Премьерные показы 11 спектаклей по фольклору коренных народов Байкала с аншлагом прошли в Иркутске. Проект «Необъятное Море-Далай» охватил театры из пяти городов Иркутской области и Республики Бурятия: Иркутска, Усть-Илимска, Братска, Черемхова и Улан-Удэ.

Фото: Иванна Обухович/«Культура 38»
Спектакли создавались в экспериментальном творческом союзе. Их объединял мотив Байкала как священного места, где звучит голос предков и живы традиции. Историки и этнографы отбирали аутентичный фольклорный материал. За соблюдение языковых и культурных нюансов отвечал исследователь фольклора Сибири, автор бестселлера «Мифы Байкала» Александр Исаков. Драматурги писали пьесы по новым для себя сюжетам, а байкальские театры впервые работали с приглашёнными режиссёрами.
Сегодня в России побеждает русский язык, в Китае — китайский язык, а языки малых народов начинают вымирать. Как не терять разнообразие культур малых народов? Как сделать так, чтобы эти замечательные культуры всё-таки сохранились и развивались? Мне кажется, это очень актуальная тема
— Ланьбо Цзяо, режиссёр (Китай)
Сквозной темой нескольких эскизов стало сохранение национальной памяти. В спектакле «Дело Гэсэра» история о мифологическом богатыре-защитнике перекликается с судьбами учёных, репрессированных в 1940-х годах за воссоздание бурятского эпоса. В российско-китайской постановке «Табу» поднимается тема законов рода и духовных опор, необходимых современному человеку, даже если он верит не в богов, а в науку.
Одни театральные наброски строго следовали канонам классических фольклорных сюжетов, другие предлагали их современное прочтение, где сказочный рыбак становится айтишником, а подростки-зумеры помогают бурятским божествам-тэнгриям вспомнить, зачем они создали мир.
Все инсценировки прошли с аншлагом, посетить их смогли более тысячи зрителей. В последующем видеозаписи спектаклей станут доступны в соцсетях фонда «Вольное Дело». Лучшие из эскизов войдут в репертуар иркутских и бурятских театров.
Напомним, показы шли в течение двух дней на трёх сценах Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова. Для работы в лаборатории были предложены мифы и предания коренных народов байкальского региона — бурят, русских, эвенков, тофаларов и сойотов.
Подробнее о представленных постановках