Лирической музыкальной комедией о любви открыл юбилейный 85-й сезон Иркутский музыкальный театр им. Н. М. Загурского. В основу мюзикла легла пьеса Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы», в постановке — знакомые зрителям произведения из легендарных фильмов известнейшего в советском кинематографе композитора Андрея Петрова.
Анна ЛАЗАРЧУК
Есть ли у музыкального спектакля пересечение с фильмом Эльдара Рязанова «Служебный роман»? Безусловно. Однако в мюзикле иркутский зритель увидит как знакомые сцены, так и те, что не вошли в фильм. Ведь в стенах Статистического учреждения разворачивается далеко не один роман.
Мы взяли название «Служебный роман», потому что не все знают, что есть пьеса «Сослуживцы». Мы решили в этом не экспериментировать. А сюжетные линии у нас взяты из пьесы, добавлены, расширены. Мы почерпнули идеи из воспоминаний авторов, собрали свою версию, доработали истории некоторых персонажей. Например, мне кажется, зрителю всегда было интересно узнать, с кем Верочка, секретарша, всё время разговаривала по телефону, что там за муж, что между ними произошло и чем всё это закончится. У нас несколько женских историй, которые раскрыты более широко. Будем следить не за одним, а за несколькими служебными романами
— Анастасия Гриненко, автор либретто и режиссёр-постановщик, главный режиссёр театра
Сложности отношений и одиночество
Несколько пар служащих проживают сложности в отношениях, встречи и расставания, разрушение семей и воссоединение вновь. Работа героев так скучна и тревожна, что на её фоне одиночество участников событий выходит на первый план и становится основной темой постановки. Казалось бы, неприятная история: подчинённый решил получить повышение, ухаживая за несчастливой в личной жизни начальницей по совету не самого порядочного человека — её заместителя. У каждого свой меркантильный интерес, свои цели и желания.
Кабинетные пересуды уводят героев в откровенные служебные интриги. «Мымра» Людмила Прокофьевна Калугина думает только о собственном облике в глазах вышестоящих чинов из министерства и не в состоянии запомнить имя неудачливого и несчастного старшего экономиста Новосельцева. Ему все сочувствуют, но без искренности, ведь никто не хочет оказаться на его месте. Исполнитель роли Анатолия Ефремовича Новосельцева Станислав Грицких с мастерством показал не только комедийную сторону своего героя, но и внутренние диалоги персонажа. Его танго с начальницей выглядит по-настоящему лиричным, а не просто смешным.
Анна Захаренкова, солистка театра, исполнительница роли Людмилы Прокофьевны Калугиной поделилась своими ощущениями от работы над этой постановкой.
Уже где-то на подкорке находятся все эти интонации из фильма, иногда они поднимаются наверх, и я стараюсь их немножко приглушить, потому что образ всё-таки складывается другой. Немного скажу из внутренних ощущений своей строгости. Я сама жёсткий человек, я скорпион, я могу ужалить близких, очень часто жалю саму себя, это, в принципе, мне помогает в роли «Мымры». Если посмотреть фильм и прочитать пьесу, в фильме процентов семьдесят — это импровизация артистов. У нас своя история. Возможно, зритель будет ждать какую-то фразу, а она может не появиться, потому что мы работаем исключительно по пьесе
— Анна Захаренкова, солистка театра
Кабинетные интриги довлеют над героями
Чёрствость сердец в какой-то момент становится пугающей. Бывший муж секретарши Верочки флиртует на её глазах с коллегой, доводя девушку до отчаяния. Речи о выполнении служебных обязанностей и быть не может: Верочка мстит, устраивая флирт с мужчинами учреждения. Новый заместитель директора Юрий Григорьевич Самохвалов откровенно хвастается, устраивая вечеринку у себя дома и демонстрируя жену как атрибут власти и статуса — ведь она была актрисой, и они жили какое-то время в Женеве. Яркая Людмила Шер в роли Татьяны, жены Самохвалова, зажигательно исполняет песню «Эй, моряк». Песни нет в фильме, при этом исполнение выглядит органичным и подчёркивает настроение вечеринки в доме Самохваловых.
Киноверсия не довлела над нами. Рязанов и Петров выпустили много фильмов, которые являются своеобразным срезом эпохи, целого поколения. На сюжет спектакля легли хиты из разных фильмов, они добавили ему новых смыслов и красок. Ведь это мелодии, интонации, которые находятся в нас на генетическом уровне, не надо пересматривать кино, чтобы они всплыли в нашей голове. Поэтому с фильмом мы не боролись, не соревновались, а пытались рассказать свою историю
— Анастасия Гриненко, автор либретто и режиссёр-постановщик, главный режиссёр театра
Киношлягеры Андрея Петрова из легендарных рязановских фильмов «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Старые клячи» украшают мюзикл. В спектакле они звучат в аранжировке Николая Макаревича в исполнении симфонического оркестра театра под управлением дирижёра-постановщика Михаила Тарасова.
Юрий Григорьевич кружит голову его бывшей однокурснице Ольге Петровне Рыжовой, вызывая в ней зависть убранством своей квартиры и шикарным обликом супруги. Его старания приводят к забавному результату: Ольга Петровна, совершенно забыв о муже, без стеснения закидывает любовными письмами Самохвалова. В финале следующей сцены письма читает весь коллектив с намерением устроить общественное порицание Ольге Петровне. Самохвалов идёт дальше в его интригах и «открывает глаза» Калугиной на Новосельцева, рассказывая истинные причины ухаживаний старшего экономиста за начальницей.
Момент истины: побеждает любовь
Лёд тает с момента открытого и честного разговора Калугиной и Новосельцева. Анатолий Ефремович идёт на риск и признаётся, что ухаживал за ней из меркантильных интересов, но потом появилось настоящее чувство, просит простить и услышать. Сухая и чёрствая Людмила Прокофьевна Калугина находит в себе силы поверить и стать щедрой: и на любовь, и на повышение для Новосельцева. Самохвалов проигрывает. В обыкновенном служащем просыпается настоящий герой, Новосельцев наказывает мерзавца Самохвалова ударом по лицу, заступаясь за Рыжову. Юрий Григорьевич возвращает письма Ольге Петровне, и она принимает решение прекратить флирт. Жена Самохвалова находит любовное письмо, адресованное её мужу, после чего решает уехать на год на гастроли и наконец-то заняться своей собственной карьерой.
Сердца сослуживцев неожиданно раскрываются теплотой и сочувствием, что в начале спектакля кажется невозможным. В конце концов они выбирают настоящую дружбу и светлое чувство любви. Наступает момент истины, мудрости и сострадания без притворства. Счастливый конец: Новосельцев и Калугина решают пожениться, Савва, муж секретарши Верочки, возвращается к жене с предложением родить ребёнка, Рыжова вспоминает о том, что любит супруга и дорожит своей семьей. Пары кружатся в танце под прекрасные песни о любви.
Фильм 70-х в наших сердцах
И всё же это комедия. Посмеяться будет над чем. Знакомые по фильму «Служебный роман» диалоги не выглядят заезженной пластинкой. Актёры очень тонкой изящной игрой вызывают смех, курьёзно танцуют в забавных сценах, подарок-конь тоже никуда не делся — он есть в постановке, как и в фильме. Декорации цитируют артефакты эпохи Москвы 70-х, костюмы выполнены в современной интерпретации, при этом сохраняют стилистику того времени.
Мы всё-таки оставили атмосферу тех офисов, которые были в 70-х. Сейчас немного по-другому люди работают, есть свои дедлайны, задачи, а в то время было иначе. Я думаю, людям будет интересно посмотреть, как это было. Возможно, это будут семейные походы: родители будут ностальгировать, а молодёжь, которая может быть и не смотрела фильмы того периода, увидит в первый раз и захочет посмотреть. Наверное, каждый сделает какие-то выводы: где-то семейные ценности нужно сохранить, выставить на первый план личную жизнь, не закапываться в работе, немножко обратить внимание на себя, как-то облегчить свой образ, выйти из «бытовухи». Я думаю, каждый зритель увидит для себя что-то новое
– Анна Захаренкова, солистка театра
Лирическая комедия придётся по вкусу всем любителям рязановских кинофильмов и музыкальных шлягеров 70-х. У зрителей есть прекрасная возможность сравнить фильм «Служебный роман» с пьесой «Сослуживцы» и расширить свой кругозор в мире театрального искусства.

Расписание и другие события — в нашей «Афише».







































