Выберите город или район:



Волшебная атмосфера на премьере спектакля «Вафельное сердце» в Иркутском ТЮЗе

Смерть почти как снег: никогда не знаешь, когда он пойдет, хотя чаще всего это случается зимой.

Валерия БАШКАТОВА

«Вафельное сердце»
Источник: портал «Культура 38»

На Малой сцене Иркутского областного ТЮЗа им. А. Вампилова прошел показ премьерного спектакля «Вафельное сердце». Главная особенность этого спектакля в том, что все роли исполняют дети — участники драматической студии «АЛЕКСАНДРиЯ», которая работает при ТЮЗе уже десять лет. Самому младшему актеру постановки всего 13 лет, а самому старшему — 17.

Спектакль поставил преподаватель студии, артист ТЮЗа им. А. Вампилова Павел Матушевич. Постановка создана на основе книги «Вафельное сердце» (2005), которая стала дебютной для норвежской писательницы Марии Парр и была выпущена в Швеции, Франции, Польше, Германии и Нидерландах, а также получила премию «Серебряный грифель».

Сюжет повествует о приключениях мальчика Трилле и его одноклассницы Лены, которые живут на маленьком норвежском хуторе, на берегу фьорда (узкий, извилистый и глубоко врезающийся в сушу морской залив — В. Б.). На протяжении почти двух часов (без антракта!) ребята из драматической студии «АЛЕКСАНДРиЯ» показывают зарисовки из жизни маленькой деревушки, попадают в веселые, а порой и опасные приключения и не дают заскучать своим близким: то они ищут папу для Лены через объявление, то спасают старую лошадь от скотобойни и пожара.

А «Вафельное сердце» — это название рецепта вафель, которые печёт бабушка Трилле на протяжении всей постановки. Причем печет по-настоящему: запах свежей выпечки на протяжении постановки неоднократно сводит зрителей с ума. Все благодаря трудолюбивой бабушке, которая готовит вафли прямо за кулисами.

Отдельно стоит отметить исключительно грамотный подход режиссера к выбору актеров. Сам Павел Матушевич рассказал, что определиться с этим ему помогли этюды. Он попросил учеников понаблюдать за своими бабушками и дедушками и затем представить это в небольших сценках. Кроме того, режиссер рассказал, что занимается с ребятами уже полтора года и, как преподаватель, знает, кто и на что способен, и в зависимости от этого распределяет роли.

Мне кажется, самое важное в этой работе — это как раз возраст наших актеров. Они не играют, они себя проживают на сцене. Они еще не забыли, каково быть беззаботным ребенком, и просто проживают это перед зрителем. А, к примеру, те, кто бабушек и дедушек играют, — это наглядная иллюстрация их личного отношения к своим настоящим бабушкам и дедушкам. Дети, когда играют эти роли, представляют своих бабушек и дедушек. Мне кажется, что наши студийцы имеют право выходить на профессиональную сцену и показывать спектакли для широкой публики. Потому что они со своей детской непосредственностью полностью погружаются в эту профессию, в свою работу. Минусов еще нет, а плюсы уже вкусили, получается. И они этим настолько горят и отдаются: у них, кроме этого, больше ничего нет. Они верят безоговорочно. А если они верят, то и мы верим

— Павел Матушевич, преподаватель студии, артист ТЮЗа им. А. Вампилова

Стоит отметить, что в пьесе поднимаются важные темы дружбы, верности, семьи, одиночества и даже смерти. Неслучайно эта постановка рекомендована для семейного просмотра — как детям, так и взрослым. И она действительно найдет отклик в сердцах театралов любых возрастов. Особенно примечательно то, что столь сложную и многогранную постановку режиссер с актерами смогли отрепетировать и представить к показу всего за две недели. Вышло безупречно! С сухими глазами из зала не вышел ни один зритель.