В конце апреля в Иркутске состоялся региональный этап общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств». Свои компетенции в нем показали преподаватели школ искусств Приангарья. Конкурс Министерства культуры РФ проводился среди преподавателей, достигших высоких результатов в сфере художественного образования. Конкурсанты представляли результаты своей педагогической, методической и творческой деятельности, демонстрируя знания и умения в области художественного образования.
После церемонии награждения победителей мы поговорили с членами жюри и лауреатами о том, почему сегодня так важно уделять внимание художественному образованию детей, какова миссия современного преподавателя искусств и что вдохновляет педагогов в их работе.
Екатерина САНЖИЕВА
Быть увлеченным и уметь себя презентовать
Светлана Каплина, заместитель министра культуры Иркутской области:
— Сложно ли было жюри прийти к единому мнению в выборе победителей? Ведь, судя по всему, все кандидаты были достойные.
— Да, было трудно. Преподаватели были разных направлений, все талантливые, яркие. Мы достаточно долго обсуждали их выступления, дискутировали. Но в итоге удалось прийти к консенсусу и выбрать самых лучших. В первую очередь оценивали профессионализм: следование современным тенденциям в художественном образовании, творческий подход к своему делу, методическую работу, которую педагог использует в процессе обучения. Смотрели, как преподаватель работает с учениками.

Источник: портал «Культура 38»
— Можете ли вы дать сжатую характеристику педагога дополнительного образования? Каким он должен быть сегодня?
— Основная задача преподавателей ДШИ — сохранение и популяризация наших традиционных отечественных методик системы художественного образования. Это программы, направленные на глубокое художественное развитие детей и их профориентацию. В чем уникальность наших методик в сфере культуры? В их трехступенчатости: школа, колледж или училище и творческий вуз. Когда все эти три ступени пройдены, человек получает творческую профессию. И еще для нас важно, чтобы молодой человек, получив высшее образование в другом городе, вернулся к нам в регион и продолжал работать здесь.
Ольга Коршунова, заместитель директора Иркутского областного колледжа культуры:
— Конкурс показал, и члены отборочной комиссии в этом были единодушны, что, помимо профессионализма, преподавателю школы искусств сегодня нужно уметь себя презентовать. Это очень важная компетенция, которая помогает педагогу строить карьеру и дает его ученикам хороший пример для подражания. Мы должны идти в ногу со временем. Быть на одной волне с детьми. А подрастающее поколение как раз ценит умение преподавателя себя презентовать. А еще учителю важно быть увлеченным своим делом. Все участники конкурса любят свое дело и этой любовью увлекают учеников.
Почувствовать себя частью большой семьи
В номинации «Лучший молодой преподаватель детской школы искусств» победил Михаил Ежиков, преподаватель по классу гитары и ансамбля Оекской детской музыкальной школы.
— Учась в седьмом классе общеобразовательной школы, я услышал гитару. Меня так увлекла эта музыка, так очаровало звучание этого инструмента, что я пошел учиться в Жигаловскую школу искусств. И попал в класс классической гитары. Я упорно занимался, часов по пять–шесть играя на инструменте. Затем пошел учиться в музыкальный колледж, решив сделать музыку своей профессией. Теперь, будучи преподавателем, стараюсь подавать учащимся пример. Участвую в различных конкурсах, выступаю на сцене. Показываю, что преподаватель не только сидит в своем кабинете, но и взаимодействует с другими музыкальными коллективами, концертирует. Если к нам приезжают известные исполнители, мы идем с ребятами на их выступление. А если есть возможность, то после концерта общаемся с музыкантами. Это ребят очень вдохновляет и мотивирует. Настоящие мастера, именитые музыканты разговаривают с ними на равных. Ведь чем человек талантливее, тем он проще. Два моих ученика уже учатся в Иркутском колледже имени Ф. Шопена.

Источник: портал «Культура 38»
— Насколько, по вашему мнению, важны такие конкурсы? Что они дают преподавателям?
— Во-первых, это общение с профессионалами высокого уровня. Все конкурсанты очень дружелюбны, открыты. Это такая преподавательская семья, частью которой я себя ощутил. Я получил большой опыт и огромное удовольствие. Во-вторых, это учеба. Я увидел, какими инструментами, методиками, пособиями пользуются мои коллеги. Теперь мне интересно попробовать применить новый опыт на своих занятиях.
Взрастить зерно детского таланта
В номинации «Лучший преподаватель детской школы искусств» победителем стала Инна Мельгунова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин в Хомутовский ДМШ. Мы поговорили с Инной о любви к сольфеджио, ее учениках и о том, почему учителей музыкальных школ можно сравнить с алхимиками.
— Каким образом, будучи преподавателем такой для многих сложной и скучной дисциплины — сольфеджио, вы умудряетесь зажечь учеников своим предметом?
— Много лет назад, в 1996 году в Иркутск впервые приехала гениальный педагог, арт-терапевт Татьяна Анатольевна Боровик. Она давала семинары как раз по преподаванию сольфеджио. И в этом Татьяна Анатольевна в свое время произвела настоящую революцию, предложив отказаться от традиционной сухой, скучной методики. Как альтернативу она предложила свой авторский подход. Я училась у Татьяны Боровик три года. И теперь несу это отношение к сольфеджио своим ученикам. Стараюсь пропагандировать его и среди преподавателей детских музыкальных школ.

Источник: портал «Культура 38»
— Расскажите, как вы пришли в эту профессию?
— Моя бабушка, Екатерина Петровна Мальцева, которая не дожила до ста лет две недели, прошла всю войну. В детстве она не имела возможности учиться музыке. Бабушка мечтала, чтобы это сделала я. Она меня и отвела в музыкальную школу. И я училась с интересом и удовольствием. А к восьмому классу я задумалась: куда мне поступать? Передо мной встала дилемма: идти на художественное отделение или на музыкальное. Я выбрала теорию музыки, это мне было интереснее. Почему? С детства я запоем читала. У нас дома была великолепная библиотека. И мне нравилось копаться в фактах, открывать разные истории, что-то анализировать. А пересказывала я все прочитанное своей подруге. И, будучи уже взрослой, она призналась, что больше узнала от меня, чем прочитала сама. Большую роль в моем выборе сыграла Евгения Марковна Тенненбаум — прекрасный педагог. Она была директором иркутской музшколы № 7. Именно она меня замотивировала на музыку. Сказала: «Инка, тебе надо быть теоретиком, музыковедом». И я пошла в теоретики.
— Вы никогда не жалели о своем выборе? Вам не было скучно, вы не испытывали «выгорания»?
— Что вы, нет! Я училась у корифеев не только иркутского, но и российского музыкознания. Наш курс вела великий педагог Изольда Оскаровна Цахер (ученый, педагог, создатель иркутской школы теоретиков-музыковедов, автор многих научных статей и монографий, центром которых являлась «Фуга как феномен музыкального мышления», позволяющая проникнуть в суть различных музыкальных явлений и установить их взаимосвязь — Е. С.) Это мыслитель, философ, автор многих интереснейших исследований о Танееве, Бетховене, Шостаковиче. О музыке она знала все! У нас преподавала и прекрасный музыковед Анна Евгеньевна Савинцева. Это был самый строгий, жесткий преподаватель теории, гармонии и сольфеджио. Вот тогда-то я вкусила традиционного сольфеджио по полной программе.
— Но это вас не отпугнуло?
— Это дало прочную базу. Если меня разбудить ночью и спросить, как соединяются два аккорда со скачком терции, я отвечу: движением вверх.

Источник: портал «Культура 38»
— По вашему мнению, бывают неспособные дети? И что в этом случае может предпринять преподаватель?
— Неспособных детей нет. Бывают ученики, у которых эти способности по какой-либо причине пока не проявились, спят. Если у ученика нет выдающихся музыкальных способностей, можно заниматься с ним по общеразвивающей программе: прививать ребенку любовь к искусству, музыке, расширять его кругозор. Не станет он оперным певцом, зато будет любить оперу Моцарта «Волшебная флейта».
— Важно ли для вас, чтобы ваши ученики выбрали своей профессией музыку?
— Для меня это очень лестно. Я преподаю тридцать лет. Среди моих учеников — Ксения Хрипкова, солистка группы ударных инструментов нашего Губернаторского оркестра, основатель группы «Дебют»; Оксана Усова, теоретик музыки, работающая в иркутской музыкальной школе № 3; Катерина Новикова, преподаватель иркутской Центральной школы искусств; Дмитрий Гайнутдинов, играющий на виброфоне, ксилофоне, маримбах, перкуссии, работающий в Москве; Ульяна Егерь, джазовая, эстрадная певица. Я учила этих ребят с шести–семи лет. А сейчас они — звезды в мире музыки.

Источник: портал «Культура 38»
— Сейчас отношение к дополнительному образованию меняется в лучшую сторону, в эту сферу государство вкладывает средства. Как вы думаете, почему именно сегодня это стало так важно?
— Сегодня появилось четкое понимание того, что дети — наше будущее. И если мы не будем вкладываться в их образование, то кого мы вырастим? Зависимых от нейросетей и гаджетов потребителей? Учителя музыки, живописи, театрального искусства, дизайна — это люди, которые воспитывают душу, дают эрудицию, несут красоту. Они стоят в авангарде в невидимой войне за наших детей. Мы бьемся за то, чтобы ребята не были только приставками к айфонам и планшетам. Государство действительно много вкладывает в художественное образование. Наша музыкальная школа получает средства на приобретение великолепного оборудования. Единственное, чего у нас нет — это здания. Мы ютимся в семи кабинетах. Если бы было больше места, мы могли бы охватить гораздо больше детей. А дети, которые обучаются искусству, на голову выше своих сверстников. Они гибко мыслят, умеют мобилизоваться, способны концентрироваться. Все эти качества ребятам пригодятся в дальнейшей жизни, даже если они не станут музыкантами.
— Вы пошли на конкурс, чтобы увидеть других коллег, их методы?
— Я пошла на конкурс, чтобы проверить свои возможности и с желанием победить. Это для меня новый виток, новый уровень мастерства. Это такой драйв, адреналин! Мне нравится вариться в этом общении, дискуссиях. Ведь преподавательское сообщество — непростое. Кто-то говорит: надо по такой методике преподавать; а другие: нет, по этой! Собралась команда преподавателей со всей Иркутской области. Это лучшие профессионалы со своими идеями, мышлением, наработками. Понимаете, порой они сидят в маленьких классах, у них порой нет хороших инструментов и оборудования, они стеснены в зарплате. Они работают в деревянных зданиях не первой свежести. У них порой нет транспорта, чтобы добраться в отдалённые районы с концертами, но они всё равно едут, везут детей и дают эти концерты. И как шахтеры, вручную, день за днем, разрабатывают золотоносную жилу детских талантов. Встречаются самородки, такое бывает. Встречаются необработанные алмазы, которые нужно гранить и шлифовать, чтобы они засверкали ярким и чистым светом, многогранно и ослепительно. А преподаватели — это те самые мастера, едва ли не алхимики, которые берут зерно детского таланта и, найдя тот самый философский камень, выращивают из него нечто прекрасное. И это прекрасное в детских душах — залог нашего будущего.
КСТАТИ
В 2024 году поступило 20 заявок на участие в региональном этапе общероссийского конкурса, 15 из них — в номинации «Лучший преподаватель детской школы искусств», 5 — для участия в номинации «Лучший молодой преподаватель детской школы искусств». Региональным оператором конкурса является Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутский областной учебно-методический центр культуры и искусства «Байкал».
СПРАВКА
В Иркутской области работает 92 детских школы искусств, из них 20 — в сельской местности. В системе дополнительного образования детей в сфере культуры в регионе работают около трех тысяч человек, из них около двух тысяч — преподаватели.