Вот как сформулировал суть человеческих увлечений английский писатель Чарльз Кинглси: «Мы ведем себя так, будто удобство и богатство — главные требования жизни, а ведь для счастья нужно всего лишь найти какое-нибудь увлечение». Можно сказать, проще: занимайся тем, что делает тебя счастливым. Среди иркутян — множество увлеченных людей. Причем, хобби у них совершенно разные — от пения и коллекционирования до альпинизма и создания кукол.
Екатерина САНЖИЕВА
Альпинисту всегда немного страшно
Алексей Орлов, актер драматического театра имени Н.М. Охлопкова:
— С детства занимался туризмом, ходил по тайге. С 1999 года сам стал водить туристов по простым маршрутам. А в 2002 году друг сходил в горы, поднялся на «Витязь» и позвал меня. Это меня очень захватило. Сложилась компания, мы каждые выходные лазали по скалам. Бывший руководитель секции альпинизма Политеха Константин Киселев учил нас, направлял, тренировал. Позже я поехал на сборы федерации альпинизма и там получил третий разряд по альпинизму.
Альпинисту всегда страшно. Но это не дикий ужас, а некая собранность, сосредоточенность. Это состояние похоже на то, что испытываешь перед выходом на сцену. Ты должен знать, что тебе делать, как вести себя на том или ином участке. Все в голове должно быть разложено «по полочкам». Если ты расслабишься, не будешь учитывать всех рисков, то все может закончится плачевно.
Какие навыки и умения необходимы в горах? В первую очередь, альпинисту нужна голова, умение тактически мыслить, строить план восхождения. Необходимо тренировать выносливость. Для этого я бегаю на лыжах, катаюсь на велосипеде, занимаюсь скандинавской ходьбой по рельефу. Специфические навыки тоже нужны, например, умение лазать по скалам, по льду, «читать» рельеф.
Самое сложное для меня — технический альпинизм. У меня невысокий уровень лазания и я не очень люблю технические маршруты. Трудность еще и в том, чтобы найти время и средства, чтобы поехать в горы. Сейчас мы с Константином Артамоновым — художественным руководителем «Театра пилигримов» ищем спонсоров для нашего проекта. Собираемся отправится на Эльбрус и за один день покорить две вершины. На каждой из них я прочитаю стихотворение, а Костя дополнит стихи авторской музыкой. Получится два клипа.
Однажды мы пошли на гору в Тункинских гольцах. И на спуске перепутали спусковой кулуар (желобок, где все едут на «пятой точке», притормаживая ледорубами). Мы спустились в большое накопительное поле (участок в горах, где скапливается снег — Е.С.), величиной примерно со стадион «Труд». Поле заканчивалось скальной стеной метров в десять. Я закрепил петлю и стал уже выпускать ребят в кулуар. А сам посматривал наверх. И тут вижу — поле сверху поехало. Я закричал: «Лавина!». Слава богу, ничего страшного не случилось. Снегом ребят немного поколотило и все.
Когда мы впервые с другом поехали на скалы, моя веревка застряла в расщелине. И когда я полез на «Витязь» без страховки, в какой-то момент понял, что ни вверх, ни вниз двигаться не могу. Друг, оставшийся внизу, бегал, собирал у туристов веревки, шнурки от ботинок. Все это они мне бросили, я привязал эту веревку к себе и поднялся наверх. Это было моим боевым крещением.
Самый счастливый момент во всем этом тернистом деле — это когда ты стоишь на вершине и понимаешь: все сложилось, ты поднялся как хотел, куда хотел и с кем хотел.
«Куклы – это живые существа»
Алена Рычкова-Закаблуковская, поэт, член Союза российских писателей:
— Появление кукол в моей жизни вполне закономерно. Они случаются со всяким, кто в детстве в них не наигрался. Мне помнятся детсадовские занятия по лепке. Глина — благодатный материал, живой и дышащий в отличии от пластилина. Я любила ее запах. Но не могла принять собственной неумелости. Внутренним чутьем понимала, как должна выглядеть, скажем, лошадка, но из-под моих рук выходили какие-то несовершенные уродцы. Но вот в один прекрасный момент я выросла и куклы ворвались в мое жизненное пространство. Я шила и вязала их самозабвенно. Какие-то веселые пингвины и зайцы, черти и прочая чепуха переполнили дом и вскоре попросились наружу. В местной библиотеке случилась выставка и я принесла туда свои игрушки. А после и забирать не стала. До сих пор не знаю их судьбы.
Сначала в жизни Алены случились стихи, а потом уже куклы.
Источник: личный архив Алены Рычковой-Закаблуковской
Надо сказать, что раньше кукол со мной случились стихи. Душа требовала простоты. Поэзия не требует никакого материального наполнения. Разве что лоскуток бумаги и карандаш. Хотя даже этого не нужно. Достаточно набрать текст в телефоне. Кукла же может потребовать многого. Потребует кожи — и ты кожевенных дел мастер. Потребует вышивки — и ты златошвейка. И парикмахер, и портной, и ювелир.
Но самое главное — это тот внутренний критик, который постоянно твердит тебе о твоем несовершенстве. Я долгое время не могла игнорировать его голос. Тем не менее наблюдала за разными кукольниками, за их работой. Человеческий мозг загадочен. Он обладает способностью сбора и накопления информации. Насмотренность — удивительная вещь. Оказывается, если долго наблюдать за чужой работой, то, в конце концов, окажется, что и твои руки многое умеют и знают. Сейчас я радостно позволяю быть — себе и своим куклам.
Раньше меня привлекала техника скульптурного текстиля. Вообще работа с тканью и пряжей — это что-то архитипичное и первобытное, как кукла мотанка (славянский оберег в виде куклы, сшитой из ткани методом мотания — Е.С.). А потом, с легкой руки прекрасной кукольницы Натальи Горбуновой я познакомилась с пластиком Ладолл. Наташа отправила мне его почтой. Это совершенно другая стихия, соприкосновение с искусством скульптуры. Учиться этому можно и нужно всю жизнь. Куклы — живые существа. Перебежчики с темной стороны на светлую. Насколько они будут светлы зависит от тебя. Чем ты их наполнишь, то и понесут они в мир.
Странствие в мир песен
Сергей Ступин, директор Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского:
— Пение — давнее мое увлечение. В нашей семье, сколько себя помню, всегда звучала музыка: классическая, эстрадная, джазовая. Мой отец (он работал художником-оформителем на Иркутском авиазаводе) хорошо играл на гитаре и аккордеоне. Он меня и научил брать первые аккорды на гитаре. На всех праздниках у нас за большим столом собирались родственники, друзья и все вместе пели. Моя любовь к пению зародилась с тех времен. В студенчестве играл на гитаре и пел «битлов», советский рок, эстрадные песни. В начале 1980-х годов на историческом факультете ИГУ мы пели в академическом хоре у Анатолия Ромащенко. Эти занятия способствовали культуре пения, развитию голоса. А еще мы играли в квартете под руководством Сергея Попова. Ныне он — митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Наша группа была довольно популярна среди молодежи.
А в 1990 годах мы стали и сами сочинять. Я писал песни на стихи Сергея Есенина, Анатолия Кобенкова и авторские композиции. Мой друг тоже стал активно сочинять, выпустил несколько дисков. Одну из песен владыки Иоанна «Над Иркутском идет снег» многие знают. Благодаря стильной аранжировке и красивому видео песня, как говорится, «завирусилась» в соцсетях. Особенно она полюбилась иркутянам, живущим вдали от родного города.
Особый творческий период связан с группой «Ледокол». В репертуаре группы, в основном, песни моих друзей с университетских времен: гитариста Николая Николаева, автора-исполнителя Анатолия Мостовщикова. Последние годы мы сотрудничаем с известным композитором и аранжировщиком Андреем Волченковым. Благодаря ему записали альбом «Фарватер» и мой сольный альбом «Странник». Кстати, песню, давшую название альбому, написал владыка Иоанн.
Мне повезло: я дружил со многими интересными музыкантами, яркими творческими личностями. Я был знаком с Владимиром Зоткиным (композитор, музыковед — Е.С.), Владимиром Соколовым (музыкант, композитор, создатель «Театра пилигримов» — Е.С.), Сергеем Петенко, Андреем Мингалевым (музыкант, композитор, аранжировщик — Е.С.). Каждый из них помогал с аранжировками песен и продюсированием моего «самодеятельного» творчества.
На днях получаю тираж альбома, который называется «Как будто не было зимы». Написана она еще в 1970-е годы моим другом, музыкантом Андреем Любимцевым. В мае планируем провести презентацию этого альбома. В него вошли мои самые любимые песни, записанные в разные годы. Есть там, к примеру, песни «Ангел», «Соловушки», а также несколько новых песен — «Над Иркутском идет снег», «Апрельский вальс» на стихи Юрия Каплуненко (поэт, переводчик — Е.С.).
Каждая из этих песен мне дорога. И у каждой есть свой слушатель, что для меня очень ценно. Как песни появляются? По-разному. Нужно, чтобы в душе что-то «аукнулось», «вздрогнуло», тогда рождается песня. Например, «Чубчик» я подслушал у своего университетского научного руководителя, историка Михаила Турова на этнографической практике в деревне Кистенево. И сделал свой вариант этой песни, ставший популярным. «Свеча» — это ночные размышления о родных и друзьях. «Ангел» и «Ревность» — песни на стихи Анатолия Кобенкова, которые я посвятил моей жене Татьяне.
Совы, музыка и капля мистики
Анастасия Ижганайтене, художник монументально-декоративного искусства, член Союза художников России:
— С музыкой я с самого детства. В школе училась играть на фортепиано. Профессионально же вокалом стала заниматься после окончания университета. У меня была мечта — сочинять и исполнять собственные песни. И вот в 2013 году образовалась команда «Время сов», где я — вокалистка. Название мы придумывали всем коллективом. Почему такое название? Совы бодрствуют ночью, а ночь — это время сновидений, время, когда возможно волшебство. Сам образ совы также окутан тайной. Так и содержание многих наших песен связано с мистикой и тайной познания.
Мы исполняем музыку собственного сочинения, каждый привносит в неё что-то своё. Тематика песен разная: это и лирические композиции с отвлеченными размышлениями о жизни, и рок-н-ролльные вещи, и фолковые произведения. В январе вышел наш второй альбом «Анабиоз», послушать его можно на всех интернет-площадках.
Кстати, между изобразительным искусством и музыкой есть нечто общее. Любое сочинительство требует знаний основ композиции. И пусть набор изобразительных приёмов отличается от музыкальных, в целом процесс создания произведений схож. Например, и в музыке, и в живописи необходимо задумываться о ритме, размере, контрасте, динамике и так далее.
Насчет вдохновения. Меня может вдохновить всё, что окружает. Также и с живописью. Это могут быть произведения других музыкантов или поэтов, мои собственные эмоции, моменты жизни, счастливые или печальные. Например, у нас есть песня «Море, пой!». На её создание меня вдохновила поездка на Байкал. Помню, как сидела на песчаном берегу, а волны набегали на него одна за другой. В этот момент родились первые строки. А позже наш гитарист принёс набросок мелодии, которая идеально совпала с текстом. Так и появилась эта песня.
В жизни музыкантов бывают разные комичные случаи. Однажды мы должны были выступать на концерте, посвященном Хэллоуину. Мы решили, что неплохо будет по такому поводу загримироваться. Придумали себе образы и за два часа до выезда начали рисовать. Оказалось, что это дело не быстрое, и в какой-то момент мы поняли, что опаздываем. Вызываем такси, а оно не приезжает. В итоге пришлось нам идти на автобус. А мы уже все были в «страшном» гриме. У каждого из нас была своя «боевая раскраска», но все мы были совами. Прохожие, завидев нас, пугались и старались держаться от нас подальше.
Фарфоровые страсти
Юрий Якобсон, предприниматель, поэт:
— С детства задумывался над вопросом — что есть коллекционирование? Притаскивание домой, по сути, бесполезных вещей, стоящих порой немалых денег и занимающих место? Любопытно, что у Даля не было определения этого слова: он старался максимально избегать иностранных терминов. «Собирать» в его расшифровке значит «отыскивать и соединять». Я бы добавил еще «сохранять» — не просто обеспечить целостность собрания, но и суметь преподнести его потомкам как семейную ценность. А началось всё с обычных пацанских марок и моделек… И с козла. Он был из бисквитного неглазурованного фарфора. Мирно сидел под пустотелым деревом-карандашницей на моём столе, в Запорожье. Время унесло один из козлиных рогов, и я сам восстановил его модельным пластиком. А потом грянул Чернобыль, родители испугались второй Хиросимы и вывезли меня в режиме эвакуации, не дав забрать громоздкую вещь. Через год фигурки уже не было — бабушка в экстазе уборки выкинула ее на помойку, заметив, что для мальчика это неподходящая игрушка…
В одном из сериалов героиня хранила в фарфоровом козле прах возлюбленного, а ко мне именно с этого сакрального зверя пришла любовь к фарфору. Впрочем, возможно и раньше — помню, что ещё ребёнком любил разглядывать в гостях статуэтки в серванте. Моя коллекция невелика, всего несколько десятков фигурок, и особых шедевров в ней нет. Знаю в Питере человека, у которого более тысячи белых и бурых фарфоровых медведей. К сожалению, для такого размаха не располагаю ни деньгами, ни местом.
Раньше я «копил» марки с фауной (даже в известной иркутянам «Филателии» выставлялся, было дело), сейчас же тема одна — «что нравится». В основном это, конечно же, те же самые зверюшки, но не только. На андерсоновскую «Девочку со спичками» я запал у друзей-антикваров, а двух озорных мальчишек подарил друг. К сожалению, пока в собрании нет дореволюционных статуэток, но надеюсь и на их появление. Есть вещи с интересной советской историей. Так, графинчики-штофы в виде сибирских зверей выпускались на Хайтинском фарфоровом заводе с сороковых годов: страна стала оживать после войны и людям потребовались красивые вещи. Начался экспорт, в том числе элитных, настоянных на байкальской воде водок производства «Кедра» и первые белки и соколы стали тарой для эксклюзивного напитка, а затем украсили серванты и фортепиано иркутян.
Именно тогда на завод пришла художница Раиса Алёшина, ученица ленинградских мастеров. Она использовала мотивы сибирской природы, флоры и фауны и работала в особой, крупномазковой, манере, которая вызывала ассоциации с творчеством импрессионистов. Оригинально выглядели ее цветы и пейзажи на посуде, когда несколько штрихов создавали цельное изображение. Другой фишкой Хайтинской анималистической скульптуры был обязательный фрагмент окружающей природы, дополняющий фигурку зверя.
Коллекционеру интересны не только старинные вещи. Как писал Джером: любой сохранившийся предмет рано или поздно становится антикварным. Так, изящная мчащаяся борзая сделана по модели современного московского скульптора Николая Абрамовича, который сам занимается псовой охотой.
Откуда «приходят» вещи? Какие-то статуэтки покупаю у друзей, что-то приобретаю в антикварках и на блошиных рынках. Выбор есть на Авито и на специализированных сайтах. Важно «знать места», а также то, что у любого антиквариата и винтажа нет устойчивых законов маркетинга, одна и та же вещь у разных продавцов может иметь разницу в цене в пять раз!
Вот белый медведь — он стоял на комоде в старинной коммуналке одноклассницы и был свидетелем того, как я первый раз в жизни перебрал на Новый год в 16 лет. Читающий студент — память о коллекции одной из московских подруг. Златокрылые грифоны в идеальном состоянии приятель нашел на мусорке, а через несколько лет уже я нашел на помойке гарднеровскую салатницу с небольшой трещиной. Массивный чибис украшал просторный деревенский дом бабушки жены. Крохотная куколка оказалась в посылке из Калининграда в качестве комплимента от продавца. Таких человечков в Европе специально заказывали для разных надобностей, в том числе, чтобы вкладывать в коробочки детских витаминов. Кстати, позже оказалось, что статуэтка имеет название «Замороженная Шарлотта», связанное со страшной историей девушки, замёрзшей насмерть по дороге на бал.
А вот свернувшегося бубликом песца я недавно приобрёл в местной антикварке. Теперь смеюсь: если, как говорится, песец постучится в дверь, то не открою, потому что уже есть свой, личный! Могу долго еще говорить на эту тему, потому что фарфор — не только собирательство, а целый пласт культуры. Мало приобрести статуэтку, её необходимо ещё и атрибутировать: узнать примерное время производства, автора модели и его биографию, иногда — какую-то деталь посвящения скульптуры. Так, в довоенное время благодаря популярности полярных исследований в моду вошла северная тема, например, белые медведи.
Яша и Проша – друзья и соперники
Юлия Ольховская, поэт, член Союза писателей России:
— В детстве у меня был попугай Карпуша породы корелла. У него были оранжевые щечки и желтый хохолок. Карпуша был ручной и добрый, любил садится мне на руку и на плечо. Но родители отдали питомца, решив, что у меня на него аллергия. А когда мне исполнилось 16 лет, знакомые подарили нам такого же нимфового попугайчика. Так что моя любовь к попугаям — из детства. Сейчас у меня живут два друга — Яша и Проша. Оба — породы амазон, небольшие зеленые птицы. Один живет в клетке, другой в вольере. Вместе в одном пространстве им — двум самцам — не ужиться.
Иногда я выпускаю питомцев на свободу, и они летают по квартире. Яша и Проша — довольно спокойные. Рано утром просыпаются, начинают бегать и переговариваться между собой. Занавешиваю окна темными шторами, тогда птицы думают, что ночь и спят. Иногда они могут и покричать друг на друга. Соседка с верхнего этажа как-то призналась: услышав крики, она подумала, что я развожу гусей.
Яша живет у меня с 2011 года. Он очень общительный, хотя человеческую речь не имитирует. Проша более замкнутый. У каждого из них свой характер. И каждый требует внимания, ластится ко мне, садится на плечи. Попугаям очень нравится, когда их гладят, почесывают. Дело в том, что они в своем хозяине видят объект любви и привязанности. Яша ревнует меня к Проше. Поэтому стараюсь общаться с Прошей, когда Яша улетает в другую комнату.
Я тщательно слежу за рационом своих питомцев. Покупаю им морковь, яблоки, виноград, груши, орехи. Особенно они любят кедровые, но и от грецких не отказываются. Кстати, Яша умеет есть из вилки, такой ловкий. Они у меня воспитанные. Но порой могут и похулиганить. Однажды я ушла на работу, забыв на столе печенье. Прихожу — пакет порван и печенье раскрошено по всему столу. А два «пакостника» сидят рядом с виноватым видом. Увидев меня, они испуганно разлетелись в разные стороны, рассыпав крошки по всему дому. Попугаи умные, все понимают. С ними не заскучаешь.