Выберите город или район:



Возвращение предназначения

«Христос и грешница» — одно из известнейших произведений в творчестве Василия Поленова. И увидеть его можно не только в коллекции Русского музея, но и в собрании Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачёва. В год 180-летия со дня рождения художника интерес к этой картине вырос, а её «гастрольная» жизнь начинает соревноваться с поездками ещё одного значимого произведения в фондах ИОХМ — «Нищей» Ильи Репина.

Иванна ОБУХОВИЧ

В собрании ИОХМ находится четыре произведения Поленова, три из них посетители могут увидеть в постоянной экспозиции. Это большая картина «Христос и грешница», а также два этюда библейской серии. Это одна тема в творчестве художника

— Анна Потапова, заведующая отделом зарубежного, русского и современного искусства ИОХМ

Из истории создания

Картина «Христос и грешница» датирована 1888 годом, хотя сам замысел у Поленова начал формироваться в 1868 году. За год до своего «официального» создания, в 1887 году, картина успела принять участие в XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Картина вызвала горячие споры современников, так как не соответствовала канонам ни академической, ни религиозной живописи. Работа была по-новому написана для исторической картины с композиционной и колористической точек зрения, изменился её живописный строй. Храмы, пейзажи, архитектура были в числе накопленного материала: в 1881 – 1882 Поленов совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, а зимой 1883 – 1884 жил в Риме. Фигуры писал с натурщиков у себя в мастерской. Исследователи считают, что частично образ Христа он взял от своего ученика Сергея Коровина и частично — от живописца Исаака Левитана.

Князь Владимир говорил, что «картина, конечно, хорошая, но для народа она вредна» — подразумевая её демократический характер, который выражен в фигуре Христа. Он не возвышен героически, а изображён как человек. Это и была главная мысль картины, которую хотел транслировать Поленов — что это был обычный человек.

Изначально художник задумал назвать её «Кто без греха?». Но организаторы выставки полагали, что название вызовет недоумение первых зрителей, коими в то время являлись император и его семья. Нейтральный компромисс, к которому пришли, в сущности отражал наименование двух персонажей, а не сам сюжет — противостояние толпы и Христа. Однако картина произвела впечатление, и император посчитал, что она должна быть в его коллекции.  

Большая картина была показана только в Петербурге и Москве, дальше вывозить не разрешил император Александр III. С неё было сделано повторение, над которым работали Василий Поленов и Сергей Коровин — его ученик, брат известного художника Константина Коровина. Именно иркутскую, уменьшенную, картину видели на выставках в провинции. Это удалось установить в переписке между директором музея Алексеем Фатьяновым и сыном художника Дмитрием Поленовым в 1950 – 1960-е годы.

После выставки в провинции судьба картины неизвестна. Только в 20-е годы ХХ века она возникла в Государственном музейном фонде. Эта организация собирала национализированные произведения из коллекций состоятельных людей, затем занималась их распределением между столичными и провинциальными музеями. Так работа попала в Иркутск.

Понятно, что картина, которая находится в Русском музее — это то самое полотно, которое вошло в золотую коллекцию живописи русских художников, вошло в отечественную историю искусства. Но и наша картина тоже имеет свою ценность, свою важность: именно её увидели зрители и ценители в провинции, и она произвела на них ошеломляющее впечатление, что и большая картина, которую приобрёл император в свою коллекцию

— Анна Потапова, заведующая отделом зарубежного, русского и современного искусства ИОХМ.

Особенности иркутского повтора

Иркутский повтор «Христа и грешницы» отличается, в первую очередь, размером. Холст почти в два раза меньше — 150х266 см. Из-за этого в картине возникает некая «спрессованность», сконцентрированность, эмоциональная напряжённость всего полотна, что отмечают столичные исследователи, приходя в Иркутский художественный музей.

Художник Яков Минченков, прославившийся своими воспоминаниями о художниках-передвижниках, говорил, что впечатление на него произвела именно «наша» картина, её он видел изначально:
«Картина произвела на меня ошеломляющее впечатление. Передо мной раскрылось какое-то волшебство. Необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала <…> Мы изучали каждый его мазок, следили за его красками, узнавали про лак, которым покрывал свои картины Поленов, — словом, перед ним преклонялись».

Предназначение

В 2024 году на полотне навели лоск: несколько месяцев оно провело в реставрационной мастерской Иркутского художественного музея, где укрепили и освежили картину, убрали повреждения, связанные с её возрастом.

Весной картина побывала в Самаре, где стала одним из важных творений в экспозиции. Для участия в масштабной выставке к 180-летию Поленова крупные музеи — Русский, Третьяковка — не смогли дать свои произведения.

Этой осенью иркутские «Христос и грешница» на несколько месяцев станут частью экспозиции Приморской картинной галереи во Владивостоке. Обратно шедевр вернётся либо в конце 2024 года, либо уже в следующем году.

Можно сказать, картина вновь выполняет своё предназначение: спустя почти сто лет она дважды побывает за пределами иркутского музея.

Послесловие: сколько Поленова в Иркутске?

В собрании Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева хранится четыре произведения Василия Дмитриевича Поленова — три живописных и одно графическое.

Живописные произведения объединяет библейская тематика — художник был погружен в неё на протяжении нескольких лет. Помимо «Христа и грешницы», это два этюда, которые пополнили коллекцию в 1935 году. Насколько можно судить по каталогу Третьяковской галереи, они из коллекции самих Третьяковых.  К библейской серии присоединились «Гробница Рахили. Мусульманский памятник VII века» и «Тивериада».

В фондах ИОХМ хранится рисунок Поленова «Внутренний вид двора», выполненный на бумаге итальянским карандашом и белилами. Он поступил в 1984 году от Николая Величко — племянника московского врача, коллекционера Валериана Вадимовича Величко. Рисунок экспонируется редко, но тоже успел побывать в Самаре.