Выберите город или район:



Культурные выходные: авторы из Приангарья, которых вы не читали

По мере приближения осенних холодов у многих возникает желание остаться дома, чтобы согреться. Чтение книг — приятный способ провести свободное время и поближе познакомиться с писателями своего региона. Редакция портала «Культура 38» подготовила для вас обзор нескольких небольших произведений, которые, возможно, вам ещё не знакомы. Прогулка на свежем воздухе может подождать, пока погода не смягчится.

Андрей Антипин, «Капли марта»

Андрей Александрович Антипин родился в 1984 году в селе Подымахино Усть-Кутского района Иркутской области. Заочно окончил факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета. Публикуется в журналах «Наш современник», «Москва», «Юность», «Сибирь», лауреат журнала «Наш современник» (2010).

Повесть «Капли марта» — это история взросления, действие которой разворачивается в сибирской деревне в 1990-х годах. Главный герой, маленький мальчик, учится справляться с жизненными трудностями и взрослеет, живя со своей бабушкой, пока его мать находится в больнице. В сюжете затрагивается социальная и моральная напряженность, существующая в обществе того времени. Автор повествует о повседневной жизни главного героя и его семьи, исследуя темы любви и одиночества.

«Не только у бабушки, но и у мальчика, крутившегося под ногами, глаза были на мокром месте. A когда они в последний раз там были без хорошей-то выволочки?! Такая песня велась тяжело, словно несла её бабушка на закорках, с расстановкой — когда «в горку», а «под горку» — с широким вольным заламыванием руки, которую Клавдия Еремеевна откидывала на сторону, точно занесённое для гребка весло, а потом росчерком ласточкиного крыла стремительно возносила над головой:
И никто-о-о-о не узна-а-а-ет,
Где моги-и-и-и-и-лка-а мо-о-я-я-я-я-я-я…
Хорошие были песни! Только грустные»

Полную версию повести можно прочитать по ссылке.

Елена Жилкина, поэзия

Елена Викторовна Жилкина родилась в 1902 году в селе Лиственичное Иркутской губернии Российской империи. Поэтесса. С 1958 года — член Союза писателей СССР. Елена училась в Иркутском университете. В 30-е годы сотрудничала с журналами «Будущая Сибирь» и «Сибирские огни», печаталась в альманахах «Переплав» и «Стремительные годы».

Она была человеком, любившим путешествовать и легким на подъем, но всегда возвращалась в Сибирь. Елена Жилкина была одухотворенным человеком, находившимся в гармонии с природой и ее красотой. Это глубокое понимание проявляется в ее работах, которые передают богатство жизни через призму чувствительной и проницательной личности.

Мне не понять жестокости нелепой…

Мне не понять
жестокости нелепой,
когда стреляют птицу
на лету.
Был ясный полдень
на исходе лета
в притихшем,
настороженном лесу.
Казалось, что забавные кедровки
затеяли веселую игру…
Был зорок глаз,
и руки были ловки,
и нежный пух
кружился на ветру.
Вот почему тогда
сгустились тучи,
из лесу враз
вся красота ушла:
лежали на земле
пушистой кучкой
их маленькие теплые тела.

Геннадий Михасенко, «Пятая четверть»

Геннадий Павлович Михасенко родился в 1936 году в городе Славгороде Алтайского края. В Новосибирске Геннадий Михасенко окончил инженерно-строительный институт. Его дипломный проект назывался «Производство бетонных работ на Братской ГЭС». Позднее Геннадий Павлович переехал в Братск вместе со своей женой, где они поселились в деревянной избе.

Впечатления от работы на заводе, жизни в деревянной избе легли в основу повести «Пятая четверть», изданной в 1969 г. В этой повести Антон Зорин после успешного окончания шестого класса приезжает на каникулы в Братск к своему брату Лёне, который работает инженером на Братской ГЭС. Там мальчик находит новых друзей, мечтает о дальнейших путешествиях, полетах над океаном тайги, постигает суровую, но интересную жизнь города-новостройки.

— Тонет наш Падун, — сказал Леонид, опять глянув на часы. — Тонет бедняга. И никакой спасательный круг не поможет… А странно ведь, Антон. Вот ты любишь астрономию, любишь читать про всякие космические катаклизмы, вот ты вдумайся — древнее Иисуса Христа и царя Гороха, ровесник разве что диплодоку, почти вечный, этот порог через неделю исчезнет. Навсегда!..
— Покорение природы! — сказал Антон.
— Именно покорение… А знаешь, что прежде всего случится, когда поднимется море? — спросил Леонид, не шевельнувшись, а только скосив на братишку глаза. — Мошка исчезнет… Да, да, вот эта самая мошка, от которой ты так невежливо отмахиваешься. Она, говорят, в порогах плодится.

Полную версию повести можно прочитать по ссылке.

Юрий Самсонов, «Плутни робота Егора»

Юрий Степанович Самсонов родился в 1930 году в Красноярском крае. Окончил Иркутский педагогический институт. Работал в газете «Восточно-Сибирская правда», затем корреспондентом ТАСС уехал на крупнейшую в стране стройку — Братскую ГЭС.

В своем творчестве Юрий Самсонов в основном придерживался направления сказочной и аллегорической фантастики. Он считается детским писателем, но его легкий язык и сложные философские вопросы будут интересны и взрослым. Например, произведение «Плутни робота Егора» заставляет задуматься над вопросом, почему персонажи-люди называются Сержантом, Карапузом, Пенсионером, и только робот носит настоящее «живое» имя — Егор?

Обернувшись, я заметил Сержанта, который лежал на полу в мокром виде. То есть, я намекаю не на нетрезвое состояние (в чем Сержант не замечен), а на состояние одежды, впитавшей в себя большое количество воды от сапог до погон.

Полную версию повести можно прочитать по ссылке.

Надежда Калиниченко, «Марта Амвросиевна»

Надежда Николаевна Калиниченко родилась в 1972 году в городе Усть-Куте Иркутской области. Библиотекарь, поэтесса, прозаик.

Цикл рассказов «Марта Амвросиевна» — это объединение произведений небольшого объёма о приключениях, которые случаются с пожилой героиней каждый день. Лёгкий язык и небольшой объем (2–5 страниц) делают эти рассказы хорошим выбором для чтения на выходных. Тематика рассказов варьируется от юмористической до драматической.

Ну надо же такому случиться, что среди двенадцати скамеек, тянущихся по краю каменной дорожки и сейчас абсолютно свободных, эта парочка села именно на третью от входа в аллею, то есть на ту самую, которую Марта Амвросиевна давно и безапелляционно считала своей! Но будучи достаточно упрямой, Марта Амвросиевна и не подумала присесть на другую скамью. Нет, она энергично двинулась вперёд, выбрасывая трость на расстояние двух-трёх семенящих шагов. Подходила к скамье Марта Амвросиевна с плотно сжатыми губами и независимым видом.
«Люди-человеки…»

Также для этого цикла характерна тема близости человека и животного. Так, в конце рассказа «Кабельное телевидение» представлен следующий эпизод о кошке Марусе:

В эту ночь Марте Амвросиевне снилась Маруська в ночном чепчике, сидящая в кресле перед телевизором. Маруська слушала важные новости, смотрела, как на экране толпа бандитского вида котов атакует облезлую дворнягу, и, вытирая мягкой лапкой то и дело сбегающие блескучие слёзы, шептала: «Люди, чисто люди. Мя… Хуже людей, у тех хоть душа есть…»

Полную версию повести можно прочитать по ссылке.