Если ваша жизнь временно зашла в тупик, лучший совет: сходите в театр. На классику. Она вечна и даст ответы на любые вопросы. Особенно если автор пьесы — Александр Островский, который удивительно современен в любую эпоху. На сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова 30 ноября 2022 года состоялась премьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты».
Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» была написана в 1968 году. Консервативная общественность ее не приняла: критики писали о грубой утрированности образов, о водевильности ситуаций. Другие были согласны: «Грустную картину рисует нам наш сатирик, но картину верную, не преувеличенную».
Главный герой пьесы — небогатый молодой человек Егор Глумов. Как всегда, фамилии у Островского не случайны. Главный герой насмешлив, пишет эпиграммы на весь город. Отметим также генерала Крутецкого, чья фамилия говорит сама за себя. А в доме Турусиных постоянно разводят турусы: бессмысленные разговоры с гаданьями.
Егор Глумов — умный, талантливый, к тому же привлекательный внешне. Он отчаялся пробиться одним талантом и решил действовать хитростью. Эдакий наш отечественный Растиньяк, бросивший вызов свету. И, как у его французского коллеги, у Егора все получается. Вот только в конце его ждет некий конфуз, который в целом ожидаем благодаря названию пьесы. Зритель догадывается, что не все будет гладко у этого мудреца, посчитавшего себя умнее других.
Егор представляется в самом начале: «Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив, весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями».
И маменька не так проста. Она становится Глумову союзником, и эти двое довольно успешно реализуют план, озвученный Егором: «Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать — им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха».
Скорость преображения героя удивляет: очевидно, он давно готовился к этой роли и хорошо ее отрепетировал. Глумова играет новый артист иркутского драмтеатра Сергей Солянников. Он родился 27 мая 1988 года в Уссурийске, окончил Приморское Краевое училище культуры. Получил диплом по специальности «Постановщик театрализованных представлений, преподаватель». С первого курса служил в Уссурийском театре драмы им. В.Ф. Комиссаржевской. К труппе иркутского драмтеатра присоединился только в нынешнем сезоне.
Для своей роли актер выбрал интонацию почти правдивую, почти искреннюю. Но все же он не конца растворяется в ней. Очевидно, что Глумов именно «жеманится». Видят ли это прочие «мудрецы»? Должны видеть, опыт у них порядочный. Но… зачем? Если иметь рядом такого Глумова всем удобно. Именно поэтому не так уж пугает финальное разоблачение в стиле гоголевского «Ревизора». Эта публика не стоит остолбеневши: она довольно быстро находит выход из ситуации. Ясно, что эти «тузы» нигде не пропадут. А вот герой — что с ним будет? Приклеит ли его к себе это сладкий и удобный «мед», или злость, о которой он говорит в начале, все же вытащит его на поверхность?
Мой Глумов — какой он? Я до конца еще не понимаю, какой он настоящий. В нем очень много различных качеств. Он и веселый, и грустный, и злой, здесь намешано много всего. И это надо попытаться «вытащить» за временной промежуток спектакля. А самое главное, что Глумов — человек талантливый. У него актерское дарование, в этот образ был влюблен сам автор. И в то же время это человек, который так хладнокровно делает карьеру. Сочетание исключительного таланта и темных сил, которые его одолевают, — самое сложное противоречие в этой роли
– Сергей Солянников, актер
Для меня лично Островский — это уже моя жизнь, потому что этот спектакль — пятый по его пьесам. Когда ты с ним встречаешься в очередной раз — это испытание, это открытие и чудо. Когда ты в него погружаешься, то понимаешь, что Островский так же современен, как и сто пятьдесят лет назад. Вот это и есть чудо классики. Когда видишь лица в его пьесе, положения, идеи, конфликты, — все это безумно близко. Поэтому Островский — наш современник. Костюмы — это особенная идея. Мы с художником решили таким образом подчеркнуть течение времени. В костюмах представлена вся вторая половина XIX века: мы начинаем с кринолинов, это середина века, потом пошли турнюры, и, наконец, чеховские платья. И вот такое движение времени в одном спектакле — оно еще раз подчеркивает безвременность этой истории
– Станислав Мальцев режиссер спектакля
Скажем отдельно о декорациях. В некоторых сценах они состоят из берез, как бы подвешенных в воздухе.
Это тоже идея спектакля — такой странный лес. Прежде всего, Россия ассоциируется с лесом, и у Островского есть пьеса с таким названием. Но в этом лесу корни гниют, и поэтому деревья перестают питаться. Вот такая болотистая местность. И на этом болоте живут или существует люди. А природа не терпит над собой насилия, надругательства. Как природа Глумова, который сам пилит дерево, на котором сидит. Сам уничтожает свои корни. И когда березки отрываются от корней окончательно — пропадает эта питательная связь между землей и деревьями. Это пьеса-предупреждение. Вообще, классики нас все время предупреждают о вещах, которых следует опасаться и от края пропасти отходить. Хочется добавить, что этот спектакль мы поставили в преддверии двухсотлетия со дня рождения нашего нашего любимого драматурга Александра Островского, которое Россия отметит в 2023 году. И очень хочется, чтобы спектакль, сам Островский и его темы были востребованы сегодня нашим зрителем. Для нас это будет самое великое счастье
– Станислав Мальцев говорит, режиссер спектакля