Любовь к чтению планируют развивать через интерактивные форматы

Семинар-практикум о культуре соучастия прошёл 13 октября для специалистов библиотек Иркутской области. Приглашённым спикером стала ведущий научный сотрудник Московского городского педагогического университета Елена Романичева.

Любовь к чтению планируют развивать через интерактивные форматы
Фото: Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева

На мероприятии присутствовали более 40 специалистов, работающих с детьми, из Иркутска, Ангарска, Усть-Кута, Черемхова, а также из Аларского, Балаганского, Жигаловского, Качугского, Нижнеилимского, Эхирит-Булагатского районов. Участники говорили о росте книжных клубов, увлечении миллионов людей написанием и чтением фанфиков — всё, что вовлекает в творческий процесс, сегодня на пике популярности.

Темой встречи стала «Современная библиотека: принципы партиципаторности, новые форматы детской литературы и творчество читателей», то есть простыми словами культура соучастия, когда читатели творчески включаются в создание нового контента в библиотеке.

На современного ребёнка обрушивается огромный объём информации. Однако люди хотят сейчас не только потреблять, но и сами в чём-то участвовать. Участники семинара обсудили творческий вход в книжный текст, новые издательские форматы и способы их применения в работе детской библиотеки. Состоялся обмен мнениями, примерами из практики сотрудников муниципальных библиотек Иркутской области и обсуждение современных тенденций в продвижении чтения среди детей и подростков.

Из соучастных библиотечных практик можно выделить «Книжный клуб», «Книжные приятели», рецензии, подборки книг по хештегу, «Дневники чтения», совместные исследования, «Учебный день по книге», проживание книги в жанре театральной педагогики

— Елена Романичева, заслуженный учитель РФ (Москва)

Как было отмечено на семинаре, сотворчество придаёт каждому человеку значимость: опыт и навыки всех уникальны и ценны, самовыражение поощряется, каждый вносит свой вклад в соответствии со своими способностями и умениями, работает на воплощение увлекающей идеи, на достижение основной цели соучастия. При таком подходе детей не нужно заставлять читать, можно вводить в чтение через совместное творчество, вовлекать в мир книг, идей и фантазий. Именно так библиотеки могут стать частью образовательной среды и семейного культурного досуга. Кроме того, в этом процессе важна поддержка детей родителями и педагогами. Школьники могут участвовать в составлении книжных выставок, готовить материалы для них, придумывать квесты, записывать буктрейлеры, аудиогиды и подкасты, создавать фандомы популярного писателя.

Как было отмечено на мероприятии, все эти инициативы необходимо воплощать в жизнь, ведь дети сегодня хотят больше игровых форматов и возможностей для самовыражения, творчества и успеха.

Организатор — Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева

СПРАВКА
Елена Станиславовна Романичева — ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации. Является одним из авторов издания «Чтение. Энциклопедический словарь» (2021, ФГБУН НИЦ  «Наука» РАН), выпущенного в России впервые.

Читать также:

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться