Мир — это энергия в различных форматах. Какими они могут быть, порассуждали российские художники из Иркутска, Братска, Красноярска и Нижнего Новгорода. В пространстве галереи Виктора Бронштейна, которая предоставила мастерам полную свободу самовыражения, авторы представили свои работы. Из серии аудио- и визуальных произведений получилась выставка «Энергия как предчувствие», которая уже открыла свои двери для всех желающих.
Юлия КОТЫШЕВА
Точнее, не только двери, но и портал, ведь именно он встречает гостей: зеркальный экспонат, состоящий из фрагментов, можно увидеть прямо у входа. Через него, раскачивающегося под воздействием естественных сил, ощущаются первые энергетические проявления. Экспозиция будто не имеет границ и выходит за пределы. Та же мысль сопровождает посетителей и внутри выставочного зала.
Это совместный проект галереи и Эн+. Экспозиция приурочена к 70-летию Иркутской энергосистемы. Её идея состоит в исследовании и переосмыслении взаимодействия человека и энергии на всех уровнях, не только как технического процесса. Именно с такой задачей мы обратились к художникам, которые живут в городах присутствия предприятий Эн+
— Ольга Бронштейн, директор галереи Виктора Бронштейна
В рамках заданной темы авторам удалось изобразить максимально разные интерпретации этой синергии. Фотограф Антон Климов решил воочию понаблюдать за данным процессом: он отправился прямиком на ГЭС в Иркутске, Братске и Усть-Илимске и привёз оттуда серию кадров. Они позволяют взглянуть на производство изнутри. Полученные снимки нарочно наклеены прямо на стены выставочного пространства и лишены рамок, что визуально демонстрирует безграничность изображаемой силы.
«Зарисовки» Антона Климова плавно перетекли в работы Гриши Шарова. Снимки ночной братской ГЭС, сделанные коллегой, он использовал для создания своей инсталляции. Она представляет собой серию фото, нанесенных на акриловые пластины. В их центре — особые фразы, ментально транслирующие двойные смыслы и физически пропускающие свет.
Для меня большая радость сделать что-то про родной город Братск. Это возможность поговорить про то, что тебе приятно и важно. Поэтому и работы вышли с отсылкой в прошлое, очень тёплыми. Я вспомнил, как в детстве мы брали жестянку, выковыривали в ней гвоздем дырочки и смотрели, как через них струится свет. Этот приём я взял на вооружение. Кроме того, мне хотелось напомнить как себе, так и окружающим, что энергия, которую вырабатывает ГЭС, — это просто чудо! Конечно, мы сейчас включаем технику в розетку и воспринимаем такую возможность как нечто обыденное. Но если вдуматься, то когда-то люди фактически смогли приручить молнию, и это удивительно
— Гриша Шаров, художник
Посотрудничать с Антоном Климовым удалось также Анастасии Лоншаковой. Совместно был создан видеоперформанс. Художник современного танца вышла в кадр, чтобы с помощью движений показать энергию. Съёмки проходили на территории профильных предприятий. Хореографию придумывали в импровизационном режиме. Главным атрибутом стало полотно.
Перед нами изначально стояла задача создать образ энергии пластически, сделать нечто лёгкое и струящееся. В процессе родилась идея использовать полотно, напоминающее воду. Мы готовились к съёмке несколько месяцев и пробовали танцевать с разными тканями: необходимого эффекта помог добиться материал с шёлковой нитью. Что касается самих движений, то их уже на месте «подсказывали» сами агрегаты и, конечно, особо вдохновлял падающий вниз поток — в нём происходит невероятное действо и рождается электричество. Постарались передать это волшебство
— Анастасия Лоншакова, художник современного танца
Видеоряд в частности и экспозицию в целом сопровождает музыка, которая тоже придумана в контексте предложенной концепции. Автором саунд-арта стал Дмитрий 2Dcube Ларионов. При создании композиции он использовал звуки ГЭС и шум воды.
При обустройстве выставочного зала авторы не ограничивались стенами. Для размещения нескольких инсталляций задействовали и потолок, например, для работы Алексея Шидловского, которая постоянно находится в движении и символизирует четыре стихии — источники энергии для человека: воду, землю, воздух и огонь. Тени, окутывающие интерьеры, демонстрируют безграничность и многогранность изображаемых сил.
Собственное видение энергетических процессов продемонстрировал и Алексей Андрусяк. Для этого он использовал поинтивизм, оптическую иллюзию, а также авторские техники. Значимое место при создании произведений имела многослойность.
Когда я думаю об окружающем пространстве, то представляю некий объём. Если же мир попытаться увеличить, то можно увидеть множество частиц. Из этих «точек» состоит буквально всё. А что их связывает между собой? Безусловно, энергия, невидимая! Я постарался воспроизвести это в материале: расслоить, разделить на фрагменты. Вместе с тем, если внимательно смотреть на работы, части начинают сплетаться воедино, и получаются цельные образы, знакомые и понятные. Кроме того, оставил место для фантазии самих зрителей: каждый сможет увидеть здесь нечто своё
— Алексей Андрусяк, художник
Почувствовать энергию художников на выставке и поделиться своей жители и гости Иркутска могут до 19 января 2025 года. 18 января запланирована экскурсия с участием авторов работ, у которых можно узнать еще больше подробностей про их творчество.