Жизнь музыкантов Иркутска во времена Сталина: история, которую никто не знал!

Кандидат исторических наук Иван Колокольников издал книгу о музыкальной истории Иркутска

Валерия БАШКАТОВА

Кандидат исторических наук Иван Колокольников
Источник: портал «Культура 38»

Кандидат исторических наук доцент ИГУ Иван Колокольников издал книгу «Музыкальная жизнь Иркутска. 1930–1956». Первую презентацию издания Иван провел в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского. Несмотря на мороз (в тот день было -28°С) на презентацию пришли почти 100 человек.

Часть экземпляров автор уже подарил тем, кто внес вклад в появление этой книги — людям, которые знали и помнили музыкальных деятелей Иркутска того периода и передали имеющиеся у них сведения и информацию. Тепло была представлена публике Лидия Пухнаревич — ветеран музыкантского сообщества Иркутска. Сейчас ей 92 года, но она по-прежнему полна сил и, по словам автора книги, продолжает помогать ему в поисках. Лидия Михайловна была на презентации и выступила с содержательными воспоминаниями о годах своей юности.

Лидия Пухнаревич
Источник: портал «Культура 38»

Разнообразную помощь в создании книги автору оказало свыше 100 человек! В их числе, например, уроженец Иркутской области народный артист РСФСР Леонид Харитонов, а также заслуженная артистка РСФСР Валентина Шарыкина, которую многие помнят как Пани Зосю в популярной программе советского телевидения «Кабачок „13 стульев“». Представьте себе, мать этой знаменитой артистки Ирина Рогозинская была когда-то примадонной Иркутского театра музыкальной комедии.

Около десяти лет автор по крупицам собирал сведения, чтобы в конце концов издать книгу, которая по своей сути является продолжением книги «Музыкальная культура Иркутска», изданной музыковедом И. Ю. Харкеевич в 1987 году. Там подробно рассказано о событиях, произошедших до 1930 года. А теперь Иван Колокольников рассказывает о тридцатых, сороковых и пятидесятых годах.

Учёный рассказал, что столь серьезное увлечение музыкой было связано сразу с несколькими факторами. Будучи совсем еще юным, во время поездки на теплоходе по Волге он познакомился с известной певицей Светланой Кайтанджян (Москва). Кстати, она училась на вокальном факультете Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных одновременно с Иосифом Кобзоном. Именно Светлана Владимировна заметила в будущем авторе книги музыкальный талант и предложила заниматься у нее. Иван, действительно, приезжая в Москву, регулярно брал уроки у Светланы Владимировны, а из Иркутска многократно созванивался с ней по телефону. Кроме того, в родном городе он занимался с известным здесь хормейстером Татьяной Поздняковой. Постепенно это увлечение переросло и в профессиональный интерес к истории музыки.

В монографии, посвященной истории музыкальной жизни города на Ангаре и заполнившей пробел величиной в четверть века, освещается сложный и противоречивый период с 1930 по 1956 годы. Иван Колокольников пишет о множестве сложных моментов, характеризующих этот временной отрезок: политические репрессии, период Великой Отечественной войны, идеологическое давление, которому подверглись многие представители культуры в первые послевоенные годы. Однако нельзя оспаривать значимость культурного строительства, которое происходило в то время как на всей территории страны, так и конкретно в Сибири. Именно тогда возникли Иркутская областная филармония, областной Дом народного творчества, театр музыкальной комедии, который уже в 1990 году превратился в областной музыкальный театр имени Н. Загурского.

В исследовании был проведен анализ разнообразных источников, таких как документы из государственных и частных архивов музыкальных деятелей и их родственников, материалы из музеев и библиотек Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, публикации периодической печати и свидетельства очевидцев. В книге упомянуто более 800 имен людей, причастных к описанным процессам!

Но некоторые имена совершенно особенные. Взять, к примеру, Надежду Казанцеву — выдающуюся певицу, народную артистку РСФСР, родившуюся в Иркутске. Помимо СССР её с восторгом принимала публика 16 стран мира! Другой яркий образец — Виктор Третьяков. Этот скрипач также прославился на международном уровне, а начал свой путь здесь же, в Иркутске. В книге об этом тоже рассказано. Есть даже уникальный снимок Третьякова с его иркутским педагогом.

В планах у автора в течение следующего года презентовать книгу в других городах Иркутской области, которые связаны с музыкальными деятелями, описанными в издании. Это Ангарск, Кутулик, Тулун.
Кроме того, Иван Колокольников уже начал работу над новой книгой о музыкальных деятелях региона, но, в отличие от первого издания, осветившего в первую очередь исторический период, в новой книге предполагается дать очерки о жизни и творчестве выдающихся музыкальных деятелей города. Для этого Иван Колокольников долгое время собирал исторические материалы о каждом из музыкальных деятелей, которые позволят не просто предоставить сухие факты из жизни героев, но и в полной мере раскрыть их характер.

Это непростая задача, но тем не менее интересная! У меня накопилось очень много материала по персоналиям. Вот сейчас после презентации меня спросила одна посетительница: «А почему вы показали такие эффектные снимки Надежды Казанцевой, а в книге их нет?» А потому что это именно для развернутого биографического очерка. В книге очерков мне не хотелось бы ограничиваться некими хронологическими рамками: удалось раскопать удивительные судьбы людей, работавших в музыкальной сфере города в начале прошлого века или же наоборот в шестидесятых–семидесятых годах! И это все тоже будет в будущей книге. Вопрос во времени, силах и, главное, средствах.

— Иван Колокольников, кандидат исторических наук, доцент ИГУ

Хочется искренне пожелать учёному успеха в воплощении задуманного. Не случайно одна из посетительниц мероприятия сказала: «Мы с нетерпением ждем новых книг Ивана Колокольникова!» Конечно же, в них заинтересованы все, кто ценит историю культуры нашего города.

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться