В Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» завершился первый этап воссоздания дома татарского переселенца ― это один из основных экспозиционных объектов переселенческой зоны. При его создании были учтены все особенности быта татар. Впереди у сотрудников музея ещё много работы, по результатам которой гости смогут погрузиться в атмосферу татарского дома.
Анна ЛАЗАРЧУК

Фото: Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
Воссоздаваемый в переселенческой экспозиционной зоне дом выполнен с учётом характерных для татарской архитектуры приёмов и форм, привнесённых переселенцами, прибывшими в Иркутскую губернию по Столыпинской аграрной реформе. Согласно традициям дом размещён с незначительным отступом от линии улицы. Особенностью является и его постановка глухой стеной на улицу, что связано с древними мусульманскими обычаями, по которым посторонние мужчины не должны были увидеть женщину в окне дома. Эта особенность была принята во внимание при выборе строения для перемещения в музей.
В 2021 году из села Анга Качугского района перевезли брёвна и конструктивные элементы дома, построенного в начале ХХ века. Здание с глухим уличным фасадом имело некоторые утраты и перестройки. В ходе подготовки проекта и приспособления для музейной экспозиции воссоздали элементы, характерные именно для татарского домостроения. Дом реконструирован с использованием композиционных мотивов и архитектурных приёмов, присущих традиционным татарским постройкам в деревне Шаховская Аларского района.
Дом татарского переселенца отличается небольшими размерами и аскетичной архитектурой. Считается, что это было предопределено правилами мусульманского священного предания ― сунны. По этим правилам при строительстве дома во всём необходимо было соблюдать меру: не тратить много денег, ограничивать высоту постройки тремя метрами, чтобы не загораживать лучи солнца соседям, ширина постройки должна была соответствовать потребностям семьи и желательно не превышать шести аршин (4,26 метра). В жилом домостроении порицались любые излишества.
Для переселенческих татарских домов характерно очень скупое оформление фасадов, заключающееся лишь в обрамлении окон простыми щипцовыми наличниками или полным отсутствием наличников с закрытием верхней оконной колоды нащельником. В музее окна татарского дома украшены скромными наличниками, какие-либо другие элементы декоративного оформления отсутствуют.
Сени выполнены без потолочного перекрытия, из них по приставной лестнице можно подняться на чердак дома, где в татарских семьях хранились традиционные подсушенные и вяленые продукты, такие как пастила, колбасы, птица и другие.
Сохранена ещё одна особенность татарского дома ― высокое положение пола над уровнем земли, возможно, с целью сохранения тепла, так как пространство под полом у татар, как правило, не использовалось в бытовых целях.
Как рассказали порталу «Культура 38» сотрудники музея, строительство экспозиционного пространства и инфраструктуры запланировано на следующий год. Экспозиция будет воссоздавать убранство татарского дома, чтобы гости могли полностью погрузиться в его атмосферу.
В доме традиционно располагалась большая печь ― мич, схожая с русской, со вмазанным в неё котлом-казаном, имеющим отдельную топку. Отличительным элементом интерьера татарского жилища был сяке ― деревянный помост шириной от 1 до 2 метров и высотой около 60 сантиметров, встраиваемый по всей передней стене дома. Сяке ― это, прежде всего, спальное место. Также на нём ели, принимали гостей. Днём на сяке раскладывали ковры и подушки.
Интерьер татарского дома отличается наличием большого количества вышитого текстиля с традиционным растительным орнаментом, поскольку в мусульманской культуре запрещены изображения человека и животных. Рукоделием занимались женщины, они находились дома, скрытые от посторонних глаз. Стены и окна украшались вышитыми рушниками, спальное место ― подзорами. На полу расстилались цветные домотканые половики, вдоль стен ставились сундуки с росписью. Стены украшались изречениями из корана, молитвами, религиозными текстами ― шамаиль. В доме присутствовали традиционные татарские атрибуты: намазлык ― коврик для совершения намаза, кумган ― сосуд для омовения. В данный момент научные сотрудники музея подбирают эти и другие экспонаты.
Читать также:
- По следам археологов: в «Ангарской деревне» воссоздан пороховой погреб XVII века
- «Тальцы» готовят «Виртуальное возвращение»
- Новые экспозиции и памятник открыли в «Тальцах»