Смерть почти как снег: никогда не знаешь, когда он пойдет, хотя чаще всего это случается зимой.
Валерия БАШКАТОВА
На Малой сцене Иркутского областного ТЮЗа им. А. Вампилова прошел показ премьерного спектакля «Вафельное сердце». Главная особенность этого спектакля в том, что все роли исполняют дети — участники драматической студии «АЛЕКСАНДРиЯ», которая работает при ТЮЗе уже десять лет. Самому младшему актеру постановки всего 13 лет, а самому старшему — 17.
Спектакль поставил преподаватель студии, артист ТЮЗа им. А. Вампилова Павел Матушевич. Постановка создана на основе книги «Вафельное сердце» (2005), которая стала дебютной для норвежской писательницы Марии Парр и была выпущена в Швеции, Франции, Польше, Германии и Нидерландах, а также получила премию «Серебряный грифель».
Сюжет повествует о приключениях мальчика Трилле и его одноклассницы Лены, которые живут на маленьком норвежском хуторе, на берегу фьорда (узкий, извилистый и глубоко врезающийся в сушу морской залив — В. Б.). На протяжении почти двух часов (без антракта!) ребята из драматической студии «АЛЕКСАНДРиЯ» показывают зарисовки из жизни маленькой деревушки, попадают в веселые, а порой и опасные приключения и не дают заскучать своим близким: то они ищут папу для Лены через объявление, то спасают старую лошадь от скотобойни и пожара.
А «Вафельное сердце» — это название рецепта вафель, которые печёт бабушка Трилле на протяжении всей постановки. Причем печет по-настоящему: запах свежей выпечки на протяжении постановки неоднократно сводит зрителей с ума. Все благодаря трудолюбивой бабушке, которая готовит вафли прямо за кулисами.
Отдельно стоит отметить исключительно грамотный подход режиссера к выбору актеров. Сам Павел Матушевич рассказал, что определиться с этим ему помогли этюды. Он попросил учеников понаблюдать за своими бабушками и дедушками и затем представить это в небольших сценках. Кроме того, режиссер рассказал, что занимается с ребятами уже полтора года и, как преподаватель, знает, кто и на что способен, и в зависимости от этого распределяет роли.
Мне кажется, самое важное в этой работе — это как раз возраст наших актеров. Они не играют, они себя проживают на сцене. Они еще не забыли, каково быть беззаботным ребенком, и просто проживают это перед зрителем. А, к примеру, те, кто бабушек и дедушек играют, — это наглядная иллюстрация их личного отношения к своим настоящим бабушкам и дедушкам. Дети, когда играют эти роли, представляют своих бабушек и дедушек. Мне кажется, что наши студийцы имеют право выходить на профессиональную сцену и показывать спектакли для широкой публики. Потому что они со своей детской непосредственностью полностью погружаются в эту профессию, в свою работу. Минусов еще нет, а плюсы уже вкусили, получается. И они этим настолько горят и отдаются: у них, кроме этого, больше ничего нет. Они верят безоговорочно. А если они верят, то и мы верим
— Павел Матушевич, преподаватель студии, артист ТЮЗа им. А. Вампилова
Стоит отметить, что в пьесе поднимаются важные темы дружбы, верности, семьи, одиночества и даже смерти. Неслучайно эта постановка рекомендована для семейного просмотра — как детям, так и взрослым. И она действительно найдет отклик в сердцах театралов любых возрастов. Особенно примечательно то, что столь сложную и многогранную постановку режиссер с актерами смогли отрепетировать и представить к показу всего за две недели. Вышло безупречно! С сухими глазами из зала не вышел ни один зритель.