Выберите город или район:



Островский и наше время

Если ваша жизнь временно зашла в тупик, лучший совет: сходите в театр. На классику. Она вечна и даст ответы на любые вопросы. Особенно если автор пьесы — Александр Островский, который удивительно современен в любую эпоху. На сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова 30 ноября 2022 года состоялась премьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты».

Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» была написана в 1968 году. Консервативная общественность ее не приняла: критики писали о грубой утрированности образов, о водевильности ситуаций. Другие были согласны: «Грустную картину рисует нам наш сатирик, но картину верную, не преувеличенную».

Главный герой пьесы — небогатый молодой человек Егор Глумов. Как всегда, фамилии у Островского не случайны. Главный герой насмешлив, пишет эпиграммы на весь город. Отметим также генерала Крутецкого, чья фамилия говорит сама за себя. А в доме Турусиных постоянно разводят турусы: бессмысленные разговоры с гаданьями.

Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Егор Глумов — умный, талантливый, к тому же привлекательный внешне. Он отчаялся пробиться одним талантом и решил действовать хитростью. Эдакий наш отечественный Растиньяк, бросивший вызов свету. И, как у его французского коллеги, у Егора все получается. Вот только в конце его ждет некий конфуз, который в целом ожидаем благодаря названию пьесы. Зритель догадывается, что не все будет гладко у этого мудреца, посчитавшего себя умнее других.

Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Егор представляется в самом начале: «Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив, весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями».

И маменька не так проста. Она становится Глумову союзником, и эти двое довольно успешно реализуют план, озвученный Егором: «Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать — им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха».

Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Скорость преображения героя удивляет: очевидно, он давно готовился к этой роли и хорошо ее отрепетировал. Глумова играет новый артист иркутского драмтеатра Сергей Солянников. Он родился 27 мая 1988 года в Уссурийске, окончил Приморское Краевое училище культуры. Получил диплом по специальности «Постановщик театрализованных представлений, преподаватель». С первого курса служил в Уссурийском театре драмы им. В.Ф. Комиссаржевской. К труппе иркутского драмтеатра присоединился только в нынешнем сезоне.

Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Для своей роли актер выбрал интонацию почти правдивую, почти искреннюю. Но все же он не конца растворяется в ней. Очевидно, что Глумов именно «жеманится». Видят ли это прочие «мудрецы»? Должны видеть, опыт у них порядочный. Но… зачем? Если иметь рядом такого Глумова всем удобно. Именно поэтому не так уж пугает финальное разоблачение в стиле гоголевского «Ревизора». Эта публика не стоит остолбеневши: она довольно быстро находит выход из ситуации. Ясно, что эти «тузы» нигде не пропадут. А вот герой — что с ним будет? Приклеит ли его к себе это сладкий и удобный «мед», или злость, о которой он говорит в начале, все же вытащит его на поверхность?

Мой Глумов — какой он? Я до конца еще не понимаю, какой он настоящий. В нем очень много различных качеств. Он и веселый, и грустный, и злой, здесь намешано много всего. И это надо попытаться «вытащить» за временной промежуток спектакля. А самое главное, что Глумов — человек талантливый. У него актерское дарование, в этот образ был влюблен сам автор. И в то же время это человек, который так хладнокровно делает карьеру. Сочетание исключительного таланта и темных сил, которые его одолевают, — самое сложное противоречие в этой роли

– Сергей Солянников, актер
Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Для меня лично Островский — это уже моя жизнь, потому что этот спектакль — пятый по его пьесам. Когда ты с ним встречаешься в очередной раз — это испытание, это открытие и чудо. Когда ты в него погружаешься, то понимаешь, что Островский так же современен, как и сто пятьдесят лет назад. Вот это и есть чудо классики. Когда видишь лица в его пьесе, положения, идеи, конфликты, — все это безумно близко. Поэтому Островский — наш современник. Костюмы — это особенная идея. Мы с художником решили таким образом подчеркнуть течение времени. В костюмах представлена вся вторая половина XIX века: мы начинаем с кринолинов, это середина века, потом пошли турнюры, и, наконец, чеховские платья. И вот такое движение времени в одном спектакле — оно еще раз подчеркивает безвременность этой истории

– Станислав Мальцев режиссер спектакля

Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Скажем отдельно о декорациях. В некоторых сценах они состоят из берез, как бы подвешенных в воздухе.

Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова

Это тоже идея спектакля — такой странный лес. Прежде всего, Россия ассоциируется с лесом, и у Островского есть пьеса с таким названием. Но в этом лесу корни гниют, и поэтому деревья перестают питаться. Вот такая болотистая местность. И на этом болоте живут или существует люди. А природа не терпит над собой насилия, надругательства. Как природа Глумова, который сам пилит дерево, на котором сидит. Сам уничтожает свои корни. И когда березки отрываются от корней окончательно — пропадает эта питательная связь между землей и деревьями. Это пьеса-предупреждение. Вообще, классики нас все время предупреждают о вещах, которых следует опасаться и от края пропасти отходить. Хочется добавить, что этот спектакль мы поставили в преддверии двухсотлетия со дня рождения нашего нашего любимого драматурга Александра Островского, которое Россия отметит в 2023 году. И очень хочется, чтобы спектакль, сам Островский и его темы были востребованы сегодня нашим зрителем. Для нас это будет самое великое счастье

– Станислав Мальцев говорит, режиссер спектакля
Автор: Анастасия Токарская. Источник: Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова