В ноябре на севере Иркутской области в небольшом поселке Улькан прошло громкое событие. Поселок отметил 49-ю годовщину строительства поселка, а также равную годовщину строительства Байкало-Амурской магистрали. В честь этого события в поселке прошел праздничный концерт.
История поселка
Краткое слово «БАМ» звучало в начале 80-х с трепетом на устах, билось жизнью в молодых сердцах. Решением исполкома Казачинско-Ленского районного Совета народных депутатов трудящихся за № 160 24 октября 1974 года был согласован план временных поселков строителей на станциях Киренга и Улькан. Именно в это время был создан строительно-монтажный поезд № 571.
2 ноября 1974 года близ деревни Юхта, на 209 километре трассы, высадился первый десант будущих бамовцев. Юноши и девушки-комсомольцы во главе с начальником Фроловым Анатолием Николаевичем прибыли для строительства поселка, который получил звучное имя Улькан (что в переводе означает «чистая вода»). У поселка на тот момент было большое будущее: 10 тысяч населения, развивающиеся предприятия — строительно-монтажный поезд 571, автоколонна, мехколонны, больница, школа, музыкальная школа, детский сад, дом быта, ОРС, клубы, спортивные площадки. Все это было построено людьми с большой душой и верой в счастливое будущее. И они были счастливы жить ради великой цели построить БАМ.
Поселок Улькан был признан самым красивым на западном участке Байкало-Амурской Магистрали. Его строили строители 39 национальностей. Сейчас это кажется нереальным. Но тогда люди были одной страны Союза Советских Соц. Республик, были воспитаны на самоотверженности, дружбе. Добрую память о себе оставили азербайджанские строители. Они построили поселок железнодорожников, станцию и вокзал. И как национальный символ труженика — строителя, доброго старателя для людей поставили на привокзальной площади Фархада — героя эпических поэм Востока. Возле него состоятся свидания влюбленных, к нему приезжают новобрачные, чтобы возложить цветы к его ногам, и выпускники школ ульканских обязательно приходят в ночь прощания со школой.
Праздничный концерт
«Бам строили вместе!» — так назывался концерт, посвященный 49-ой годовщине строительства БАМ и поселка Улькан. В рамках концерта администрация Ульканского городского поселения наградила самых активных жителей поселка почетными грамотами, благодарственными письмами и денежными поощрениями. Коллективы исполнили праздничные номера. Далее слово предоставили Союзу пенсионеров Улькана, которые непосредственно принимали участие в строительстве Байкало-амурской магистрали.
Прямо с неба попадали
Вот что говорят старожилы поселка:
«За год до того, как они появились, привез нам Хандыга Владимир Павлович, секретарь райкома, большую книгу про БАМ, про эту самую дорогу рассказывал. Глядим мы на эту книгу, улыбаемся. Ну а дорога… До войны её здесь искали, после войны искали, говорили много, а все тихо.
А потом они к нам появились. Прямо с неба попадали. Один раз вертолет в огороде сел — крыша слетела, у нас крыши старые, трухлявые. Еды у них сразу с собой не было. Фролов по избам ходил, хлеба мы дали, молока, мяса, по деревне их расселили. Мы им старые амбары отдали под контору и общежитие, лошаденок дали — у них сперва техники мало было. Но все равно, думали, ничего они тут не сделают, в глуши нашей. Ну что — одну просеку так прорубили, две — так. А потом уж как-то весной пришли, батюшки, а там уж дома стоят, да большие, да много».
Комиссаром первого отряда был Николай Тымуш. Бойцам этого отряда предстояло обустроить временный поселок, в котором спустя недолгий срок будут приняты строители БАМа. Николай Григорьевич Тымуш — один из тех людей, что с годами не меняются. Так же как в юности молчалив, вежлив. Только вот волосы поседели и выдают возраст первопроходца Улькана.
Вот что он рассказывает сам о тех временах:
— Мне выпала честь быть первым из тех, кто начинал строить Улькан. Руками молодых было сделано немало: сооружён лучший поселок на Западном участке БАМа, по железнодорожной магистрали идут поезда. Кажется, всё это было вчера: высадка на вертолетном поле в Юхте, первая просека, первый дом. Как комсорг я отвечал за выгрузку вертолетов, занимался плотницкими работами, надо было оборудовать деревенские амбары под жилье. В 1974-75 годах газеты много писали о том, что главной неожиданностью для бамовцев стали сильные морозы. Первые два месяца, ноябрь-декабрь, работали «под запись», зарплату не давали, т.к. в десанте были только строители и повара. Бухгалтерии не было, кассиров тоже… Позднее, когда деньги появились, но людей по-прежнему не хватало, за завтраки, обеды и ужины в столовой рассчитывались сами, без контролеров, просто кидали деньги в миску на раздаче. Пока не пробили зимник, не хватало техники. Завезли вертолетом ЗИЛок — водовозку. Бочку сняли, поставили кузов, возили на этой машине людей на работу. Приходилось и на лошадях работать, таскать бревна для строительства моста через Юхтинку.
Улькану сразу повезло. Во-первых, он начинался не на пустом месте — рядом была деревушка, хоть маленькая, но живая. Во вторых, когда строили поселок, отступили чуть от проектной точки, и выбрали ровное и сухое место в негустом молодом лесу. Лес этот постарались сохранить, вырубали только по необходимости — точно по линиям, где проходили улицы. И, в-третьих, в Улькане сразу думали о людях: в новые дома из вагончиков и амбаров первыми перешли рабочие, а последними — секретарь парткома и начальник СМП. Это вдохновляло на ударный труд: ульканцы постоянно перевыполняли план и были первыми в соревновании: поселок строителей получил звание «лучший поселок трассы», а СМП−571 — звание «коллектив коммунистического труда». На всем БАМе, кстати, никто больше не имеет такого звания.
Ульканцы, верные своему бойцовскому характеру, живут надеждой на перемены к лучшему. А это значит, что история поселка продолжается, что здесь будут строиться новые детсады и школы, будут рождаться счастливые дети, с гордостью говорящие, что рождены на БАМе.