Премьера «Моя подружка» завершила сезон в иркутском ТЮЗе им. А. В. Вампилова. Премьерный показ спектакля прошел 29 июня. Эта забавная история уже ставилась в ТЮЗЕ — в 2018 году, и с успехом шла на сцене. Но в связи с изменениями в актерском составе спектакль переместили в архив. Сейчас руководство театра решило «обновить» постановку и пригласило специально для этой цели режиссера Юлию Ячменеву.
Вероника ПЕСЧИНСКАЯ
Пьесу написал современный драматург Игорь Галич. Она вернулась к иркутскому зрителю в новом художественном оформлении и режиссерском решении. Над постановкой спектакля работали две студентки Российского государственного института сценических искусств Санкт-Петербурга: режиссер-постановщик Юлия Ячменева и художник-постановщик Кристина Вербицкая.
Спектакль начинается с питерских крыш, странно устроенных, в разных уровнях. В одном из окон — красивая девушка, на крыше — молодой человек с фотоаппаратом, которому очень нравится эта девушка. Он не решается познакомиться и тайно фотографирует ее. Но та замечает его и принимает за… В общем, за одного из «тех», которые подглядывают. И зовет на помощь какого-то Дениса, спортсмена, который немедленно готов этого сумасшедшего «потрясти немножко, чтобы мозги на место встали». Оправдаться теперь будет сложно! В общем, для влюбленного это — катастрофа.
И тут появляется знакомая Светка, которая не может сдать зачет по психологии, а главный герой Лёнька хорошо «подкован» по этой теме. Светке приходит в голову гениальная мысль: переодеть героя в студентку и отправить его сдавать зачет. Все равно преподаватель не знает Светку в лицо! Не сразу, но герой соглашается на авантюру. Ох!.. Кто ж знал, что девушка из окна — Алиса — учится там же? Она оказалась довольно общительной и подружилась с высокой, угловатой «Аленой». Теперь этой «Алене» придется ходить с Алисой в кафе, отбиваться от ухаживаний охранника в клубе и даже выслушать доверительные разговоры Алисы про странного парня с фотоаппаратом. То есть про себя самого! Словом, есть над чем посмеяться и в чём узнать себя. Классическая комедия положений. Пьеса — из нынешних времен, у героев есть мобильные телефоны и страницы в соцсетях. Но ситуация понятна и узнаваема для любого времени, для зрителей разного возраста. Есть здесь и старшее поколение — бабушка Лёньки, в прошлом оперная дива, и необычайно колоритный сосед — Герасим, капитан катера «Му-му». И у них тоже не обойдется без путаницы и смеха. Спектакль — легкий, с юмором, который не шокирует, и с современными словечками, которые будут понятны всем.
Режиссеру Юлии Ячменевой — 24 года, так что молодежная тема ей близка и понятна. Но это в жизни. А вот в творчестве ей привычнее классика, с которой она привыкла работать в институте. Но… от таких предложений не отказываются.
— Это было предложение от директора театра Виктора Степановича Токарева, — рассказывает режиссер, — сначала в театре хотели восстановить спектакль, который ставился в 2018 году, но потом решили, что лучше сделать новый. Эти два спектакля — разные, они очень отличаются между собой. Но тот шел с успехом, и новый публика хорошо приняла.
— Как случилось, что питерская студентка приехала в Иркутск ставить спектакль?
— Мой педагог Антон Свит уже работал с ТЮЗом, он ставил «Ревизора», «Прошлым летом в Чулимске» и «Женитьбу Бальзаминова». Я заочно была знакома с Иркутском через него: знала, что он сюда ездил, смотрела фотографии. А когда в ТЮЗе искали режиссера, то позвонили сначала ему, а он ответил — могу предложить свою студентку! То есть меня. Я очень положительно отреагировала, потому что мне нужно было ставить дипломный спектакль. Я находилась в поиске театра. Этот спектакль стал и моей дипломной работой, и первой серьезной постановкой. До этого были только студенческие работы, со студентами. Материал, конечно, сложноватый, потому что текст такой… простой, это комедия развлекательного жанра. А мы студенты с амбициями, нам Достоевского подавай! Или Гоголя. Поэтому было странновато и непривычно. До этого в институте мы работали с Мольером, а тут современная молодежная комедия. Это был такой эксперимент и для меня, и для артистов, которые играли в этом спектакле. Например, Максим Максименков никогда не играл такое, он мне говорил: «Мне сложно, я не понимаю!» И всё это шло в эксперименте, в сотворчестве, мы общались с артистами, вместе всё разбирали и сообща работали. Атмосфера во время работы была замечательная, труппа в меня поверила, и это было очень приятно.
— Что нового вы внесли как режиссер от себя, какие моменты стали для вас принципиальными?
— Это прежде всего способ существования артистов. Артисты, особенно молодые, до этого во многих спектаклях существовали в бытовом жанре — правда жизни, правда действия. А здесь был концертный вариант — какие-то апарты, реплики в зал, которые сопровождались перкуссиями. Артисты обращались в зал, шло общение со зрителем.
— Какие сложности были во время работы?
— В основном было сложно, когда шел кастинг, распределение ролей. Приходилось вызывать целую труппу. Я же артистов не знаю, спектакли не видела! И артисты, надо им отдать должное, отнеслись к этому с пониманием и спокойно проходили кастинг, спасибо им за это! На Лёньку я пробовала четырех человек. Я долго выбирала между Никитой Никитиным и Максимом Максименковым. Я хотела в одном составе сделать спектакль, потому что времени не хватало, а потом поняла, что они оба подходят на эту роль, но они разные. И спектакли с их участием немного разные получаются. В исполнении Никиты Лёнька — немного робкий интеллектуал, который боится, у него сидит внутри этот страх, который он пытается его побороть, но никак не может. А Максим — более темпераментный, у него «вылезает» характер, с которым он борется. Он, наоборот, через преодоление своего характера действует. И тут два разных человека, две разные истории.
— Как проходил кастинг?
— У нас было несколько дней. Сначала мы все читали пьесу — все молодые ребята, которые могли бы сыграть эту роль. А потом я им давала задания — принести этюды, ребята приносили свои домашние задания на какую-то сцену. Например, утро героя после бурной ночи в клубе. Или первая сцена с бабушкой.
— Что-то вошло в спектакль?
— Максим Максименков принес мне на флэшке музыку и сказал: «Мне кажется, это сюда подойдет». Сначала меня это немного смутило, но потом мы вместе послушали, и это в спектакль вошло. Там есть момент, когда герой в клубе начинает «колбаситься», а потом говорит: «И это вы называете музыкой?». В пьесе всего этого не было. И потом Максим сказал: «Это первый спектакль в театре, в котором мой принос остался».
— Утро после клуба показано очень жизненно: Лёнька спит на диване головой вниз, забыл снять половину одежды.
— Это была самая сложная сцена! Почему-то никто не мог ее сделать, пришлось очень долго думать. Хотя, казалось бы, такая простая ситуация. Это тоже проблема. Показать все, как в жизни — это легко. Но показать так, чтобы зритель «считал», — это сложно. Потому что это будет мелковато, а для сцены надо всего побольше, чтобы там препятствия были. Например, он не просто встал, и ему плохо, а надо дотянуться до банки с водой. Дыхание героя — это же все надо преувеличить, сделать гипертрофированным, больше, чем в жизни.
— Декорации в этот раз отличались минимализмом — просто темные пространства, условно обозначающие крыши, стены. Это авторский подход?
— На самом деле это очень удобно. Во-первых, у нас было мало времени на постановку, потому что ТЮЗ проводил фестиваль «Байкальский талисман», и у всех было очень мало времени. Поэтому было принято такое решение — пусть декорации будут условными. Но это не для того, чтобы быстрее поставить, и гора с плеч! А чтобы историю не делать бытовой, не делать вот столы-диваны, все вот эти мелочи жизни. Не копировать реальную обстановку, а «приподнять» вверх эту историю, которая такая… немного анекдотическая.
В спектакле задействованы: заслуженный артист РФ Николай Кабаков, заслуженный работник культуры РБ, артист Владимир Безродных, артисты: Максим Максименков, Никита Никитин, Евгений Старухин, Наталия Маламуд, Любовь Чёрная, Анна Терехова, Александр Стерелюгин, Елена Грищенко, Людмила Попкова, Михаил Ройзен, Филипп Чёрный, Анна Конончук, Елена Ивочкина, Илья Крикун, Андрей Кулик, Оксана Бойченко.
Премьерный показ завершил сезон в ТЮЗе. Увидеть спектакль вы сможете уже осенью. До новых встреч!