В субботу, 29 апреля, в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского прошла премьера современной оперетты «Брачное агентство». Это эксклюзивный материал, который ранее нигде не был представлен. Оригинальный сценарий и музыку авторы создали специально для иркутского театра.
Либретто и стихи написала Алина Байбанова, известная иркутским зрителям как автор поэтических текстов к мюзиклу «Декабристы». Ставит спектакль режиссёр из Санкт-Петербурга Василий Заржецкий. Композитором выступил создатель первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика», заслуженный деятель искусств РФ Александр Журбин.
Талантливых композиторов немало, но лишь единицам удавалось совершить такой прорыв в искусстве, как Александру Журбину, написавшему совместно с Юрием Димитриным первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика». Для того времени это было высадкой на Луну. Поэтому мне очень хотелось поработать именно с Александром Борисовичем. Идея «Брачного агенства» , описанная мной в виде краткого синопсиса, к моменту знакомства с Журбиным уже существовала. Я набралась смелости и предложила почитать маэстро этот сырой вариант. К моей радости, я получила живой и сердечный отклик: «Алина, это очень смешно! Давайте писать». Я вдохновилась и разработала сценарий шире. Дальше мы предложили его в Иркутский театр им. Загурского, на сцене которого уже были поставлены «Декабристы», к коим я приложила руку в качестве автора текстов. Театр очень тепло воспринял этот материал, и мы с Александром Борисовичем с удовольствием взялись за создание музыкального произведения, жанр которого он определил как оперетту. Работалось на одном дыхании. Журбин написал очень красивую и глубокую музыку. Он был вдохновлён и энергичен все это время. Мы много и подробно переписывались, обсуждая пьесу. Александр Борисович — умнейший человек, и все сказанное им когда-то в качестве совета мне как человеку, творческой единице действительно ценно.
Несколько слов о самой идее: сама жизнь предложила мне этот сюжет. По первой профессии я — врач, кардиолог и клинический психолог. Был период, когда я активно практиковала в качестве психолога, в том числе была приглашенным консультантом в одном из московских брачных агентств. Агентство было хорошим, его хозяйка искренне пыталась помочь одиноким людям, но случались и курьёзы. Прямых совпадений или каких- то узнаваемых ситуаций из жизни отдельных людей в спектакле нет, и этика полностью соблюдена. Так что в отправной точке я опиралась на жизненные факты, а дальше отдалась творческой фантазии. Говоря о смыслах спектакля: личная жизнь — наиболее животрепещущая составляющая человеческого существования, на которой базируется все остальное. Мужчинам для подвигов нужен крепкий тыл, женщинам для продолжения рода — надежная спина. Но без настоящей любви в отношениях все это — лишь иллюзия. Поэтому тема любви и брака будет жить вместе с человечеством всегда. Идеальный зрительский отклик для меня — это радость. Произведение выполнено с любовью, и очень хочется, чтоб иркутский зритель был исполнен радости, удовольствия, веселья на просмотре спектакля. Тем более я знаю, что труппа театра просто блистательна в комедийном жанре. Также искренне хочу, чтоб и актеры, и постановочная команда получили удовольствие от этой работы
— Алина Байбанова, автор либретто и стихов
Музыкальный театр сотрудничает с композитором Александром Журбиным уже не в первый раз. На иркутской сцене ставили его спектакли «Пенелопа» (1984, 2003), «Неаполитанская вдова, или собака на сене» (1987), «Цезарь и Клеопатра» (2011), «Дамский портной» (2016). Александр Журбин написал множество сочинений для музыкального театра: восемь опер, три балета, более 40 мюзиклов. Однако к жанру оперетты опытный композитор решил прикоснуться впервые.
Я написал много сочинений для музыкального театра. Большинство из них были поставлены, какие-то — неоднократно, некоторые с успехом идут в театрах России и за рубежом. Но почему-то я никогда не прикасался к жанру оперетты. Считается, что жанр оперетты умер вместе с композитором Имре Кальманом, то есть в 1953 году. С тех пор все попытки написать оперетту многими композиторами и либреттистами были неудачными… И появилось мнение, что оперетты более не существует. В это верил и я. Но когда Алина Байбанова предложила мне либретто под названием «Брачное Агентство», я сразу подумал, что это очень похоже на оперетту. Тут, наверное, надо очень кратко пояснить, чем оперетта отличается от оперы и от мюзикла. Я считаю, что в оперетте всегда должен быть счастливый конец. Там могут быть разные драматические коллизии, но никто из героев никогда не умирает, а если и умирает, то в следующем действии этот герой удивительным образом воскресает. То есть, оперетта — жанр веселый. В отличие от мюзикла, который может быть и веселым, и драматическим, и даже трагическим ( вспомним хотя бы «Вестсайдскую Историю»). Про оперы я и не говорю. большинство опер кончаются смертью героя, или нескольких героев, если, конечно, это не комическая опера. Конечно, написать настоящую оперетту — трудная задача. Прежде всего либретто должно быть очень смешным, должно быть несколько пар, и у каждой своя история, и у каждой много всяких проблем, чисто человеческих, простых, бытовых. Но все должно закончиться хорошо. Именно так мы задумали это произведение. Спектакль в Иркутском музыкальном театре — это мировая премьера, это произведение именно иркутяне услышат первыми. И от их оценки будет зависеть судьба этой «современной оперетты».
Как говорил великий французский драматург Мольер, в театре есть только одно важное слово, и это слово — УСПЕХ. Надо чтобы люди там, где надо — смеялись, где надо — грустили, в конце долго аплодировали, и придя на следующий день на работу, рассказали бы своим сослуживцам, какую классную вещь они посмотрели, и что это нельзя пропустить. Причем я очень хочу, чтобы на этот спектакль пошли не только люди старшего поколения — в СССР все любили оперетту. Но и те, кто родились уже в Российской Федерации, сегодняшние студенты, молодежь. Мы постарались сделать так, чтобы этот сюжет, эта история, эта музыка понравились сегодняшним молодым людям. Ведь речь идет о семье, браке, важности найти себе пару. Это и есть наша цель.
В старые времена считалось, что выходя с премьеры музыкального спектакля, люди должны напевать какие-то мелодии из этого спектакля. Мне кажется, у нас есть несколько таких «шлягерных» мелодий. Но главное — чтобы люди вышли из театра в хорошем настроении. И с надеждой, что все будет хорошо. И чтобы они благодарили театр за хороший спектакль. Для авторов — это самая большая радость
— Александр Журбин, композитор
Современная оперетта «Брачное агентство» стала завершающей премьерой творческого сезона Иркутского музыкального театра. Показы — 29 и 30 апреля, 4 и 5 мая.