Тамара Викторовна была принята в труппу театра после окончания Иркутского театрального училища в 1965 году. Юные лирические героини, которых поначалу играла Тамара Олейник, сменились глубокими характерами волевых и целеустремленных натур. Особое место в её творческой судьбе заняли образы Кураж в спектакле «Мамаша Кураж и её дети» Брехта, Настёны в «Живи и помни» Распутина, Кашкиной в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, Валентины в «Иркутской истории» Арбузова. Актриса прожила на сцене более сотни женских судеб, в которых любовь, ненависть, страдания сформировали крепкую мировоззренческую позицию. Высочайшей выразительности достигла Тамара Олейник в работе над такими ролями, как Сваха в «Женитьбе», Генеральша в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели», Коринкина в драме «Без вины виноватые», Мод в «Гарольде и Мод» К. Хиггинса и Ж.-К. Каррьера, Привратница в «Бедном Пьеро».
Сдержанно, вкладывая всю глубокую внутреннюю трагедийную силу, работает актриса в роли Графини в спектакле «Пиковая дама» по повести А. Пушкина. Её Графиня несёт за собой шлейф прожитой жизни, которая невидимой тенью стоит за ней. Это читается в её паузах, вдруг неожиданно застывшей позе, взгляде, устремлённом в прошлое. В ней самой меньше всего мистики. Она реальна, осязаема и всем даёт понять, что умирать не собирается, но жизнь, оставшаяся в воспоминаниях, возвращается к ней вновь и вновь. Её Графиня не дряхлая старуха, выжившая из ума, она решительна и полна жизни, она красива в своём преклонном возрасте.
Актриса раскрывает глубину мыслей Графини, выстраивает характер, найдя в нём немало человеческих качеств, несмотря на её сумасбродность, капризность, жестокость. Тамара Викторовна задаёт тон всему спектаклю, работая во взаимодействии, тонко чувствуя партнёров, настроение, атмосферу.
В спектакле «Ретро» А. Галина Тамара Викторовна играет Розу Александровну Песочинскую, бывшую балерину — ранимую, тонкую, трепетную, открытую, доверчивую к людям, доброжелательную и «беспросветно» романтичную особу. Становится даже странно, как такой «экзотический цветок», как она, дожила до преклонных лет в атмосфере нашей прагматичной, жестокой, циничной и лишённой сегодня всякого сентиментализма, жизни. На первый взгляд её бывшая балерина — беззаботна, даже смешна, она порхает по жизни, как бабочка, но когда мы подробнее и ближе знакомимся с ней, становится понятно, насколько эта женщина несчастна, одинока, беззащитна. Она и оказалась в этом доме, только чтобы, по возможности, найти родственную душу, чтобы хоть немного «погреться у чужого огня».
Актриса очень точно выстраивает линию поведения своей героини, находя нужную пластику, походку, манеру себя подать, манеру говорить. Её несколько экзальтированное поведение скрывает за собой горечь прошедших утрат, боль и трагизм. Даже просто неподвижно замерев в кресле — и это она делает не как все, а по-особенному. Именно такой Тамара Олейник предстаёт в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны в роли Бабушки. Кажется, что внутренний запас её сил и вдохновения неисчерпаем. Принять жизнь такой, какая она есть, и не показать окружающим, насколько тебе больно от осознания её несовершенства — это ли не проявление истинного благородства и сильного духа?
Её героиня глубока своей мудростью, добротой, отзывчивостью и всепрощающей Любовью. Актриса вкладывает в роль всё своё тепло и душевый свет, всю свою притягательную силу, и каждый, сидя в зале, мечтает о такой бабушке, которая прижмёт к груди, ласково положит свою мягкую ладонь на твою голову и сделаешься ты маленьким, слабым, беззащитным, снова очутившись в детстве… За каждым образом актрисы — не только талант, но и знание психологии людей, большое упорство, умение проникнуть в суть души и характера персонажа, ежедневная работа и самосовершенствование.
В щемяще-красивом, лиричном спектакле по пьесе Альдо Николаи «Немного нежности», ставшем премьерой прошлого сезона, Тамара Викторовна исполняет роль Нанды. Её героиня — многодетная мать, оставленная доживать свой век в доме престарелых, а также невольная свидетельница зарождения любви между соседкой и новым постояльцем. Нанда Тамары Олейник покорна судьбе, спокойна и естественна. Она свыклась со своей участью и не ропщет на судьбу, иронична, но в любое время готова подставить плечо оступившейся подруге. В этой истории именно Нанда становится золотой серединой, уравновешивающей любую ситуацию.
Лауреат премии спонсоров за исполнение роли Коринкиной в спектакле «Без вины виноватые» Островского.
Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова.