В Иркутске состоялась премьера спектакля по пьесе отца Сергия (Кульпинова) и иркутской писательницы Валентины Сидоренко.
Валерия БАШКАТОВА
В Иркутске состоялась премьера спектакля о святителе Иннокентии. Работа интересная и сложная: режиссеру нужно было найти грань между духовной составляющей, исторической достоверностью и не дойти до обмирщения образа.
Соблюдение золотой середины и есть одна из ключевых задач хорошего драматурга. В данном случае в качестве авторов пьесы выступил интересный тандем: отец Сергий (Кульпинов) и опытный литератор, член Союза писателей РФ Валентина Сидоренко. Место представления их сочинения — Иркутский областной театр юного зрителя имени Александра Вампилова. Яркая премьера приурочена к 95-летию театра.
Произведение получило броское наименование — «Шатун». Действительно, образ голодного злого медведя, не залегшего в берлогу холодной сибирской зимой, неоднократно возникает перед нами, олицетворяя и мировое зло, и страшную расплату за грехи, и некую бесприютность самих героев. Вот почему многих из них тоже можно назвать «шатунами».
Авторы спектакля хорошо изучили историческую литературу о святителе Иннокентии. Отражены и история его появления в Сибири, и несостоявшееся посольство в Китай, даже сделан намек на будущее возвращение его мощей через город Ярославль. Вплетен в канву повествования и образ Афанасия Сибирякова — основателя будущего купеческого рода. Чтобы ввести зрителя в курс того, что произошло за 18 лет, разделяющих события первого и второго действий, был придуман диалог между боярином Шубиным и его собеседником Сибиряковым.
Святитель Иннокентий появляется перед нами лишь в первом действии, во втором же зрителям предстоит посмотреть, следуют ли герои его заветам. Сказать по правде, следуют не очень, хотя жизненные коллизии и должны бы по идее направить их на путь истинный. Авторы спектакля представили нам правдивую историю: соприкосновение со святым не создало идеальных людей. Герои продолжают оставаться со своими страстями, сомнениями. Так по сути и не понял до конца чувств своей дочери боярин Шубин. Не принял крещения и бурятский князь Анга, хотя обещал святому сделать это в случае появления наследника. Но все равно где-то в глубине души у каждого из них живет как духовный ориентир образ Иннокентия, пусть до конца и не постигнутый!
Герои вышли очень убедительными и жизненными. Во многом их черты проецируются и на сегодняшний день. Взять, к примеру, побочный образ еврея Зямы — сначала бродяги, затем владельца кабака. Перед нами — типичный делец эпохи рыночной экономики. Или же архимандрит Антоний, дорвавшийся до богатства и окончивший свои дни в кандалах.
Перед нами — ряд очень ярких актерских работ. В первую очередь хочется отметить Вячеслава Степанова — исполнителя роли Иннокентия. Святой предстает перед зрителем предельно простым, хотя и наделен даром прозорливости. Выразительно показан непростой характер Павла Шубина, который представил артист Андрей Стрелюгин. Его героя жизненные коллизии все время ведут к постижению некоей правды, которая, кажется, так и остается для него в полной мере не изведанной. Но при этом за свои грехи данный персонаж, несомненно, настрадался сполна.
Прекрасно показан и образ Афанасия Сибирякова, роль которого исполнил Илья Крикун. Предельно сложный персонаж — Анга. Местами он должен быть грозен, местами комичен, местами убит горем. И все это нужно сыграть, создав цельный характер. Эту задачу очень тонко выполнил артист Николай Кулебякин. Острохарактерную роль Зямы с блеском показал Михаил Ройзен. Наконец, крайне колоритный образ главы артели нищих Силантия дал заслуженный работник культуры Республики Бурятия артист Владимир Безродных. Нам показан настоящий русский странник, для которого вся жизнь — дорога, и на дороге, по словам персонажа, ему и умереть. Образ красноречив и символичен! Весь актерский состав спектакля играл как слаженный ансамбль.
Наконец, необходимо отметить, что довольно важное место в спектакле занимают мультимедийные эффекты, ведь декорации заменены экраном на заднем плане. Все было сделано со вкусом.
Авторы пьесы намекают нам на то, что законы праведной и неправедной жизни предельно просты. Но вот для постижения этой простоты, проведения грани между добром и злом иногда необходима целая жизнь. А иногда и жизни мало! Постановка поможет молодому поколению лучше узнать и навсегда запомнить историю жития епископа Иннокентия Иркутского.