«Рождественские грезы» как анализ женского одиночества: в драмтеатре Иркутска премьера

И всё-таки я такая фантазерка…

Валерия БАШКАТОВА

«Рождественские грезы»
Источник: портал «Культура 38»

Иркутские театралы наверняка помнят популярную в свое время лирическую комедию «Пока она умирала». Ее премьера в Иркутском академическом драматическом театре им. Н. П.Охлопкова состоялась 29 октября 1998 года. И вот, спустя 26 лет, знаменитая постановка вернулась на сцену иркутского драмтеатра. Знакомая и привычная история на этот раз получила совершенно другое прочтение и оставила после себя горькое послевкусие. Благодаря режиссуре Александра Баркара, спектакль приобрел более глубокий психологический смысл и сменил название на «Рождественские грёзы».

Те, кто смотрел классическую версию постановки или фильм «Приходи на меня посмотреть», снятый в 2000 году по мотивам этой пьесы, согласятся, что невозможно не относиться к этой истории как к легкой сказке. Ведь не бывает такого, чтобы старая дева в одночасье обрела семью, как по мановению волшебной палочки. Вот и Александр Баркар подумал: «не бывает…» и представил иркутскому зрителю свое видение этого известного сюжета.

Название «Рождественские грёзы» для спектакля выбрано не случайно, как и каждое, даже казалось бы непреднамеренное действие в постановке. Именно «грёзы» стали центральной темой будущего спектакля. Главная героиня Таня, которую в этой постановке играют Надежда Савина и Ярослава Александрова сама себя называет фантазеркой. И это так или иначе проявляется на протяжении всей постановки, в любых, даже мелких деталях. И недосягаемая мама (Виктория Инадворская и Марина Елина), которая на протяжении практически всего действия смотрит на дочь свысока (буквально), и окна на полу и даже технический персонал, разбирающий декорации на глазах у зрителя, создают тревожное впечатление нереальности происходящего.

Помимо нового взгляда, Баркар значительно омолодил постановку. Главная героиня — женщина, которая выглядит едва ли старше 35, а ее мать точно не похожа на умирающую старушку. Кроме того, в спектакле появились современные понятия, профессии, гаджеты, благодаря чему постановка смотрится свежо, а не «ретро». По большей части, в затхлую квартиру с Таней и ее матерью, эмоционально и морально застрявшую в прошлом, врываются как глоток свежего воздуха прогрессивный и современный Игорь (Иван Гущин и Сергей Кашуцкий) и яркая и модная «внучка» Дина (Алёна Бочкарёва и Инна Королева). Кстати, интересный факт: нынешняя Таня — Ярослава Александрова, в постановке 1998 года играла как раз внучку.

После этой постановки сложно выйти из зала с легким сердцем. Финал душераздирающий. Реакция зрителей на премьеру также не была однозначной. Но равнодушным точно никто не остался.

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться