Выберите город или район:



Сергей Безруков: «Важно сохранить в себе Маленького принца — наивного, искреннего, любящего, потому что цинизм убивает всё в человеке»

Народный артист России Сергей Безруков на прошлой неделе представил иркутской публике специальную программу Большого Детского фестиваля «ЭХО БДФ — Приангарье». Она включала 76 спектаклей, лабораторий, мастерских и других мероприятий. Ярким аккордом фестиваля стала постановка «Маленький принц». Сергей Безруков выступил режиссером-постановщиком и исполнителем главной роли в этом спектакле, который открыл «ЭХО БДФ — Приангарье». Художественный руководитель фестиваля на пресс-конференции и интервью рассказал журналисту портала «Культура 38» о том, как он придумал проводить «ЭХО БДФ», и о своих новых киноролях и творческих планах.

Алена БАЙБОРОДИНА

На фестивале детское жюри

— Сергей Витальевич, как возникла идея фестиваля «Эхо БДФ»?
— Шесть лет подряд Большой Детский фестиваль проходил в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, но регионы были обижены тем, что все самое лучшее, что создавалось за год для детей в сфере театра, кино, анимации, литературы, сосредотачивалось только в столице. Мы решили это исправить и придумали фестиваль «ЭХО БДФ». Проводим его уже третий год подряд, проехали со спектаклями от Севастополя до Калининграда, побывали на Камчатке, в Архангельске и в других регионах.

В Иркутске фестиваль организован на высоком уровне. Я хочу поблагодарить всех организаторов: Правительство Иркутской области, министерство культуры Иркутской области, Губернатора Игоря Ивановича Кобзева и театр кукол «Аистенок», который неоднократно был победителем Большого Детского фестиваля.

Особенность БДФ заключается в том, что оценку спектаклей дает детское жюри, состоящее из двадцати человек, выбранных путем конкурса. Когда взрослые принимают решение, они могут быть предвзяты, а дети всегда голосуют сердцем. Эксперты предварительно выбирают лучшие программы, но окончательное решение принимает детское жюри. Обсуждения проходят очень эмоционально! Иногда встречаются разногласия между предположениями взрослых и выбором детей. Например, нам казалось, что детям нужно что-то масштабное, яркое, красочное, но они часто выбирают представления с минимумом декораций, потому что им важнее смысл спектакля. Ведь задача детского театра — не только развлечь, но и вызвать у зрителей эмоциональный отклик и сочувствие.

— Как повлиял фестиваль на детский театр в России?
— Фестиваль оказал положительное влияние на детский театр в России. В свое время я инициировал государственную программу «Театр — детям», финансовые средства которой направлены на создание спектаклей, приобретение и обновление оборудования. Сейчас региональные театры активно участвуют в этой программе, что привело к появлению множества интересных постановок. Например, мы привезли в Иркутск рэп-спектакль по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Я считаю, что современная адаптация классических произведений возможна, если сохраняется уважение к автору. Я поддерживаю современный театр, который находит новые смыслы в вечных литературных произведениях.

В спектакле все хорошо сочетается, а Федор Михайлович, без сомнения, великий писатель. Любые жанры хороши, если спектакль не оскорбляет автора. Это прекрасный повод поговорить о том, что даже классика адаптирована для совсем юных, для подрастающего поколения. Рэп — это современная поэзия, которая также выражает свои чувства и эмоции, и соединение современности и классики — это очень полезно и интересно. Ноу-хау нашего фестиваля — это детское жюри, и, если дети это выбрали, мы не вправе не согласиться с ними. Важно подчеркнуть, что все, что есть в программе фестиваля: фильмы, анимация, книги — это все выбрали дети, это интересы наших детей.

В сказке Экзюпери — великий смысл

Спектакль «Маленький принц» любят взрослые и дети
Источник: пресс-служба Большого Детского фестиваля

— Фестиваль открыл спектакль «Маленький принц». Почему вы выбрали именно эту постановку?
— Это мое любимое произведение, в котором содержатся главные истины, понятные любой аудитории. Я добавил в эту постановку песочницу, так как считаю важным, чтобы взрослые иногда играли вместе с детьми. Это помогает лучше понять их. Важно сохранить в себе детскую непосредственность, такую, как у Маленького принца. Эта история о том, как он способен проявить сострадание, любовь, преданность, ответственность за тех, кого приручил, имеет для меня особое значение. В Иркутске на первом спектакле присутствовали люди, пережившие войну и потерю близких. Мне захотелось через это произведение заставить зрителя задуматься об этих важных темах. Ведь с детьми важно обсуждать и серьезные вещи. В спектакле я говорю юным зрителям, что бабушки и дедушки никуда не уходят — они улетают на другие планеты, им можно помахать рукой, потому что смерти нет и душа бессмертна.

— Изменилось ваше отношение к книге «Маленький принц» с момента, когда вы первый раз ее прочли до начала работы над спектаклем?
— «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — это бессмертное произведение, потому что истины, которые заложены в этом произведении вечные. Конечно, с возрастом меняется восприятие этой книги. Когда читаешь ее ребенком, для тебя это просто сказка. Тебе интересны персонажи, их дружба. А когда вырастаешь и смотришь на нее взрослыми глазами, то понимаешь ее главную мысль о том, что нужно обязательно в своей душе сохранить Маленького принца. В своем спектакле я вкладываю такой смысл в это произведение. Мы в детстве все были Маленькими принцами. Для нас все вокруг было огромным: и деревья, как огромные колокольни, и весь мир. А нашей планетой был небольшой дворик. Сохранить в себе Маленького принца — наивного, искреннего, любящего — это очень важно, потому что цинизм убивает все в человеке. Во взрослом возрасте из-за огромного количества проблем, в том числе мирового масштаба, люди черствеют, и детство уходит безвозвратно.

Вначале произведения Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: «Я долго жил среди взрослых. Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок номер один. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: „Это шляпа“. И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах». Зачем говорить с человеком, который не умеет фантазировать? Не может летать над миром. Не в прямом смысле, а жить с ощущением полета, отрываясь от бытовых проблем? Если не может быть романтиком, фантазировать, придумывать, сочинять. В этом тоже есть великий смысл.

В советское время было больше романтизма, это была часть идеологии того времени. Это была коллективная реальность, где каждый участвовал в жизни другого человека, все было общее. Конечно, быть едиными в бедности не очень хорошо, лучше быть едиными в достатке и такими же дружными. Но тогда люди жили бедно, делить было нечего. Это удивительное ощущение: когда мы все вместе, одним коллективом, одной компанией. Встречаешь людей старшего поколения и понимаешь, что для них понятие дружбы было очень важным и они сохранили его до сих пор.

Все истины в книге «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери актуальны и сегодня. «Мы в ответе за тех, кого приручили» — эта крылатая фраза важна и для взрослых, и для детей. Это об ответственности за тех, кого ты любишь, о дружбе. Если ты дружишь с человеком, то ты уже в ответе за него, и это касается не только детей, но и взрослых. Экзюпери был и летчиком, и человеком высокого полета. Парить, философствовать, быть романтиком это все можно сказать про писателя. Книгу «Маленький принц» не нужно воспринимать поверхностно: в ней много полета фантазии, много философии.

Я уже наполовину иркутянин!

— Как можно сочетать в себе детскость и ответственность в жизни?
— Основное правило для актера — сохранять в себе ребенка, чтобы была «вера в предлагаемые обстоятельства». Дети потрясающе верят в то, что играют, в отличие от взрослых, которые обычно задумываются о том, как они выглядят. С возрастом утрачивается спонтанность, которая присуща детям, но те, кто не стесняется оценок окружающих, становятся настоящими артистами. Чем более открытым ты остаешься, тем лучше. Поэтому артисты такие чувствительные.

— Почему вам так интересно актерство в детских спектаклях?
— Потому что дети — самая требовательная аудитория и работа с ними требует максимальных усилий. Если ты смог зарядить их своей энергией, они с удовольствием включатся в игру. В театре должно быть как можно больше детских спектаклей. В нашем театре их 14, несмотря на то, что мы не являемся ТЮЗом. Недавно мы поставили сказку «Жили-были Пес и Волк». Песни в спектакле прозвучали настолько душевно, что зрители отреагировали очень искренне. Кроме того, история этой сказки очень трогательная!

— Вы читаете книги своим детям?
— Конечно, и не просто так, а играю роли! Важно уделять внимание детям. Даже когда занят, стараюсь выделить хотя бы полчаса на это каждый день. Спасибо Иркутску: моя жена Анечка из вашего города. Она замечательная мама, талантливый режиссер и сценарист с удивительной работоспособностью. А как она готовит! На нашем столе всегда завтрак, обед и ужин. Это наша семейная традиция. Мне бывает сложно держать себя в форме, потому что все так вкусно. Мне приятно, что я уже наполовину иркутянин! У меня родственники с Оки и Волги, а жена из Иркутска, где течет Ангара. Так что в нашем доме сошлись три русские реки. Обязательно привезу детей сюда, чтобы они познакомились с родными местами и с Байкалом.

— Дети растут, меняются, их интересы становятся другими. Как при помощи театра и кино можно правильно воспитать детей и привить им те прописные истины, которые были актуальны, к примеру, двадцать лет назад?
— Я считаю, что дети не сильно поменялись. Наше жюри — это думающие, мыслящие, интересные дети. Это, конечно, поколение любителей гаджетов, которые стремительно усваивают информацию, но они так же тонко чувствуют атмосферные спектакли, и так же эмоционально реагируют, когда ты говоришь с ними по душам. Они порой болезненно воспринимают мир, так что чувство эмпатии им тоже присуще. Эмпатию я развиваю у своих студентов во ВГИКе, чтобы они не играли, а проживали свою роль, чтобы зазор между героем и актером был небольшим. Что касается детей, то они также сопереживают, сострадают своим героям. У нас на фестивале в составе детского жюри был школьник, маленький мальчишка, который убеждал всех наградить инклюзивный спектакль, где актриса в инвалидной коляске. Он говорил, что это психологическая поддержка, что люди, которые сидят в зале и тоже имеют подобные проблемы со здоровьем, будут знать, что все возможно и нужно стремиться к выздоровлению, к полноценной жизни. Он отстаивал свою позицию со слезами, говорил, что это очень важно, и жюри согласилось ним.

«Капитанская дочка», сериал «Плевако» и продолжение «Бизона»

«Когда в спектакле люди плачут, сопереживая игре актеров, когда постановка вызывает эмоции, происходит эмоциональное самоочищение и люди начинают понимать что-то важное о себе»
Источник: портал «Культура38»

— Поговорим про кино: как вы считаете, сегодня нам необходимы военные фильмы?
— Безусловно, сегодня нужны хорошие военные фильмы. Но я бы хотел заострить внимание на вопросе «Какое нам нужно военное кино?». Есть большая разница между фильмами-блокбастерами прошлых лет, где много компьютерной графики, где чувство страха и смерти не ощущается и все напоминает компьютерную игру, и действительно хорошими военными фильмами, такими, например, как «Воздух». За последние несколько лет, я думаю, только фильм «Воздух» возвращает нас к тому, что это дело страшное, что героями становятся те, кто преодолевает свой страх и рискует жизнью. Это попытка вернуть нас в очень серьезную тему, это два с половиной часа нервов и ужаса. Невозможно смириться с тем, что гибнут дети. Это фильм про защиту Ладоги, про «дорогу жизни». Это серьезная тема, когда умирают мальчишки и девчонки, а не компьютерная игра.

В фильме звучат серьезные слова: «Что дороже: человек или Родина?». Безусловно, Родина, но думать нужно и о каждом человеке, потому что победу делает каждый, в том числе рядовой солдат. Читаешь сводки погибших, и там каждый человек — это же единица жизни, а ведь это все: биография, судьба, семьи. Поэтому, когда Суворов побеждал, он говорил: «Побеждать нужно с наименьшими потерями». Конечно, все, кто отдали ради нас свою жизнь, — герои!

В фильме мой герой не мог показывать эмоции, поэтому сердце его не выдержало, ведь каждая новая гибель летчика — это как рубец на сердце. Ощущение постоянных потерь создает раны на сердце моего героя. Этот фильм вызвал большой интерес у зрителей, много людей его посмотрели. Сегодня наши российские фильмы стали лучше идти в кинопрокате, и это, безусловно, радует.

— В вашей фильмографии есть другие военные фильмы, а еще вы играете военного в фильме «Папы»
— Я играю в этом фильме офицера, летчика, летавшего в Сирию, но это не военная драма. Это история отца, который понимает, что отец — это понятие не только для родных, это когда ты ответственность берешь за всех. И там звучит тема приемного ребенка. Это очень важно, когда ты принимаешь ребенка из детского дома, и он становится для тебя родным, и ты для него — отцом.

— У творческих людей иногда бывают сомнения в своей профессии, в своей востребованности. У вас были такие мысли?
— Таких мыслей у меня никогда не было, мне повезло, я как артист востребован. Меня воспринимают все по-разному, но как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Если то, что ты делаешь, приносит зрителям пользу: помогает им узнавать себя, самим развиваться, если я провоцирую их познакомится с тем или иным произведением, исторической личностью, — это замечательно. Если герой интересный, люди начинают искать о нем информацию в интернете, изучать, и это тоже полезное качество нашей профессии. Например, я сейчас играл в сериале «Плевако» о легендарном адвокате. Его называли «Пушкиным в юриспруденции», «Златоустом», «адвокатом от Бога», «номером один» в своей профессии, но о нем знают только люди, которые работают в юридической сфере. На его слушания в суде, на его фантастические речи (а он был невероятный оратор) продавали билеты, и люди приходили его послушать, как в театр. Он был звездой в юриспруденции. Благодаря сериалу люди, возможно, захотят почитать про этого блестящего адвоката. Так что у нашей профессии еще и просветительская миссия.

Стоит отметить также эмоциональную составляющую театра. Когда люди плачут, сопереживая игре актеров, когда постановка вызывает эмоции, происходит эмоциональное самоочищение, люди себя начинают больше понимать. Я проводил опрос в соцсетях «Зачем вы ходите в театр?» с вариантами ответов «Чтобы увидеть знаменитого артиста», «Чтобы что-то понять о себе и изменить свою жизнь», и я рад, что в процентном отношении больше зрителей в категории от 28 до 45 лет отметили второй вариант. Это самое главное, для чего существует театр.

Дети — самая требовательная и одновременно благодарная аудитория
Источник: sergeybezrukov.ru

— Расскажите о будущих кинопроектах, спектаклях.
— В настоящее время я работаю над постановкой «Капитанская дочка» с современным подходом и с большим уважением к произведению Александра Сергеевича. Также надеюсь скоро увидеть выход сериала «Плевако» о легендарном адвокате, над которым работает моя жена. Недавно был выпущен ее фильм, посвященный моему юбилею, под названием «Чье сердце бьется громче». Я даже не знал о его создании, но был приятно удивлен. В фильме есть уникальные сцены с репетиций и даже съемок «Бригады», где можно почувствовать атмосферу и увидеть, как я перевоплощался в Сашу Белого. И, кстати, продолжение сериала «Бизон» тоже будет! У меня много планов на будущее.

— Есть желание вновь посетить Иркутск?
— Мы с фестивалем посещали некоторые регионы несколько раз, но стараемся охватить как можно больше новых городов. Конечно, мы обязательно вернемся в Иркутск, ведь вы для меня уже родные люди!