В юбилейный сезон Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова портал «Культура 38» запускает цикл интервью с артистами. Поводом для разговора с Екатериной Финк стал год её работы в драмтеатре, первые масштабные гастроли по России и магнетическая энергетика актрисы.
Она юна и безумно интересна как актриса и собеседник. Один режиссёр назвал её «большой», имея в виду духовный уровень и актёрский потенциал. Если подбирать образ, с которым Катя ассоциируется, то она напоминает ласточку. Стремительную, решительную, выносливую, способную к невообразимой манёвренности, местами хищную, когда нужно проявить характер, но при этом природно красивую и способную без устали на высокой скорости кружить.
Кира БЕЗМЯТЕЖНАЯ
— Кто ближе тебе из твоих героинь?
— Ближе Галька из премьерного спектакля «Деньги для Марии» Станислава Мальцева. Она за справедливость. Я тоже за неё. Во время учёбы у меня такое чувство всегда было: почему кому-то разрешают что-то, а мне — нет; мы же наравне все. Галька защищает Марию. Во мне тоже есть такое: если я не помогу, то кто? Если я не сделаю, то никто. Она считает, что только она может помочь и знает, как воздействовать на свою тётку. Она мне ближе за свою напористость и справедливость. Что говорить, персонаж Галька получился благодаря моим партнёрам. В меня ещё попадает, что её не воспринимают всерьёз. Сейчас моя функция в труппе — ребёнок. Все оберегают, подсказывают. Я никогда так себя не чувствовала. Я в школе любила покомандовать. В детсаду выбирала, во что играть.
— Расскажи про свою семью.
— Папа автомеханик. Мама педагог-организатор. По маминой линии — три поколения педагогов. В семье все творческие. Папа закончил класс по баяну, мама — девять классов по фортепиано. Бабушка поёт. Есть, в кого любить творчество и организовывать людей.
— Ситуация из детства, которая иллюстрирует твой характер.
— В садике нам рассказывали про животных. И вот, значит, верблюд. Я сижу и думаю: «Два горба. Единственное животное, которое выносит пустыню. Вода в горбах сохраняется. Всё понятно. Шея длинная, он голову поворачивает, ближайший горб открывается, и он оттуда воду пьёт. Как только вода заканчивается, она перекачивается из одного горба в другой». Когда я узнала правду о верблюде, подумала, что это неинтересно. В моей голове всё интересней, чем в жизни. Часто с таким сталкиваюсь.
— Яркое воспоминание, связанное с театральным училищем.
— Я родом из Братска. В 9 классе приезжала в Иркутск на вокальный конкурс и зашла со своим педагогом в театральное училище. Приходим в выходной, нас радушно встречает вахтёрша. К расписанию подходит могучий мужчина. Вахтёрша нас знакомит. Он на меня смотрит и говорит: «Толстовата, не поступит». Это был педагог по сценическому движению и фехтованию Денис Луценко. Сейчас мы очень любим вспоминать эту историю. Тогда для меня его слова стали вызовом, и я сказала себе: «Я похудею и поступлю». Так и случилось.
— Как у тебя сложились отношения с мастером Николаем Константиновым?
— Для меня Николай Анатольевич как папа. Так, наверно, нельзя говорить, но это очень чёткая параллель. У меня конфликты с ним были, как с моим отцом, я его возношу так же, как папу.
— Твоя первая роль в драмтеатре?
— Роль Ольги из спектакля «Лошадка» режиссёра Александра Баркара. Повезло, что была первая работа на лаборатории «Вампилов.FEST» с приглашённым режиссёром да ещё и по современной драматургии. Пьесу написала актриса сарапульского драмтеатра Ольга Богословская и драматург Юлия Тупикина. Работать с Баркаром — это работать вместе. Мне нравится, какие он приводил живые примеры. Он ни разу никого не обидел, ни разу не сказал ничего колкого. Очень внимателен к актёрам, к их настроениям. Он любит хулиганить и много позволяет делать артистам. Даёт свободу, позволяет быть соавтором. В «Лошадке» мы работали как одно целое, на одно дело и заодно с главной героиней Виктории Инадворской.
— За год работы в драмтеатре ты сыграла 13 ролей. Самая сложная для тебя?
— Мария из спектакля «По ком звонит колокол» Ивана Гущина. Моя героиня смогла довериться мужчине после того, какие зверства сделали с ней другие мужчины. Какой в ней основательный характер! Она не даёт себя в обиду. Она понимает, что для своего возлюбленного испорченная. Есть сцена, от которой я заряжаюсь. Сижу, смотрю и реву за кулисами. Когда цыган признается Роберто, что тоже любит Марию, и Роберто говорит: «Для меня это всё серьёзно. У нас с ней всё по-настоящему. Просто от нехватки времени всё пошло не так, как надо. Очень быстро и скомкано. Я увезу её отсюда». Я реву ещё и от того, что думаю: «Я приду домой, а там нет никого. Даже мышки, рыбки, а меня здесь любят настолько, что я самая главная». В этом сила и волшебство театра.
— Что для тебя приемлемо преодолеть для роли?
— У меня нет табу. Не боюсь быть смешной. Очень ценю партнёрское отношение и трепет. Я всегда переживаю за партнёра во время вводов, когда я будто бы врываюсь в слаженную историю. Ему теперь заново нужно выстроить работу со мной и найти точки соприкосновения. За год в театре я поработала уже со всеми из труппы — если ни в одной сцене, то в одном спектакле.
— Этой осенью драмтеатр выезжал на гастроли. Твои первые большие гастроли — это как?
— Приятно осознавать, что давно не было таких больших гастролей, что три города удалось посетить — Волгоград, Астрахань и Махачкалу. В гостинице «Волгоград», где были невероятные холлы, мне нравилось читать. Дочитывала роман Стейнбека «К востоку от Эдема». Сидела в холле, мимо меня все проходили. Один сядет — впечатления расскажет, другой сядет — поговорит. Сам Волгоград современный, широкие улицы, всё широко. Для меня гастроли — это не стресс, а единение со всем охлопковским коллективом.
— Как вас принимал зритель?
— В Волгограде свой театральный зритель. Нам сказали, что после спектаклей зритель не встаёт. Если зал встал, то это действительно «вау». Зрители вставали после каждого нашего спектакля. После «Любовь и голуби» нас долго не отпускали, чувствовалось, что волгоградцам не хватает простой и душевной истории, и вот они её получили. Также было и в Махачкале. «Пушкин: Любовь. Болдино. Карантин» и «Твардовский: Василий Тёркин. Книга про бойца» особенно понравились публике. Также в Махачкалу мы привезли концерт по произведениям Расула Гамзатова. После него нас познакомили с младшей дочерью поэта Салихат, которая была на концерте. Она подписала нам книги, поблагодарила, долго разговаривали с ней. Салихат поделилась, что в Москве в прошлом году был большой концерт, посвящённый творчеству папы, но она отметила, что мы исполнили иначе, так, как она и не ожидала. Особенно ей понравились необычные аранжировки, созданные заведующим музыкальной частью театра Антоном Трубяновым. Дочь Расула не подозревала, что так можно подойти к творчеству её отца.
Около Театра Поэзии в Махачкале стоят два памятника напротив друг друга. Это Пушкин и Гамзатов. Смотрится это так, будто они ведут беседу.
— В Волгограде вы всем коллективом посетили монумент «Родина-мать зовёт!». Какие чувства ты испытала, находясь там?
— Гордость, что у нас есть такого уровня память и трепет от масштаба. Написано каждое имя. Упоминаются солдаты, медсестры. Никого не упустили. Монумент выполнен так, что когда подходишь к нему, то видишь солдата. Когда к нему приближаешься, то видишь, что он закрывает Родину. До мурашек. На стене много надписей, мне запала такая: «Из всех оправдательных причин только одна будет принята во внимание — смерть».
— Грядёт премьера спектакля «Звездопад» по повести Виктора Астафьева. У тебя центральная роль. Какие чувства накануне премьеры?
— Тема войны очень сложная. Любопытная работа предстоит. Главная роль медсестры Лиды, неочевидной героини. Она не как раскрытая книга, у меня очень много к ней вопросов, на которые придётся кропотливо искать ответы. Мы будем играть вместе с Артёмом Фальковским, и нам предстоит серьёзно потрудиться. Но в охлопковской семье помогут. Я не стесняюсь сказать, если у меня не получается. Мы же работаем на общее дело.
— О чём мечтает актриса Катя Финк?
— Я неплохо себя показала. Мечтаю не уронить этот уровень. Когда ты получаешь от коллег уважение и признание, которые за год стали близкими, то чувствуешь ответственность. У меня в Иркутске нет никого. Всё, что есть, — это труппа, друзья и педагоги из театрального училища. Мечта сыграть что-то очень хулиганское и даже бестолковое. Ещё более забавное, чем Лиза Калачёва из «Двенадцати стульев». Мне нравится непосредственность. Как, например, в роли младшей дочки Оли в «Любовь и голуби». Я беру этот школьный портфель, раскручиваю его от всей души с ребячьим задором. Но при этом важно не уходить в кривляние и остаться на плаву роли. Открою секрет. Мечтаю о роли Свинки из спектакля «Очень простая история». Я очарована тем, как играет Алёна Бочкарёва. Но мне хочется попробовать сделать по-своему.
— Существует ли охлопковская семья и охлопковская взаимовыручка?
— У нас семья до такого, что меня старшие коллеги снабжают овощами и всегда помогают советом, словом, делом. Меня оберегают, и я чувствую, что у меня в коллективе позиция ребёнка. Да, охлопковская семья, правда, есть, и это чувствуешь, оказавшись в театре.
Наивысшая похвала в охлопковской семье выглядит так: заслуженный артист Николай Дубаков целует тебя в маковку и говорит, что ты молодец. Катю Николай Васильевич поцеловал накануне премьеры «Деньги для Марии»