Театр Пилигримов представил иркутской публике семейный мюзикл «Сага о волшебных мышах». В основе сюжета — древняя традиция всех российских мам и бабушек отдавать молочные зубки детей…Нет, не фее, а мышке! Спросите своих родителей, была ли у них такая традиция в детстве? Даем зуб, что была! Анну Агапитову, режиссера Театра Пилигримов и автора сценария саги, заинтересовал этот обычай, и она написала увлекательную сказку с многогранными героями и целой мышиной мультивселенной! На основе этой истории и создан мюзикл «Сага о волшебных мышах». Журналист портала «Культура 38» побывала на репетиции постановки в ДК имени Горького и пообщалась с главными героями. Анна Агапитова поделилась, чем вдохновлялась при написании истории и что почерпнет для себя взрослый при просмотре мюзикла. Артисты рассказали, как готовились к исполнению ролей грызунов и какие повадки повторяли в работе над спектаклем.
Анна ИЩЕНКО
Анна Агапитова, режиссер «Тетра Пилигримов»
— Как возникла идея мюзикла?
— Я сама мама, и у нас появилась традиция: когда у детей выпадают молочные зубы, мы «отдаем их фее», а она нам взамен «дает» какой-то подарок. Мы это делаем для того, чтобы болезненный процесс потери первых зубов прошел менее травматично. А моя бабушка, к примеру, говорила, что зубик нужно отдать мышке. И тогда я подумала: а что, если мышки не просто так собирают зубки? И отсюда родилась идея, что они их используют как семечки, сажают в особенном месте в волшебном саду, где вырастают необычные растения. А дальше начинается волшебство, потому что растения — это таланты ребёнка, это черты его характера. Это то, кем он станет в будущем. Затем из этой идеи родилась сказка и впоследствии мюзикл, премьера которого состоялась в декабре прошлого года.
— Расскажите, как вы писали сказку, что вас вдохновляло?
— Это сказка полностью придумана мной. В ней живут только грызуны, мне так придумалось, что людей там не должно быть. Самый старший, тушканчик Савватей, ухаживает за садом, где «растут» зубки. А добывают их мыши уже 300 лет! За это время у них сформировалась сложная инфраструктура, появились проходы, тоннели. И сам сад стал волшебным, он подпитывает обитателей своей силой, поэтому мыши здесь стали дольше жить. В какой-то момент у них вообще появились порталы, и они перестали бегать по улицам. А в самом саду еще есть волшебные мелодии мальчика Пети. Это, кстати, отсылка к великому композитору Петру Ильичу Чайковскому.
— Звучит как целая мультивселенная. А можно подробнее познакомиться с этой историей в книге, например?
— Книги у нас нет. Но сейчас я понимаю, что продолжение, расширение этой сказки очень просится. Ведь вы правы: получилась именно мультивселенная. Понятно, что мы не сыграем на площадке, то что мы придумали уже после премьеры. Можно и книгу написать, и комиксы сделать и даже мультфильм очень яркий. Но не хочется это делать впопыхах. Будем работать над этим размеренно, с толком, с чувством.
— В чем главная идея сказки?
— Мне кажется, в том, что эта сказка получилась актуальной и по-настоящему патриотичной. Это ведь наша исконная история про мышек, которые зубки забирают. Я ничего не имею против других культур, традиций. Например, история про фей тоже забавная, интересная. Просто это не наше, вот и все. А эта сказка будто бы сама хотела появится у нас в театре. Ведь старшее поколение учило нас, наших мам, что выпавшие зубки нужно в щелочку мышке отдавать, и тогда все будет хорошо.
— Расскажите о вашей команде. Кто помог вашу идею реализовать на сцене в виде полноценного мюзикла?
— Я всегда работаю с одной командой. Во-первых, это Ирина Железняк, она постоянный художник нашего театра. Она всегда понимает, чего я от нее хочу и гениально реализует идею. Она, кстати, полностью нарисовала костюмы грызунов. Еще работаем на постоянной основе со Светланой Яковлевой, балериной, солисткой Царицынской оперы в Волгограде. У неё всегда замечательное видение пластических решений. Ведь мы не танцоры, но она дает нам возможность ярко и мощно выразить эмоцию.
А еще художественный руководитель Константин Артамонов. Он перекладывает мою историю в лирическую форму и сам же потом пишет музыку. Он мастерски владеет стихами. Константин Артамонов — это наш композитор, выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции. Получается, что нас всего четверо, кто работал над мюзиклом. Но, конечно же, и внутри театра есть много талантливых людей, всем им огромное спасибо за работу.
— Понятно, что спектакль будет интересен скорее детям как яркая сказка. А что, например, найдет для себя взрослый зритель, сидящий на соседнем кресле?
— Вообще в мюзикле присутствует три поколения. Молодежь, готовая взять в руки правление артелью, — это Зор, Зоя и Фолька. Есть еще средний возраст, нынешняя королева мышей Зумика. И старший — это как раз старожилы, Савватей, к примеру, к ним относится. И по сути артель – это их работа. Все завязано вокруг этого объединения. Они все сосредоточены вокруг общего дела. И только с виду кажется, что это просто милые грызуны. А ведь у них тоже есть серьезные проблемы. Раскрываются в сказке и детско-родительские взаимоотношения. Есть и любовная линия, что-то вроде мышиной версии Ромео и Джульетты. Женщинам, кстати, очень нравится всегда один и тот же персонаж, которого я не буду раскрывать. А вообще эта история про связь поколений. Про то, какие раньше были приметы, связанные с мышками и зубами. Вот персонаж Захар, к примеру, постоянно сыплет всякими присказками и поговорками. Поэтому это отличная семейная история.
— А что для вас «Сага о волшебных мышах»?
— Для меня это очень важный этап, потому что эта сказка про меня и про мои семейные отношения. Мы попытались заинтересовать историей, близкой и понятной нам, русским людям, живущим на огромной территории. Все-таки есть у всех нас какой-то особый генетический код. И для меня очень важно, чтобы история развивалась и росла. У меня всегда было ощущение, что эта сказка уже существовала. Ощущение, как будто так и было, так и должно было быть.
Павел Митрохин, артист-вокалист Театра Пилигримов
— Расскажите про вашего героя.
— Мой персонаж — это тушканчик по имени Савватей. Он является хранителем волшебного сада. И именно он сажает зубки в специальном саду. Из них вырастают волшебные растения. Они растут по мере того, как растет человек, их хозяин. Савватей заботится не только о растении, но и о человеке. Он поливает и удобряет растения и сопровождает каждого человека. Взращивает их характер и таланты. Мой персонаж – самый старый, ему 189 лет. Кстати, он застал самого Петра Ильича Чайковского.
— Каково вам было играть такого старца?
— Это очень интересно, учитывая, что его внутренняя суть согласуется во многом со мной как с человеком. К примеру, он немного интроверт, как и я. Он старается дать веру в волшебство другим. И я как артист тоже в какой-то мере творю магию на сцене.
— Расскажите, что для вас «Сага о волшебных мышах»?
— Думаю, что это борьба с пустотой. Ведь когда мы вырастаем, вся эта вера в магию, в Деда Мороза пропадает. А вместе с этим что-то светлое из души. В реальности мы окружены проблемами, делами, и как раз мюзикл — это возможность окунуться в детство. Потому что я вспоминаю даже свое детство. Мне бабушка также говорила, что молочный зубик обязательно нужно мышке отдать, и я бросал в половую щелку. Поэтому для меня эта история — это что-то забытое, что нужно пробудить. Не только в себе, но и в каждом зрителе.
Максим Кызласов, артист-вокалист Театра Пилигримов
— Расскажите про вашего персонажа.
— Моего персонажа зовут Зор. Это такой принц-подросток. А еще надежда артели. Он вредный, даже избалованный, но готов показать, что может принимать важные решения. Хотя мама Королева его всерьез не воспринимает. И здесь возникает драма. У них достаточно натянутые отношения, в которых многие зрители, возможно, узнают себя. Еще интересно, как развиваются отношения с сестрой, они полны детской зависти и ревности. Все эти сцены мы выстраивали этюдным методом. Без слез, конечно, не обходилось.
— Несмотря на человеческие качества, на сцене перед зрителями все-таки мыши. Расскажите, как вы перенимали повадки грызунов?
— Мы переносили наблюдение за животными в нашу игру и потом начинали очеловечивать их. Я старался отслеживать, чтобы работали одни и те же мышцы. Например, чтобы ходить на носках с согнутыми коленями. Наращивали «насмотренность», по ходу репетиций что-то добавляли от себя. Например, где-то почесался, как мышка, где-то потянулся. Где-то следишь, чтобы на хвост не наступили. Ведь персонажу будет больно. А где-то, если кто-то садится на него, даже и боль чувствуешь.
— Режиссер мюзикла, Анна Агапитова, рассказала, что над постановкой работала вся команда. А был такой момент, где получилось благодаря общему взаимодействию привнести что-то интересное в сцены?
— Такой момент есть. Причем это было в самом начале. Там, где действие происходит на празднике. По задумке, мышиной артели исполняется 300 лет. И мы, как и настоящие мышки, брали все, что под лапки попадется: стеклышки, бутылочки — и делали гирлянду, что-то расставляли по ходу. В этом моменте получилась интересная импровизация на тему того, как мышки несут все в дом.
— Расскажите, что современный ребенок, которого уже особо ничем не удивишь, найдет для себя полезного в «Саге о волшебных мышах»?
— Со сцены мы видим, как у детей горят глаза. Во многих проявляется та самая искра и вера в чудо. Поэтому еще не все потеряно. Думаю, это связано в том числе с тем, что «Сага» сделана в современном формате. Например, в спектакле есть хомяк, который танцует хип-хоп. Дети просто в восторге! Много положительных отзывов именно об этом персонаже. Ну и, конечно, каждый зритель найдет для себя что-то в мюзикле, откроет, поймет что-то важное. Именно поэтому «Сага о волшебных мышах» — это семейный мюзикл для просмотра вместе с бабушками, дедушками, мамами и папами.