времена. Например, можно прикоснуться к традиционному укладу русских первопроходцев-казаков, бурят, эвенков, тофаларов. Мы расскажем о наиболее интересных памятниках музейного комплекса.

Екатерина САНЖИЕВА

Спасская проезжая башня Илимского острога

Спасская проезжая башня Илимского острога (1667 год) — уникальный памятник деревянного оборонного зодчества федерального значения. Вывезена в музей в 1969 году из села Илимск Нижнеилимского района, попавшего в зону затопления Усть-Илимской ГЭС. Реставрация закончена в 1984 году.

Источник: архитектурно-этнографический музей «Тальцы»

Илимское зимовьё было основано на реке Илим казаками-первопроходцами в 1630 году. Со временем Илимск стал центром огромного воеводства в междуречье Ангары и Илима. Здесь процветало земледелие, развивались ремёсла. Илимск снабжал продовольствием морские экспедиции Витуса Беринга и Семёна Дежнёва. Здесь же отбывал наказание первый русский революционер, прозаик, поэт, философ Александр Радищев. Через Илимск проезжали многие исследователи, изучавшие Сибирь и азиатский континент.

Спасская проезжая башня заложена 21 июля 1667 года воеводой Силой Оничковым. Она построена по традиционной для сибирского крепостного зодчества схеме: квадратный сруб с обламом (несколько выступающих, нависающих над стенами венцов, которые образовывали навесные бойницы), перекрытый шатровой кровлей и завершённый дозорной вышкой. Смягчает суровый облик крепостного сооружения изящная часовня, нависающая над проезжими воротами.

Казанская церковь Илимского острога

Источник: архитектурно-этнографический музей «Тальцы»

Памятник истории и архитектуры XVII века также вывезен из Илимска в 1970 году. Реставрация здания закончена в 1985 году. Илимская привратная во имя Казанской Пресвятой Богородицы церковь построена в 1679 году илимским соборным попом Петром Максимовым. Сегодня это единственный памятник культового зодчества Сибири XVII века. Церковь деревянная, однопрестольная, завершенная бочечным покрытием. Бочка (устоявшееся в русской традиции обозначение своеобразного типа крыши гражданских и церковных зданий – Е.С.) увенчана луковичной главой на цилиндрической шейке.

Изображения для иконостаса церкви написаны иркутскими художниками-реставраторами Фроловым и Алексеевым. В 1991 году Казанская церковь освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом и является действующей.

Волостное правление

Усадьба волостного правления, построенная в 1914 году, вывезена из села Бельск Черемховского района. Волостное правление — исполнительный орган крестьянского самоуправления. Правления были учреждены «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года и состояли из волостного старшины, сельских старост и писаря. В ведении волостного правления было взимание податей и недоимок, распределение исполнения повинностей, осуществление утвержденных денежных расходов, регистрация завещаний, сделок крестьян.

Одной из главных задач волостного правления была организация сельских сходов, где избирались различные должностные лица и решались наиболее важные общественные дела.

Комплекс построек, составлявших усадьбу волостного правления, сложился к концу XIX века. В музее в число построек входит здание волостного правления, двухъярусный амбар с ледником, летняя тюрьма-«каталажка», пожарный сарай, конюшня, завозня, коновязь.

В здании волостного правления обязательно имелось не менее трех комнат: волостного старшины, писарской и служебной, которая служила для обедов и отдыха, а также временного содержания задержанных лиц в зимний период.

Дом купца Воинова

Одной из центральных экспозиций Трактовой зоны «Тальцов» является усадьба купца Воинова. Во второй половине XIX века в связи с активным развитием торговли в Иркутской губернии сложилось купеческое сословие. В крупных сёлах, таких как Залари, Кутулик, Голуметь, Кимильтей, Зима, Тулун, появились купеческие дома городского типа со сложной планировкой, двухэтажные, с мезонинами и балконами. Они выделялись на фоне крестьянских построек и служили украшением сёл.

Дом Воинова датируется последней третью XIX века. Вывезен в 2004 году из поселка Кутулик Аларского района. Отреставрирован памятник в 2014-м. Строение имеет сложную объёмно-пространственную композицию, мезонин, обшивку калёванным тёсом, барочные наличники. С уличного фасада имеется пристрой, используемый под торговую лавку.

В экспозиции «Торговая лавка» представлен ассортимент продаваемой во второй половине ХIХ — начале ХХ веков продукции в поселениях по Московскому тракту. Сибирские торговцы в те времена не специализировались на отдельных видах товаров, в лавках продавалось всего понемногу — от предметов роскоши до недорогих предметов обихода. На полках лавки Воинова размещены фарфор торгового дома братьев Переваловых и Товарищества М. С. Кузнецова, стеклянная продукция Тальцинского завода, медные чайники, жестяная упаковка, самовары, чугунная и латунная посуда, рулоны тканей, барановские и павловопосадские платки, скобяные изделия, керосиновые лампы, фонари, свечи, продукты питания.

Дом купца Воинова связан с именем драматурга Александра Вампилова, описавшего его в своей пьесе «Прошлым летом в Чулимске».

Церковно-приходская школа

Здание школы (построено в 1880-х гг.) вывезено из села Кеуль Усть-Илимского района. Реставрационные работы завершились в 1990 году. А в 1993-м открыта экспозиция «Церковно-приходская школа в конце XIX — начале ХХ в.».

Официально правила о церковно-приходских школах были приняты 13 июня 1884 года. Целью обучения в них было: «…утверждать в народе православное обучение вере и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения». В отличие от министерских учебных заведений, подведомственных министерству народного просвещения, церковно-приходские школы содержались на средства церковного прихода. Заведовал школой священник, преподававший в ней церковные предметы. Остальные дисциплины вёл учитель или учительница — выпускники гимназий, уездных училищ, семинарий. Когда церковно-приходские школы начали только открываться, не хватало учителей, уроки вели псаломщики или ссыльные интеллигенты. Из-за отсутствия учителей школы часто закрывались. Выпускники учительских семинарий в школах не задерживались, так как жалование в министерских школах было значительно выше.

Школы существовали только в крупных селениях. В 1892–1894 годах в селе Кеуль было около 40 дворов, в школе обучалось 10 учеников в возрасте от 8 до 14 лет. Учебный процесс строился с учётом традиционного крестьянского календаря. Занятия начинались не раньше середины сентября и заканчивались в мае. Представленная в музее школа была одноклассной с двухлетним курсом обучения. В ней учили Закону Божьему, церковному пению, чтению церковных и гражданских книг, письму, арифметике.

В экспозиции музея реконструирован учебный класс и комната учительницы, которая обычно находилась в здании школы.

Усадьба крестьянина Непомилуева

Одним из характерных типов первых русских поселений в Приангарье в XVII – начале XIX веков являлась деревня-малодворка, где могло быть от двух до шести дворов. В музее представлена улица с односторонней застройкой, типичная для деревни Ангаро-Илимской таежной зоны.

Наиболее яркое представление о хозяйстве и быте крестьянина среднего достатка даёт усадьба Якова Непомилуева (конец XVIII — начало XIX в.), вывезенная в 1971 году из деревни Гарменка Братского района Иркутской области. Реставрация ее завершена в 1980-м.

Дом Непомилуева построен по типу «дом-связь»: два сруба по торцам соединены сенями. Срубы представляют собой избу и горницу. Курная изба — редчайший образец жилого зодчества Сибири конца XVIII века. Отапливалась изба «по-чёрному», о чём свидетельствуют высокие закопчённые потолки и волоковое окно в стене, через которое выходил дым. Второй сруб — горница — был пристроен позднее, в начале XIX века.

Двускатная крыша дома устроена на «самцах», «потоках» и «курицах» (характерные архитектурные элементы древнерусского зодчества – Е.С.) с венчающим ее на стыке «коньком» (элемент конструкции крыши здания, самая верхняя его часть). Вся конструкция такой крыши выполнена без единого гвоздя.

К сеням пристроены два крыльца: «красное», ведущее на чистый двор, и «чёрное», выходящее на скотный. Чистый двор вымощен деревянными плахами (куски бревен – Е.С.). Хозяйственные постройки расположены по периметру усадьбы и соединены мощным забором — заплотом. В экспозиции усадьбы находятся предметы, характеризующие хозяйство и быт крестьян Среднего Приангарья.

Каскад водяных мельниц

Три водяные мельницы (середина XIX века) вывезены в 1974 году из деревни Владимировка Братского района. Реставрация построек завершена в 1982 году.

Строительство мельниц в Восточной Сибири началось в XVII веке после заселения края русскими крестьянами, основным занятием которых было хлебопашество. В Иркутской губернии строились, в основном, водяные мельницы двух типов: мутовчатые и колёсные. Колёсные подразделялись на подливные и наливные. Наливные мельницы (в которых вода на лопасти колеса падала сверху) считались самыми продуктивными, могли перерабатывать до пяти тысяч пудов зерна в год.

Мельницы ставили на тёплом незамерзающем ручье, так как помол вёлся зимой с установлением санного пути. Часто мельницы устраивались так, что отработанная вода с первой из них по желобам попадала на вторую, а затем и на третью, то есть располагались каскадом.

Мельницы стояли в нескольких верстах от селений и обслуживали порой две-три деревни. Они могли принадлежать нескольким семьям, объединённым родством, дружбой или соседством. Реже они являлись собственностью общины или одного хозяина. Мельничный промысел был широко распространён в крестьянской среде. В начале XX века в селениях Иркутской губернии было более двух тысяч таких строений.

Юрта молодой бурятской семьи

Вывезена в 1980 году из Алагуевского улуса Ольхонского района Иркутской области. Датируется концом XIX — началом ХХ веков. Отреставрирована в 1995-м. Устроенная в юрте экспозиция отражает основные моменты жизни бурят, связанные с созданием семьи, рождением и воспитанием детей.

Внутреннее пространство юрты делилось на две половины — мужскую и женскую. На мужской (западной) стороне размещались различные хозяйственные принадлежности, развешивалась конская упряжь, охотничье снаряжение, здесь же устраивалась полка «данхэ» с ритуальными вещами и онгонами — священными для шаманов изображениями. На женской (восточной) стороне размещались полки с посудой и обиходной утварью и дверь в кладовую, где хранились продукты. В центре жилища располагался очаг, окруженный четырьмя столбами, каждый из которых имел свое название: хозяйственный, мужской, молочный, женский. Дымовое отверстие юрты называлось урхэ, благодаря которому юрта освещалась и проветривалась.

Дядинская Троицкая церковь

Троицкая церковь из деревни Дядиной Жигаловского района – одна из новинок музейного комплекса. Построена в 1915 году. В качестве церкви она просуществовала недолго, в 1930-м была закрыта и приспособлена под клуб, позже оказалась заброшенной.

В 1990 году для съёмок японо-российского фильма «Сны о России» в музей за счет киностудии «Ленфильм» было перевезено несколько памятников деревянного зодчества, в их числе была и Дядинская церковь. В «Тальцах» снимали сцены, показывавшие Иркутск XVIII века. Храм отреставрирован в 2019 году.

Церковь делится на три расположенные с запада на восток части: притвор, среднюю часть, алтарь. Притвор — входная часть церкви. Средняя часть, или собственно храм, — место, где проводятся богослужения. Алтарь — сакральная часть, отделённая от средней иконостасом и предназначенная для священнослужителей. Слово «алтарь» означает жертвенник.

Иконостас Дядинской церкви трёхрядный, имеет аквамариновый, соответствующий первоначальной окраске цвет. Изображения на иконах выполнены в живописной манере, характерной для того периода. Расстояние между иконостасом и окончанием возвышенной площадки, на котором он установлен, называется солеёй — местом для чтецов и певцов, которые размещаются на ее левой и правой сторонах. Освещается храм паникадилом (центральная люстра в православном храме, светильник со множеством свечей или лампад – Е.С.). На территории церкви расположены дом причта и богадельня.

Почтовая станция

Источник: архитектурно-этнографический музей «Тальцы»

Дом, в котором была воссоздана почтовая станция, вывезен из деревни Грехневка Боханского района и доставлен в «Тальцы» в 2018 году. Почтовые станции являлись государственными учреждениями, где ямщики и станционные служащие обменивались почтой, а проезжающие за определённую плату могли отдохнуть, подкрепиться горячей едой, сменить лошадей.

Регулярное почтовое сообщение по Московскому тракту существовало с середины ХVIII века. По колёсной дороге располагались зимовья — ямские станы или, как их называли, ямы. В XIX веке ямы были заменены новыми опорными пунктами — почтовыми станциями, строительство которых велось по всему Московскому тракту через каждые 25–30 вёрст. Строительство осуществлялось по типовым проектам, утвержденным Высочайшим указом от 2 декабря 1848 года. Станции располагались не только на главной государственной дороге, но и на трактах второстепенного значения — Якутском, Бодайбинском, Кругоморском, Тункинском, Тыреть-Балаганском.

Почтовая станция в «Тальцах» представляет собой реконструированную станцию Малиновскую 1877 года постройки, располагавшуюся на Кругоморском тракте на берегу Байкала. Своё наименование она получила от протекавшей рядом речки Малиновки.

В состав построек станции входят станционный дом, выполнявший одновременно функции гостиницы для проезжающих и жилья для станционного смотрителя, флигель для ямщиков, амбар-кобрик (амбар с ледником – Е.С.), навес для лошадей, завозня (сарай, где хранились телеги и сани—Е.С.). Просторный двор станции огорожен по периметру высоким заплотом (сплошной бревенчатый забор – Е.С.). Въездные ворота венчает изображение государственного герба Российской империи.

СПРАВКА
Первыми памятниками истории и архитектуры, вывезенными на территорию «Тальцов», стали Спасская проезжая башня (1667 г.) и Казанская привратная церковь (1679 г.) Илимского острога. В 1980-м музей принял своих первых посетителей.
С 1995 г. Указом Президента РФ музей отнесен к объектам исторического и культурного наследия общероссийского значения, с 1999-го является методическим центром Сибири и Дальнего Востока по проблемам музеев под открытым небом архитектурно-этнографического профиля.  
Сегодня «Тальцы» – один из крупнейших в стране этнографических музеев под открытым небом площадью 70 гектар, который посещают 250 тысяч человек в год. На его территории расположено свыше 160 памятников архитектуры, работает 40 экспозиций. Коллекции музея насчитывают более 35 тысяч экспонатов. Музей продолжает строительство новых экспозиций. Идет реконструкция Илимского острога XVII века, строительство Трактового села и переселенческой экспозиционной зоны, в которой будет представлена материальная и духовная культура народов, переехавших в Сибирь по Столыпиной аграрной реформе в начале ХХ века: белорусов, татар, голендров, украинцев.

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться